Литературное чтение. 4 класс. Тема В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел»
ЦЕЛЬ: - формировать речевые и мыслительные навыки;
- развивать умение анализировать поступки героев произведения;
- воспитывать думающего ученика; трудолюбие.
Оборудование: иллюстрации «Профессии», «дерево вопросов», листочки с деревьев, проектор, экран, ноутбук, книги о профессиях, лист А-2, фломастеры, карандаши.
Ход урока
I Организационное начало урока. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.
( слайд: 1,2 тема урока)
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и всё … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает)
Начинаем наш урок.
II Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык стих перевела Елена Благинина. Внимательно послушайте и скажите, какова идея этого стихотворения? ( что хотел показать этим стихотворением автор) ( рассказывает ученик) (слайд 3 – анимация профессии)
Каменщик
строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(слайд 3 = слайд 1)
Ребята, о чём это стихотворение? Мы не зря начали урок с этого стихотворения. Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд.
Но сначала выполним дыхательную гимнастику
III Подготовка к чтению
(слайд 4,5,6: дыхательная гимнастика)
1. Дыхательная гимнастика.
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В молодости не учился – жизнь потерял.
2. Работа с деформированным текстом ( у каждого на столе индивидуальная карточка, ребята читают по 1 предложению вслух)
нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
Ветеринар
Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют
животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить
кошечку и собачку, птичек и кроликов и других животных. Животные живут рядом с
человеком, и обязанность людей - помогать им.
А вот о том, какая болезнь была у главного героя рассказа, который мы будем читать сегодня, можно ли эту болезнь вылечить, и кто может помочь мальчику, мы узнаем, прочитав рассказ «Никакой я горчицы не ел» Слайд 7,8
IV Новая тема
1. Автор рассказа Виктор Голявкин. Сегодня нас познакомит с его биографией и страницами творчества ученик нашего класса. ( рассказывает биографию ученик, который готовил эту информацию дома.) Рассказ сопровождается презентацией. (слайд: 9,10,11,12,13,14,15)
2. Знакомство с текстом.
2.1 . Словарная работа (слайд 16)
Патент –документ подтверждающий исключительное право, авторство на какое-то собственное изобретение.
2.2. Ознакомление с текстом. ( слайд 18: тема урока)
Чтение с предсказанием:
Текст читают сильные учащиеся ( к кому я дотронусь) до конца стр.30.
- Как вы думаете, о чём будут говорить дворник и мальчик?
Продолжаем читать «эстафетой» до слов: Один экскаватор остановился. ( стр.33)
- что произойдёт дальше, как вы думаете?
Дочитать рассказ до конца: чтение «снежинка» ( я бросаю на ниточке снежинку: кому упала на парту снежинка, тот и продолжает читать)
2.3.Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»
Обменялись тетрадями. Ручкой другого цвета исправить ошибки в тетради соседа. Ответы на экране.
1) На улице была весна, светило солнышко ( верю)
2) Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. ( не верю)
3) Дворник разрешил взять метлу мальчику ( не верю)
4) На трамвае мальчик доехал до кольца ( верю)
5) Свой портфель герой носил с собой ( не верю)
6) На улице мальчик громко пел. ( верю)
7) Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( не верю)
3. Работа над текстом.
3.1. Проверяем результаты игры «верю «не верю»
Обменялись тетрадями. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы.
Учащиеся зачитывают ответы игры, в тексте находят подтверждение своим словам.
Физическая пауза. (слайд 19)
3.2. Анализ произведения ( устно ответить на вопрос) ( слад 20)
- С каким настроением вышел мальчик из дома? ( с хорошим, ему хотелось петь)
- Почему это настроение стало меняться? ( ему было скучно, его разоблачили, что он лентяй)
- на самом ли деле он наелся горчицы? ( нет)
- Почему же тогда ему так сказали? ( было грустное, глупое выражение лица)
- А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)
- Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу?
( кондуктор)
- С людьми каких профессий встретился мальчик? ( строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)
- Каково же название болезни мальчика? ( лень)
- Кто прежде всего может и должен помочь главному герою? ( он сам)
4.3. Чтение текста: читаем с чередование: вслух – молча ( 1 ряд – читает стр.29-30, 2 ряд читает стр. 31-32; 3 ряд читает стр. 33 – 34)
4.3. Составляем «древо вопросов»
На доске картинка дерева. Объединились во временные группы по 2 парты и составили 1 вопрос к той странице, которую сейчас читали.
Свой вопрос дети записывают на «листочке с дерева». После этого я собираю все листочки. Пока 2 уч-ся прикрепляют листочки к «древу вопросов» ( получится 7 - 8 вопросов), предлагаю почитать текст «наоборот». Читаем по одному предложению те, кто подняли руку. (Чтение «наоборот» - это когда книгу развернули наоборот и читают в перевёрнутом виде)
4.4. Отвечаем на вопросы к тексту: Внимание! Среди тех листочков ,которые повесили, есть несколько чистых. Те ребята, которым достанется такой листочек, образуют творческую группу. В чём будет заключаться задание для этой группы скажу позже.
По очереди ребята выходят к доске, снимают 1 листочек и читают вопрос.
Все остальные ищут ответ на него в тексте.
У нас получилась творческая группа из 4-х человек. Они должны составить интеллект – карту к данному рассказу. Чтобы им было легче, я даю рекомендации по её составлению.
4.5. Характеристика главного героя. Что можно сказать о нём? Каким он предстал перед вами? ( ленивый, грустный, одинокий, лживый, скучающий, разговорчивый) (слайд 21,22)
4.6.Я попрошу вас смоделировать содержание текста ( на доске схема рассказа)
- Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа
- Имеются лишние элементы? ( Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем.)
- Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.
Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности.
5. Чтение «хвосты» ( по началу предложения найти его продолжение) ( читает 1 ученик)
6. Работа с книжной выставкой.
Обратите внимание на книжную выставку. Сегодня на уроке мы много говорили о разных профессиях. На нашей выставке вы видите книги, в которых рассказывается об этих и других профессиях. А на доске вы можете рассмотреть иллюстрации с изображением людей разных профессий. Какие из них встречаются в рассказе? ( строитель, шофёр,) Вы ещё не знаете, кем будете работать, когда вырастите. Однако, сейчас ваша главная задача – хорошая учёба.
7. Проверяем работу творческой группы.
Ребята выходят все к доске. Напоминают, каким было задание. Два человека держат плакат, двое других по очереди рассказывают, что изобразили с помощью рисунков, записей.
( Оцениваю работу этой группы)
8. Игра «Да – нет» : я загадала имя существительное из рассказа . Прошу задать мне наводящие вопросы и отгадать задуманное слово. ( Вопросы типа: это сделано из дерева? Это живой предмет? И т.д.) Постепенно ребята с помощью наводящих вопросов угадывают слово «трамвай»
V Итог урока.
Чему учит нас рассказ? ( надо ходить в школу, не лениться)
Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.
(слайд 22)
Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В молодости не учился – жизнь потерял.
VI Оценивание работы уч-ся.
VII Домашнее задание. ( по выбору)
Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.
Подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.
(Слайд 23) Урок окончен. Всем спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.