Тема: Жизнь леса
Цели: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, развивать творческие способности учащихся, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Планируемые результаты: Предметные: Метапредметные: познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
- Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.
2. Тест (Слайд 2)
1. Характерные почвы нашего края:
а) черноземы в) тундровые
б) подзолистые г) серые лесные
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре в) в степях
б) в лесной зоне г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) глины
б) перегноя г) солей '
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода в) камни
б) воздух г) соли
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок в) перегной
б) глина г) ил
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух
г) камни, удобрения, грязь
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения
г) прекратить сельскохозяйственную деятельность
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 100-150 лет в) 250-300лет
б) 5—10 лет г) 1—2 года
9. Какое из высказываний верно?
а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.
б) Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.
в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии.
3. Индивидуальное задание на карточке
— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало
типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
— Доскажи слово (Слайд 3)
• Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)
• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)
• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)
• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
• Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
• Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)
• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)
III. Мотивационно-целевой этап
— О чем идет речь в загадке?
Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (Лес.) (Слайд 4)
— Почему он назван городом? (Предположения детей.)
— О чем будем говорить на уроке? (О лесе.)
— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
И. Никитин
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV. Открытие нового знания
—А как вы понимаете, что такое лес? (Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы)
— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
—Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? (Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)
—СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
—Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.
— Приведите примеры первого яруса.
2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры?
3 ярус – подлесок.
Четвертый- растения с мягкими зелеными стеблями,травяной покров.
Пятый – мхи и лишайники.
— Для кого лес является домом?
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.
— Назовите обитателей леса.
— Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.
—А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.
— Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?
—Почему?
1. Работа в группах
Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учебника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. (Коллективная проверка.)
2. Работа в парах
(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.)
Родной край - часть большой страны
- Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)
— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)
— Проверим ваши ответы по тексту учебника.
3. Работа по учебнику С. 164-165
— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу задают в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)
V. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику
с. 168 (Ученики читают текст и составляют рассказ об экологических связях в сообществе леса.)
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых — нет.)
Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
2. Работа в парах
— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»
Игра «Да — нет»
(Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)
— Грибы — это растения? (Нет.)
— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)
— Рыжик, лисичка - съедобные грибы? (Да.)
— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)
— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)
— Может ли гриб дерево съесть? Да.)
— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)
— Съедобен ли дождевик? (Да.)
— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Что нового вы узнали для себя на уроке?
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Поблагодарите своего соседа за урок. (Самооценка. Комментарий учителя.)
X. Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 164—169 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 76—77 рабочей тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.