Ход урока :Тема В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел»
Оценка 4.7

Ход урока :Тема В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
30.01.2020
Ход урока  :Тема В. Голявкин  « Никакой я горчицы не ел»
Тема В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел» ЦЕЛЬ: - формировать речевые и мыслительные навыки; - развивать умение анализировать поступки героев произведения; - воспитывать думающего ученика; трудолюбие. Оборудование: иллюстрации «Профессии», «дерево вопросов», листочки с деревьев, проектор, экран, ноутбук, книги о профессиях, лист А-2, фломастеры, карандаши.
6c25707dd87099744d4e7a9f5ab6b401.docx

                     Литературное   чтение. 4 класс. Тема В. Голявкин  « Никакой я горчицы не ел»

ЦЕЛЬ:  - формировать  речевые и мыслительные навыки;

                        - развивать умение анализировать поступки  героев произведения;

                        - воспитывать думающего ученика; трудолюбие.

Оборудование:  иллюстрации  «Профессии»,  «дерево вопросов», листочки с деревьев, проектор, экран, ноутбук, книги о профессиях, лист А-2, фломастеры, карандаши.

Ход урока

I  Организационное начало урока. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.

( слайд: 1,2 тема урока)

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

На уроке наши глаза внимательно 
Смотрят и всё … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает)

Начинаем наш урок.

II   Актуализация знаний.

Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык стих перевела Елена Благинина. Внимательно послушайте и скажите,  какова  идея  этого стихотворения? ( что хотел показать этим стихотворением автор) ( рассказывает ученик) (слайд 3 – анимация профессии)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(слайд 3 = слайд 1)

Ребята, о чём это стихотворение? Мы не зря начали урок с этого стихотворения. Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд.  

Но сначала  выполним дыхательную гимнастику

III    Подготовка к чтению

 (слайд 4,5,6: дыхательная гимнастика)

1.      Дыхательная гимнастика.         

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

                  2. Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
 
                   Откладывай безделье, да не откладывай дела.

                   В молодости не учился – жизнь потерял.                                                                                                                          

2.      Работа с деформированным текстом  ( у каждого на столе индивидуальная карточка, ребята читают по 1 предложению  вслух)

нартеВери

лиЕс  диюл  лебоют,  хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит   им  ан мощьпо? теВенарнырий   равч. нО  жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!

Ветеринар
Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку и собачку, птичек и кроликов и других животных. Животные живут рядом с человеком,  и обязанность людей - помогать им.

А вот о том, какая болезнь была у главного героя рассказа, который мы будем читать сегодня,  можно ли эту болезнь вылечить, и кто может помочь мальчику, мы узнаем, прочитав рассказ  «Никакой я горчицы не ел» Слайд 7,8

IV   Новая тема

1.      Автор рассказа  Виктор Голявкин. Сегодня нас познакомит с его биографией и страницами творчества ученик нашего класса.      (  рассказывает биографию ученик, который готовил эту информацию дома.)  Рассказ сопровождается презентацией.  (слайд: 9,10,11,12,13,14,15)

2.      Знакомство с текстом.

2.1 . Словарная работа   (слайд    16)

Патент –документ подтверждающий  исключительное право, авторство на какое-то собственное изобретение.   

2.2. Ознакомление с текстом.  ( слайд 18: тема урока)

Чтение с предсказанием:

 Текст читают  сильные учащиеся ( к кому я дотронусь) до конца стр.30.

-  Как вы думаете,  о чём будут говорить дворник и мальчик?

Продолжаем читать «эстафетой» до слов:  Один экскаватор остановился. ( стр.33)

-  что произойдёт дальше, как вы думаете?

Дочитать рассказ до конца:  чтение «снежинка» ( я бросаю на ниточке снежинку: кому упала на парту снежинка, тот и продолжает читать)

2.3.Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»

Обменялись тетрадями.   Ручкой другого цвета исправить ошибки в тетради соседа. Ответы на экране.

 

1)      На улице была весна, светило солнышко     ( верю)

2)      Главный герой залез на строительные леса  и любовался городом.  ( не  верю)

3)      Дворник разрешил взять метлу мальчику   ( не верю)

4)      На трамвае мальчик доехал до кольца   ( верю)

5)      Свой портфель герой носил с собой ( не верю)

6)      На улице мальчик  громко пел.  ( верю)

7)      Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( не верю)

3.      Работа над текстом.

3.1.  Проверяем результаты игры «верю «не верю»

Обменялись тетрадями. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы.

Учащиеся  зачитывают  ответы игры, в тексте находят подтверждение своим словам.

Физическая пауза. (слайд 19)

 

3.2. Анализ произведения  ( устно ответить на вопрос) ( слад 20)

- С каким настроением вышел мальчик из дома? ( с хорошим, ему хотелось петь)

- Почему это настроение стало меняться?  ( ему было скучно, его разоблачили, что он лентяй)

- на самом ли деле  он наелся горчицы? ( нет)

- Почему же тогда ему так сказали? ( было грустное, глупое выражение  лица)

- А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями,  узнали что- то новое, интересное)

- Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу?

 ( кондуктор)

- С людьми каких профессий встретился мальчик? ( строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)

-  Каково же название болезни мальчика? ( лень)

-  Кто прежде всего может и должен помочь главному герою? ( он сам)

4.3.  Чтение текста:  читаем с чередование: вслух – молча ( 1 ряд – читает стр.29-30, 2 ряд читает стр. 31-32;  3 ряд читает стр. 33 – 34)

                     4.3. Составляем «древо вопросов»

На доске картинка дерева. Объединились во временные группы по 2 парты  и составили 1 вопрос к той странице, которую сейчас читали. 

Свой вопрос дети записывают на «листочке с дерева».  После этого я собираю все листочки.  Пока 2 уч-ся   прикрепляют листочки  к «древу вопросов»                               ( получится 7 -  8 вопросов), предлагаю почитать текст «наоборот». Читаем по одному предложению те, кто подняли руку. (Чтение «наоборот» - это когда книгу развернули наоборот и читают в перевёрнутом виде)

4.4. Отвечаем на вопросы к тексту: Внимание! Среди тех листочков ,которые повесили, есть несколько чистых. Те ребята, которым достанется такой листочек, образуют творческую группу. В чём будет заключаться задание для этой группы скажу позже.

По очереди ребята  выходят к доске, снимают 1 листочек и читают вопрос. 

Все остальные ищут ответ на него в тексте. 

У нас получилась творческая группа из 4-х человек.   Они должны составить интеллект – карту к данному рассказу. Чтобы им было легче, я даю рекомендации по её составлению.

4.5. Характеристика главного героя. Что можно сказать о нём? Каким он предстал перед вами?   ( ленивый, грустный, одинокий, лживый, скучающий, разговорчивый) (слайд 21,22)

4.6.Я попрошу вас смоделировать содержание текста ( на доске схема рассказа)

http://festival.1september.ru/articles/411523/img1.gif

 - Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа

- Имеются лишние элементы? ( Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем.)

- Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей  рассказа.

Дети выходят по – одному к доске и,  выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности.

http://festival.1september.ru/articles/411523/img2.gif

5.      Чтение «хвосты» ( по началу предложения найти его продолжение) (  читает 1 ученик)

6.      Работа с книжной выставкой.

Обратите внимание на книжную выставку.  Сегодня на уроке мы много говорили о разных профессиях.  На нашей выставке вы видите книги, в которых рассказывается об этих и других профессиях. А на доске вы можете рассмотреть иллюстрации с изображением людей разных профессий. Какие из них встречаются в рассказе? ( строитель, шофёр,)  Вы ещё не знаете, кем будете работать, когда вырастите. Однако, сейчас ваша главная задача – хорошая учёба.           

7.      Проверяем работу творческой группы.  

     Ребята выходят все к доске.   Напоминают, каким было задание. Два человека держат плакат, двое других по очереди рассказывают, что изобразили с помощью рисунков, записей. 

( Оцениваю работу этой группы)     

8.      Игра «Да – нет» : я  загадала    имя существительное из рассказа . Прошу задать мне наводящие вопросы и отгадать задуманное слово.    ( Вопросы типа: это сделано из дерева? Это живой предмет? И т.д.)  Постепенно ребята      с помощью наводящих вопросов    угадывают слово «трамвай»                      

V  Итог урока.

Чему учит нас рассказ? ( надо ходить в школу, не лениться)

Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.

(слайд 22)

Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В молодости не учился – жизнь потерял.

 VI  Оценивание работы уч-ся.  

       VII  Домашнее задание.   ( по выбору)

 Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.

Подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.

 (Слайд 23) Урок окончен. Всем спасибо за работу.


 

Литературное чтение. 4 класс

Литературное чтение. 4 класс

Много ль нашьёт, натачает? Стало быть, так и выходит,

Много ль нашьёт, натачает? Стало быть, так и выходит,

Автор рассказа Виктор Голявкин

Автор рассказа Виктор Голявкин

А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное) -

А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное) -

Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности

Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020