Группа предметов. Множество. Элемент множества. (Урок сообщения нового знания)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Использовать набор задач пятого путешествия для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению материалов пятого модуля. 2. Развивать представления о возможности решения жизненных задач средствами предмета «математика». 3. Познакомиться с понятиями «множество» и «элемент множества». 4. Учиться устанавливать принадлежность или непринадлежность данного элемента данному множеству. 5. Заниматься систематическим повторением и закреплением ранее изученного. 6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала konsp_mat_3kl_ur69- 70.doc
Математика, 3­ий класс.                                                                          Числа от 1 до 1 000                                                                 Путешествие 5. Спортивный лагерь Урок 69 (§ 2.16).   Тема: Группа предметов. Множество. Элемент множества. (Урок сообщения нового знания) Цели: 1.  Использовать набор задач пятого путешествия для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению  материалов пятого модуля.            2. Развивать представления о возможности решения жизненных задач средствами предмета «математика».            3. Познакомиться с понятиями «множество» и «элемент множества».            4. Учиться устанавливать принадлежность или непринадлежность данного элемента данному множеству.            5. Заниматься систематическим повторением и закреплением ранее изученного.            6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ориентироваться   в   своей © ООО «Баласс», 2014 13. Начинаем новое путешествие. ­ Как называется наше новое путешествие? ­ Прочитайте текст об этом путешествии. ­ Кто из вас был в спортивном лагере? ­ Рассмотрите иллюстрацию. ­ Прочитайте тексты предложенных задач  с. 38­39 ­ Можем ли мы решить некоторые из них? 4  6 4. Фронтальная работа.    Задача № 1, с. 38­39 ­ Прочитайте задачу. ­ Какие предметы можно объединить по общему признаку? ­ Какую  надпись на шкафу можно сделать?  (Спортивный инвентарь). 1  2 Фронтальная работа.    Задача № 2, с. 39 ­ Прочитайте задачу. ­ На какой вопрос надо ответить? ­ В условии задачи есть данные для ответа на этот вопрос? ­ Чему мы будем учиться в этом путешествии? ­ Просмотрите другие задания путешествия. ­ Чему ещё мы будем учиться? ­ Прочитайте текст на с. 41  и вы узнаете, с кем  из героев книг мы будем путешествовать.  4  5 II. Постановка  проблемы  (знакомимся…). III.  Сообщение    системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).    4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. ­   7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к © ООО «Баласс», 2014 2нового знания  (узнаём…). 1. Задание № 1, с. 42. Цель работы: – актуализация знаний о том, что объекты можно разбивать на группы по общему названию (знания первого года обучения). (Для работы можно использовать диск 1С «Игры и задачи» 1-4 кл. Математика. Построение логических рассуждений. Классификация, сравнение, аналогия. Множества. Подбери название к каждому множеству. 2 ) 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. Цель работы: – самостоятельное извлечение, обсуждение нового термина и  сопоставление   его   с   известным   ранее   понятием   «группа предметов». ­ Что нового узнали? ­ С каким математическим термином познакомились? ­ Почему это более точное название, чем группа предметов? 3. Задание № 2, с. 42. Цель работы: – перечислить возможные элементы названных множеств. 4. Работа с текстом в оранжевой рамке. Цель работы: – самостоятельное извлечение, обсуждение нового термина  «элемент множества». ­ Что нового узнали? ­ С каким математическим термином познакомились? ­ Приведите свои примеры элементов множества. тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. определять       IV.     Первичное 4  5 Коммуникативные УУД © ООО «Баласс», 2014 3закрепление (применяем…). V.Тренинг (выбираем…). Парная работа. 1. Задание № 3, с. 42  1С\Игры и задачи.1-4 кл. Математика. Построение логических рассуждений. Классификация, сравнение, аналогия. Множества. Подбери элементы к каждому множеству. 4 ) 2. Задание № 4, с. 43  ­ Элементами каких множеств могут быть сосна, торт? 6  1  4  5 Фронтальная работа. 1. Задача № 5, с. 43 ­ Назовите все числовые данные названий множеств семьи Малеевых. ­ Кто придумал больше всего названий множеств? Меньше всего? ­ выполните задание. ­ Смогли бы вы придумать столько названий множеств? 2. Задача № 6б, с.43 ­ Прочитайте задачу. ­ Найдите известные данные. (Их нет). ­ Что сказано о количестве задач, решённых мальчиками? ­ Рассмотрите схему к задаче. ­ Как на схеме обозначено количество задач, которые решил Витя? (Меньший отрезок). ­ Как на схеме обозначено количество задач, которые решил Костя? (Больший отрезок). ­ Как на схеме обозначено, что Костя решил в 3 раза больше задач? (В схеме первый отрезок составляет 3 части, а второй – одну такую же часть). ­ Как на схеме обозначено, что Витя решил на 18 задач меньше? в Развиваем умения:            1  ­  доносить   свою   позицию  до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять  план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества сотрудничать     © ООО «Баласс», 2014 4при   совместной   работе   над учебной задачей; 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ (Разность между двумя значениями отрезков составляет 18 задач). ­ Приготовьтесь рассказать задачу по составленной схеме. ­ Какой вопрос задачи? ­ Предложите свой план решения задачи. ­ Обратите внимание, сколько частей первого отрезка составляют 18 задач? ­ Что можно найти по этим данным? (Можно найти, сколько задач составляют одну такую часть). ­ Как использовать данную величину для ответа на вопрос задачи? ­ Решите задачу. 3. Самостоятельная работа. Задание № 7, с. 43 (по вариантам). Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? © ООО «Баласс», 2014 5 VI.  Итог урока.VII.   Возможное домашнее задание.  Задача № 6а, с.43. Задание № 7, с. 43 (другой вариант). Задание № 8, с. 43 (Можно выполнить в дидактическом материале, с. 62) Возможна работа с дидактическими материалами. Урок 70 (§ 2.17).   Тема: Способы задания множеств (Урок сообщения нового знания) Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».             2. Познакомиться со способами задания множества: перечислением и путём определения общего свойства.             3. Заниматься систематическим повторением и закреплением ранее изученного.             4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            © ООО «Баласс», 2014 6Сообщение II. нового знания. 3. Индивидуальная работа. – Вычисли.         200 + 300          320 + 400          720 + 80          215 + 63         120 + 90            430 + 60            340 + 70          473 + 312         800 – 500          340 – 200           910 – 60          328 – 15         20 – 60              127 + 4               440 – 200        839 – 721 4. Фронтальная работа. ­ Найдите:  1/3 от 84;      1/14 от 56;    ½ от 28;   1/15 от 90; _ Найдите число, если:        1/10 равна 20;      1/8 равна 12;       1/15 равна 10;     1/3 равна 28;   4  6  2 1. Задание № 1, с. 44 Цель работы: – назвать все нарисованные на столе предметы. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. Цель работы: –  самостоятельно сформулировать предположение о том, что если   все   элементы   множества   известны   (нарисованы,   названы, перечислены), то можно сказать, принадлежит данный элемент этому множеству или нет. ­ Как названо множество элементов на столе Лики? ­ Все ли они принадлежат этому множеству? 3. Задание № 2, с. 44 Цель работы: ­ определение общих свойств элементов множеств;   1  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников.     3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:  ­   представлять   информацию   в виде текста, таблицы, схемы.  7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к ­ © ООО «Баласс», 2014 7Первичное III. закрепление (применяем…).   IV. (выбираем…). Тренинг ­ Определите название множества для заданных элементов. ­ Как вы определили эти множества? 4. Работа с текстом в оранжевой рамке. ­ Что нового вы узнали в этом тексте? ­ Выполняли мы раньше похожие задания? ­ Что изменилось? (Формулировка задания) 4  5  2 Работа в парах. 1. Задание № 3, с. 45 ­ Какое название множества вы подобрали по заданным элементам? ­ К какому множеству можно отнести элемент «лето»? 2. Задание № 4, с. 45 ­ Обсудите ответы на поставленные вопросы задания. 3. Задание № 5, с. 45 1  6  5 Фронтальная работа. 1. Задача № 6а, с. 45 ­ Прочитайте задачу. ­ Найдите известные данные. ­ Как ещё можно определить время 3ч 35 мин того же дня?  (15ч 35 мин). ­ Можно теперь ответить на вопрос задачи? 2. Задача № 6б, с. 45 ­ Прочитайте задачу. ­ Найдите известные данные. ­ Какую модель условия можете предложить? (Схема). тексту.  2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного   обсуждения; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом;   4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1  ­  доносить   свою   позицию  до определять     © ООО «Баласс», 2014 8­ Приготовьтесь рассказать задачу по составленной схеме. ­ Что можно узнать, зная, что 28 кусков сахара – это третья часть всего количества? Как найти число по его части? ­ Что можно узнать, зная, что 28 кусков сахара Костя потратил за 2 недели? ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. (Один из способов решения:         1. 28 ∙ 3 = 84(к.) – было;        2. 84 – 28 = 56 (к.) – осталось;        3. 28: 2 = 14(к.) – за первую неделю;        4. 14 : 2 = 7(к.) – будет получать щенок;        5. 56 : 7 = 8(н.) Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 3. Самостоятельная работа. Задание № 8, с. 45 (Ответ: Лобзик) в других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять  план; ТОУУ 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). сотрудничать     © ООО «Баласс», 2014 9Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задание № 7, с. 45 Возможна работа с дидактическими материалами. ТОУУ Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. V.   Итог урока. VI.   Возможное домашнее задание. © ООО «Баласс», 2014 10