«Гуманистический пафос рассказа Л.А. Андреева «Кусака».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока на тему «Гуманистический пафос рассказа Л.А. Андреева «Кусака» раскрывает такие понятия , как сострадание, милосердие, бессердечие, которые направлены на раскрытие проблемы произведения. На уроке реализуются различные виды деятельности (продуктивная, поисковая, рецептивная, репродуктивная). Урок направлен на достижение личностного результата (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к живой природе), а также предметного и метапредметного.разработка урока
Иконка файла материала Методическая разработка кусака.docx
Разработка конспекта урока литературы:  «Гуманистический пафос рассказа Л.А. Андреева «Кусака».  7 класс.  Тембел Ольга Валерьевна,                                                                                учитель русского языка и литературы                                                                              МОУ СШ № 12  г.Волжского                                                                                     Волгоградской области.   Планируемый результат Личностный:  совершенствование духовно­нравственных качеств личности,   воспитание чувства любви к живой природе. Метапредметный:  умение понимать проблему,  структурировать материал,  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,  формулировать выводы,  умение самостоятельно организовать собственную деятельность, умение работать с разными источниками информации, находить,  анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметный:  умение анализировать литературное произведение(характеризовать  героев, сопоставлять героев нескольких произведений),  приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы,  понимание авторской позиции и свое отношение к ней,  умение пересказывать отрывки произведения с использованием цитат,  отвечать на вопросы, уметь вести диалог. 4. Виды деятельности Продуктивная творческая:  создание  плана произведения, Поисковая:  самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,  комментированное чтение эпизодов. Рецептивная:  чтение и восприятие эпизодов рассказа. Репродуктивная:  индивидуальное сообщение учащегося о значении слова «приручить»,  "милосердие", "сострадание" (работа со словарем),  выборочный пересказ эпизодов,  осмысление характеров героев рассказа Эпиграф:                                                              Мы в ответе за тех, кого приучили.                                                                          Антуан  де  Сент – Экзюпери «Маленький принц» 1. Ход урока: I. Мотивация учебной деятельности: Чтение стихотворения учителем  Вы смотрели бездомной собаке в глаза?  Вы когда­ нибудь видели столько печали?  Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.  Сколько боли, несчастья у ней за плечами. Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..."  Или может Вы просто про это забыли , Когда Вам надоело и после утех Вы за ней двери дома закрыли?А она до сих пор верит людям и ждет,  Хоть сомненья давно её гложут,  Что хозяин (какой бы он не был)­ ПРИДЁТ!  И на голову руку положит... ­ О ком это стихотворение?  Давайте определим его тему. ­ Основная мысль стихотворения. ­ Кого вам напомнило это стихотворение? (Конечно, героиню рассказу Л. Андреева «Кусака») ­Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Записываем тему. ­ Что общего между этим стихотворением и рассказом, который вы прочитали  дома? ­ Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем с вами найти ответы  сегодня на уроке? (допишем тему) ­ А в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Лиса из сказки Антуана  де Сент – Экзюпери  «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приучили». ­ Что значит « ПРИРУЧИТЬ» ? 2.   Работа с толковым словарем Ожегова: « Приручить – сделать ручным, послушным» Почему мы должны быть в ответе за тех, кого приучили? Ответим на этот вопрос немного позже. А теперь давайте обратимся к рассказу.  Проверка домашнего задания. Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы. Примерный цитатный план: 1. «Она никому не принадлежала». 2. «У неё отняли ее непримиримую злобу». 3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака» 4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!» 5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно». 6. Обсуждение рассказа. Аналитическая беседа. II. Анализ произведения: 1. Беседа: ­Кто является главным героем рассказа «Кусака»?­Что мы узнаем о бездомной собаке ?(не было имени, дома,  хозяина,голодала,..) ­Как люди относились  к ней? Что чувствовала она к людям ?(Бездомная собака»(злоба,страх, обида,  грязная, голодная, худая) ­Где жила собака ? Кем она себя чувствовала на даче ? ­Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны ? _Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой. ­Почему собака схватила Лелю за подол ?(не доверяла, чувствовала себя  хозяйкой) ­Какое имя дали они собаке? ­Как изменилась жизнь Кусаки? ­Что означает фраза «расцвела всей своей собачьей душой» ?(ее любили) ­Как вы понимаете строки «Каждый день Кусака уменьшала пространство,  отделявшее ее от людей?» 2.Чтение по ролям Какой мы видим Кусаку? «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая,  ласковая) Вывод :Собака оттаяла душой окончательно. Как вы понимаете эти слова? 3. Беседа ­Но «желтыми огнями загорелась осень…»Дачники собирались уезжать. ­Что чувствовала Леля ? ­Предчувствовала ли беду Кусака ?(зачитать «смутно предчувствовала беду») ­Что она чувствовала? (зачитать отрывок «Отъезд хозяев) ­Почему автор 3 раза повторил : «Собака выла»? ­Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего  отношения ? И мне хотелось бы  услышать ваше мнение:  Кусаке было бы легче, если бы  ее не приручали, или   легче в той ситуации, которая описана автором?  Каковы могут быть последствия поступка людей?( собака либо озлобится, либо погибнет от тоски ) ­А кто в этом виноват? Почему? ( давайте вернемся к эпиграфу урока) ­Как   же   должен   поступать   человек,   осознающий   ответственность   за   свои поступки?» (должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в отличие от животного, это по силам!  должен уметь  задумываться о последствиях  своих поступков и отвечать  за них,  в первую очередь, перед самим собой;  милосердие, доброта, забота должны быть непременно увязаны с чувством долга и ответственности.)  Слово учителя. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она  забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым  привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво ибезнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой  ласки, а в конце испытала человеческое предательство. – Сможет ли Кусака вновь когда­нибудь поверить людям? Скорее всего, нет. – Какую проблему поднимает автор рассказа? Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия,  жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за  судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми,  внимательными, защищать обиженных и обездоленных.  То есть, быть  (обращение к теме урока) нравственными Слово учителя. Да, действительно мы должны быть в ответе за тех, кого приучили. Но, к  сожалению, люди не всегда помнят об этом. Бываю случаи, когда хозяин  выбрасывает собаку на улицу, обрекая ее на верную гибель. Одним словом  предает ее. А собака… Собака же никогда не предаст своего хозяина. Свою  преданность и любовь человеку собаки доказывали не раз. Давайте посмотрим одну историю (просмотр видеоролика  «Памятник собаке в г. Тольятти») И таких примеров собачьей верности  можно привести очень много. Собака не только преданный друг человека, но и его помощник. У вас было  дополнительное домашнее задание – выполнить проект «Собака – друг  человека». Защита проектов III. Итог урока. Собака­ друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала  приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет,  выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Я надеюсь, что  после  сегодняшнего урока, вы будете помнить о том, что вы в ответе за тех, кого  приручили! Мне бы хотелось, чтобы вы пришли сегодня домой, обняли своего  домашнего питомца и сказали: « Я тебя никогда не предам». Домашнее задание: 1. Написать рассказ о своем домашнем питомце 2. Написать продолжение к рассказу Л. Андреева «Кусака»

Посмотрите также