Занятие по развитию речи в старшей группе.
.
Цели: 1. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле;
2. Познакомить детей с названиями профессий людей, выращивающих хлеб
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Оборудование: игрушка Петушок, плакаты с изображением труда хлеборобов, пшеничные зерна, наборное полотно и колосья из картона.
Ход занятия.
Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель вносит в группу каравай: Хлеб первым на столе ставят, хлебом - солью достойных гостей встречают.
Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем рядком, поговорим ладком.
Воспитатель: К нам пришел гость, отгадайте кто это?. Кто же это: Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это ….( Петушок)
Дети: Петушок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Петя-Петушок приготовил нам очень интересную загадку.
«Хлеб всему голова»
Занятие по развитию речи в старшей группе.
.
Цели: 1. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле;
2. Познакомить детей с названиями профессий людей, выращивающих хлеб
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих
хлеб.
Оборудование: игрушка Петушок, плакаты с изображением труда хлеборобов, пшеничные
зерна, наборное полотно и колосья из картона.
Ход занятия.
Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель вносит в группу каравай: Хлеб первым на столе ставят, хлебом солью
достойных гостей встречают.
Хлеб это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем
рядком, поговорим ладком.
Воспитатель: К нам пришел гость, отгадайте кто это?. Кто же это: Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это ….( Петушок)
Дети: Петушок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! ПетяПетушок приготовил нам очень интересную загадку.
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В нем таких как я
Будет целая семья.
Дети: Это семя.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть зерна пшеницы. Обращает внимание детей на
форму и цвет.
Воспитатель: А сейчас мы поможем Петушку вырастить пшеницу на поле , собрать зерно и
отправить на мельницу. Для этого мы поделимся на 3 команды.
1я команда у нас будет называться пахари. Почему? Правильно, прежде чем посадить
зёрнышко, надо землю вспахать, и поэтому нашей команде необходимо поработать над
этой проблемой. ( Доказывают, рассказывают о последовательности работы в поле
тракторов, готовят пословицы о пахарях, стихи.) (Составляют
рассказ.Надо вспахать поле. Земля после этого становится мягкой, рыхлой.
Как раньше человек пахал поле?
Как теперь пашут?
Что делали после того как поле было вспахано?
( Поле боронили).Для чего это надо было делать?
( Чтобы поверхность земли была ровной и гладкой).
Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает – «Трактор пашет, не катает!»
Погодика, подрастешь, сам такой же поведешь!
ПОСЛОВИЦЫ
Без труда хлеба не вырастишь.
∙ Хорошо посеешь – больше хлеба получишь.
∙ Где труд, там и счастье и радость.
∙ Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
∙ Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
2я команда хлеборобы, это те, которые сеют зёрнышки в землю, после того, как трактор её
вспахал. Задание этой команды будет такое:
Игра « Расставь карточки по порядку»
Дети рассматривают карточки с изображением последовательности посевной работы.
Расставляют по логически правильной цепочке. Доказывают свои ответы.
Что делали далее? Сеяли Дети рассказывают о севе, кто занимается этим делом, как сеют
зерно.
К этому событию издавна особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и
с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке были семена пшеницы. Давайте
представим, что мы сеятели.
( Дети изображают)
Воспитатель: Ребята, а какая должна быть погода в день сева? ( Безветренная).
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Что необходимо для того, чтобы пшеница или рожь выросли здоровыми?
Дети: Солнце, дождь в меру.
Физкультминутка: Представьте, что вы зернышки ( дети сворачиваются в клубочек).
Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы ( ладошки
потянулись кверху).И вот уже два листика тянутся к солнцу ( ладони раскрыты, запястья
сомкнуты).
Воспитатель: Выросли наши колоски ( беру в руки колоски из картона).Об уважении к
хлебу говорят многие пословицы. За каждую пословицу мы будем сажать колосок в «землю»
Хлеб на стол так и стол престол.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Хлеб батюшка – вода матушка.
Не шуба греет а хлеб.
Невелик кусок пирога, а стоит много труда.
Показ картины, на которой изображены люди, выращивающие хлеб.
Воспитатель: Обратите внимание на руки людей. Их можно назвать золотыми. А почему?
Воспитатель: Пора убирать урожай. Как раньше убирали хлеб? Как это делают теперь?
Куда увозят очищенные зерна?
Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля
Даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб храниться про запас.
3я команда у нас будет называться : Мукомолы Куда увозят очищенные зерна?
Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в
зернохранилище, а часть везут на элеватор На элеваторе его сушат, мелют на большой
электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).
Воспитатель: Куда увозят муку?
Дети: Муку увозят на хлебозавод. Пекут вкусные булочки, бублики, пирожки, хлеб.
Рассказать о том какие хлебобулочные изделия готовят из муки разных сортов. Рассказать,
какая бывает мука: пшеничная и ржаная. Что пекут из той или иной муки.Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в
зернохранилище, а часть везут на элеватор. (объяснить понятие).
На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку.
(Рассматривание муки).
Машины везут муку на хлебозавод. Что пекут из муки? (Хлеб).
Вот каравай белого хлеба и буханка ржаного хлеба. Из какой муки пекут белый хлеб? Из
пшеничной. Значит, как можно назвать его – пшеничный.
А черный из какой муки? Из ржаного. Значит можно его назвать ржаной.
Даю детям попробовать хлеб.
ПОСЛОВИЦЫ
Хлеб на стол так и стол престол.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Хлеб батюшка – вода матушка.
Не шуба греет а хлеб.
Невелик кусок пирога, а стоит много труда.
СТИХОТВОРЕНИЕ
На мельнице.
Погляди в мешках томиться
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет всё зерно мукою,
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Заключение.
Делаем вывод: Вы видите как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был
хлеб. Поэтому отношение к нему должно быть бережное, сколько труда требуется, чтобы
на нашем столе всегда был душистый, вкусный хлеб.
Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться».Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!