Групповая работа на уроках в начальной школе
Оценка 5

Групповая работа на уроках в начальной школе

Оценка 5
Лекции
docx
администрации
Взрослым
02.03.2018
Групповая работа на уроках в начальной школе
азработка способов групповой работы младших школьников на уроке. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Дать каждому ребенку: - взаимообогащение, - воспитание коммуникативной культуры учащихся, - воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей - приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт. – эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; – возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; – опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.
44___.docx
Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №2 Золотарева Л.Н.  учитель начальных  классов                                      МОБУ СОШ №2  г.Богородицк                                                      2012г Опыт организации групповой работы          Антуан де­ Сент Экзюпери говорил: «Все взрослые были когда – то детьми, только мало кто из них помнит об этом». Учителям нельзя об этом забывать. Важно чувствовать потребности детей. Вспоминая, свои школьные годы могу сказать, что для меня было самым трудным, особенно в начальной школе. Трудно было молчать на уроках. А ведь есть такая технология, которая снимает это табу. Вы, конечно, догадались,   что   речь   пойдёт   о    групповой   работе.   Работа   в   группе   отвечает   потребности   детей говорить на уроке.         Групповая технология успешно используется на уроках учителями нашей школы. Я хочу поделиться своим опытом  в организации групповой работы.        Задачи групповой работы   Активизация познавательной деятельности.   Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.   Развитие   умений   успешного   общения,   что   способствует     совершенствованию   межличностных отношений в классе.  Задачи   групповой   работы   решают   проблему   развития   метапредметных   УУД   (познавательных, регулятивных, коммуникативных):              Вводя  форму групповой работы, необходимо дать ее образец. С одной  из групп  я показываю на примере весь ход работы, обращаю внимание на ошибки. Образец работы усваивается после разбора 2­3 ошибок.   Разбирать   надо   не   содержательную   ошибку,     а   ход   взаимодействия.   (ваша   группа   работала терпеливо, доброжелательно)              Важный момент в групповой работе ­  разделение класса на группы.  Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. В группе  может быть от 4 до 6 человек.  Мне кажется, наиболее продуктивные группы из  5 человек. Существует несколько вариантов комплектования групп.   1.По желанию.  2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью  «фантов» и т.д. 3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года и т.д. 4. Подбор группы под лидера.      Шаг 1.Выбираю семь­восемь учащихся, которые будут лидерами.     Шаг 2. Предлагаю каждому лидеру выбрать одного из учеников в свою будущую группу.      Шаг 3. Два члена будущей группы приглашают кого­нибудь из оставшихся.     Шаг 5. Три члена решают, кого они пригласят из оставшихся. и т.д. 4. По выбору педагога. Подбор из упорядоченного списка. Процедура состоит из четырех шагов. Шаг 1. Составьте  список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором ­ равный ему или чуть слабее и т.д.        Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверьте, выполняется ли в группе условие «2: 2», если нет, сделайте соответствующую замену.      Шаг 3. Исключите из списка учащихся тех, которые попали в группу. И продолжите формирование групп.   На мой взгляд, самый удачный выбор ­ это выбор под лидера. Для срабатывания групп  нужно минимум 5­6 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнёрами. Группы выбраны и должны взаимодействовать  по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики,  не просто предложит учитель. Вот например, какие правила установлены в нашем классе:  1) работать дружно 2) быть внимательными друг к другу 3) работать по плану 4) доводить начатое дело до конца 5) слушать всех 6) прийти к единому решению 7) все  члены группы отвечают за результат          Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест. Парты ставятся так, чтобы никто не сидел спиной к доске, был в пределах досягаемости от членов группы. У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:  Сигнал «Внимание» ­ учитель поднимает вверх руку.  Сигнал  «Вопрос от группы». Если у кого­то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем   членам   группы.   Если   дети   не   могут   помочь   с   ответом,   то   учитель   видит   всех участников группы с поднятыми руками.  Сигнал «готовы» ­ все участники группы  берутся за руки.  Какие роли должны быть в группе? Здесь возможны разные варианты. Например (слайд 6 )          Капитан ­ отвечает за работу группы в целом Докладчик ­ выступает перед классом Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения Секретарь ­ записывает высказанные идеи Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.   А я хочу познакомить вас с алгоритмом  действий при выполнения задания в группе.   Алгоритм  действий в группе 1. Индивидуальное прочтение задания или инструкции. 2.  Индивидуальный анализ условия. 3. Выдвижение   версий   всеми   членами   группы     (формулировка   собственной   точки   зрения, выяснение точки зрения партнеров, выявление разницы. 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания. 5. Совместное принятие решения. 6. Анализ решения задания, его оформление. 7. Проговаривание в группе , выступления спикера (докладчика)  Иногда перед учителями встает вопрос: «когда, и на каких уроках можно использовать групповую работу?»    Столы для групповой работы ставятся особым образом. Их трудно переставить. Поэтому   у нас есть «Дни групповой работы»  (1 раз в неделю), когда групповая работа  проводиться не на одном уроке, а на всех уроках.   Например, при изучении произведения по литературному чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа­ выбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья – готовит чтение по ролям.               На разных предметах можно использовать следующие  приёмы групповой работы.  Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.  Приём «Снежный ком» Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.    Прием «Зигзаг». Или метод пилы.  Учащиеся организуются в группы по 4­5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем   ребята,   изучающие   один   и   тот   же   вопрос,   но   состоящие   в   разных   группах,   встречаются   и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений ­  неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор. Приём "Пресс­конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга А какова же роль учителя во время групповой работы? Роль учителя в этом случае­ оказывать помощь и  консультировать, решать спорные вопросы. Групповая форма организации работы имеет немало достоинств  Повышается учебная и познавательная мотивация.   Снижается   уровень   тревожности   учащихся,   страха   оказаться   неуспешным,   некомпетентным   в решении каких­то задач.    Рационально распределяется учебное время  Улучшается психологический климат в классе.  вырастает чувство ответственности за проделанную работу Знания   усваиваются   прочнее.   В   работе   детей   отмечается   осознанное   владение   теоретическим материалом и умение оперировать на практике.  Дифференцируется  работа в классе             ­Развиваются коммуникативные умения детей. Занятия   помогают   с  самых   первых   уроков   создать   у   первоклассников   позитивное   отношение   к школе, вводят детей в новую систему отношений со сверстниками. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, пользоваться фразами:» Ты согласен? Не возражаешь? Как ты думаешь?» Есть и некоторые трудности  При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами  труда более сильных одноклассников.  Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких­то уроках  Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.  Советы учителю.    В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы: нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;  следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;  групповая работа должна занимать не более 15­20 минут в I – II классах, не более 20­30 минут – в III – IV классах;  К.   Ушинский   говорил,   что   одна   из   важнейших   задач   педагога   ­   сделать   учебную   работу   насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию.          Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и   потом, когда они станут взрослыми.   Ведь в ежедневной жизни мы   много «работаем» в группах.       Во многих профессиях успех   общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от  умения сотрудничать.  Вот почему групповую технология я считаю одной из самых важных.

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе

Групповая работа на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018