Художественно-эстетическое развитие обучающихся.
Оценка 4.9

Художественно-эстетическое развитие обучающихся.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
Взрослым
09.02.2023
Художественно-эстетическое развитие обучающихся.
В статье описываеся о важности художественного воспитания обучающихся . мотивация и пути достижения результатов с помощью различных техник рисования.
Художественно-эстетическое.docx

 

 

Баянова Елена Валерьевна,

учитель ИЗО  МБОУ СОШ №5

г. Саяногорск

Художественно-эстетическое развитие обучающихся.

Становление разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески активной личности — ведущая задача образования. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность обучающегося новыми увлекательными видами художественной деятельности. Создание оригинальных композиций в нетрадиционной технике рисования  является эффективным средством самовыражения, расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета. Нетрадиционные способы рисования привлекают  обучающихся художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычной техникой исполнения, не требующей особых ручных навыков и способностей, а больше напоминающей игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами .

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической  работы  своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.                                                                                                                    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью обучающегося. В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Школьный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и устойчивым увлечением.

Все любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на уроках, обсуждение с коллегами в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у обучающихся, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, можно сделать вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, обучающийся  получает возможность выбора.

На уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник  развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Обучающийся использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например: монотипия, рисование нитками, рисование ребром картона, рисование с помощью соли, рисование методом напыления, рисование кляксами,

рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, рисование по кругу, мятый рисунок,

пуантилизм. Нетрадиционные техники не утомляют, у обучающихся сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед.

  Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, обучающийся  получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

 Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитика - синтетического   мышления.   Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя   при   помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».  Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты   лишь   символическими   признаками, отражая   и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём.  Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать.  Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью». Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы обучающийся  справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, обучающийся  испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение  к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей. Из многолетнего опыта работы стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

 

Используемая литература:

1.     Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с.


 

Баянова Елена Валерьевна, учитель

Баянова Елена Валерьевна, учитель

Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию получить изображение,…

Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию получить изображение,…

Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о…

Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023