"Храбрый утёнок"
Оценка 4.7

"Храбрый утёнок"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
16.12.2022
"Храбрый утёнок"
урок литературного чтения
B_S_Zhitkov_Khrabryi_774_utenok___chtenie_2_klass.docx

Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок». ( чтение. 2 класс.)
Цель урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с новыми произведениями,

-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

развивающие:

-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;

-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

 воспитывающие:

-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

-способствовать сплочению классного коллектива;

-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

компьютер, портрет писателя Б. Житкова;

картинки на доске, выставка книг;

Учебник: Л.Ф. Климанова  Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие гостей.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
1.Проведем речевую разминку:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уж уходит от ежа.


2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/

- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение 
- Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
- Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
II. Изучение нового материала. Постановка цели урока.

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а)                                    Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это?  (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза?  ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Какой она представлена И.А.Крыловым?  (ленивая, беспечная, беззаботная)

Чем она питается?

Какая же стрекоза на самом деле?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое.  С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

 

б)  Кто же второй герой?                                                                       

Загадка.

Кря- кря! Сюда! Сюда!

Раздается из пруда,

Так зовет свою малютку

Кряква, по- другому … (утка)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении?  (Заботливая, любящая, внимательная).

в)                                            Загадка.

Удивительный ребенок

   Только вышел из пеленок,

  Может плавать и нырять,

           Как его родная мать.   (Утенок)

Почему сказали утенок? 

Как он появляется на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

 

Почему говорят «покрошил яйцо»?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а  знаете ли вы, как правильно называют других  детенышей домашних животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

                                У кошки- котенок,

 У собачки – собачонок, (щенок)

                                У зайчихи – зайчонок,

                                У утки – утенок,

                                У овечки – овченок ( ягненок)

   У курочки – куренок  (цыпленок)

                                У ежихи – ежонок.

   У коровы – коровенок ( теленок)

  У свиньи – свиненок ( поросенок)

                               У лисы – лисенок,

                               У рыбки – рыбенок ( малек)

                               У лосихи – лосенок.

                               У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок ( птенец)

III. Обобщение и сообщение темы.

 1.На доске мы видим картинки стрекоза, утка с утенком.

Итак, наши гости -  стрекоза и  утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

Физкультминутка №1.

Утром стрекоза проснулась.                                                      Потянулась, улыбнулась.                                                                  

Раз – росой умылась.                                                                       

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

 

2.Изучение новой темы.

Выставка книг Б. Житкова.

Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. 

3.Работа с учебником.

Откройте учебник на с.139

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.  ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

 ( высказывания детей)

Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.

Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».

( стр.139 учебника,рассказ читают учитель и учащиеся)

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа

-  Понравилось произведение?

-   О чём оно?

-   Как хозяйка кормила утят?

-   Почему утята не ели? Кого они боялись?

-   О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

-   Кто пришёл в гости к утятам?

-   Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

-   Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

-  Прилетала ли стрекоза ещё раз?

Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)

Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

5. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

1ч.

С чего начинается  рассказ?

   Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.

Картинка 59 из 65

                                                  Хозяйка кормит утят.

2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко  2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?

Картинка 7 из 65

Утята боятся стрекозы.

                                                                                                  3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.? Картинка 58 из 65

                                                   Удивление хозяйки.

                                                                                        4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч?                                  

Разговор Алеши с утятами.

5 ч.

 

 

 

Что произошло? Картинка 4 из 65

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.?                               

Алеша прогоняет стрекозу

6 ч.

Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.? Картинка 3 из 65     

Довольные утята.

2. Работа в группах.

Задания в конвертах

1 группа.

Задание:    восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

2 группа.

Задание:     восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.

 

 

Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
 - С  какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

Рефлексия:

У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):

— Красный квадрат, я активно работал на уроке!

— Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

— Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок

VII. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок»

Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/ -

С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/ -

Кто же второй герой?

Кто же второй герой?

У лосихи – лосенок.

У лосихи – лосенок.

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Что произошло? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч

Что произошло? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч

Итог урока. Учитель: Ребята, а сейчас утенок

Итог урока. Учитель: Ребята, а сейчас утенок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022