И. А. Крылов «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 18.docx
Дата: 01.10.18 Урок 18.  Тема: Басни (5 ч)    И.А. Крылов  «Ворона  и  лисица».                                 Эзоп. «Ворон  и  лисица».   Цели урока:  Образовательные:  ­продолжить знакомство с художественным жанром ­ басней;  ­добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни: находить общее и различие, воздействия  содержания на чувства, мысли детей;  ­обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И.А. Крылова на основе прочитанных басен.  Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Оборудование: запись на доске: фольклор и жанры фольклора.  Характеристика деятельности учащихся: познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Оборудование: опора «Предложение» Учебные задачи: • • • • познакомить с литературоведческими понятиями: басня, мораль, олицетворение; раскрывать единство формы и содержания басни; учить сравнивать басни Эзопа и И.А. Крылова; развивать умение работать с басней: правильно называть; выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни. Учебные умения: • • • • правильно называть басни из круга детского чтения; сравнивать героев; выделять особенности басен Эзопа и И.А.Крылова; работать с книгами басен: отбирать, рассматривать, читать. Тип урока: урок «открытия» нового знания  Форма урока: урок­исследование с применением ИКТ  Цель использования ИКТ:  ­предоставление наглядности;  ­самопроверки;  ­сообщения информации.  Оборудование: выставка книг баснописцев; карточки для самостоятельной работы; заготовленные  листочки; «домики» с портретами баснописцев; ПК; электронная презентация, проектор; экран;  таблицы для сравнения басен; учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3  1класс; рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1.  Основные учебные умения:  ­умения принимать и решать учебную задачу;  ­умения анализировать, сравнивать, классифицировать;  ­ контроль и самоконтроль, оценка и самооценка;  ­работа в парах, самостоятельная работа  Круг чтения: стихотворные и прозаические произведения.  Тематика: произведения о нравственно ­ этических понятиях;  Жанровое своеобразие: басни стихотворные и прозаические.  Литературоведческие понятия: былина, мораль.  Восприятие литературного произведения: изучение произведений одного и того же жанра, особенности  произведения (композиция, язык произведения, изображение героев), сравнение героев разных  произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики, выявление авторской  позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.  Творческая деятельность: развитие интереса к художественному слову, «дописывание»,  «досказывание».  Навык чтения: чтение вслух, про себя, выразительное чтение.  Работа с текстом: осознание последовательности событий, вычленение главной мысли, определение  поступков героев и их мотивов, сопоставление поступков персонажей и их оценка, выявление авторской позиции, своего отношения к событиям; работа со структурой текста, самостоятельная работа с  текстом.  Читательские умения: самостоятельное определение темы, жанра, сравнение произведений.  Межпредметные связи:  ­с русским языком: запись жанра, героев, морали;  ­с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, использование красок для  передачи своего отношения к героям;  ­с уроками музыки: изображение животных под музыку  Ход урока  1. Организация начала занятия.  2. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному)  (Приложение. Презентация: Слайд №2).  Учитель: Выделите фамилии авторов с произведениями, которых мы будем работать? Их можно  выделить из данного списка: И.А. Крылов, Э. Ю. Шим , В.В. Бианки, Эзоп.  (Дети оставляют И.А.Крылова и Эзопа, т.к. это баснописцы, а Шим и Бианки – известные детские  писатели­природоведы).  3.Формулирование проблемы: определение цели и задач исследования.  ­Перед нами два великих баснописца. Когда мы читаем их басни, то попадем в удивительный мир.  Давайте вспомним, что же такое басня? (Слайд 3) (Короткий нравоучительный рассказ). Мы читали  много разных рассказов о природе, о животных, о детях, о родине, о подвигах, давайте вспомним, о чем  же рассказы Эзопа? Крылова?    поведение. Рассказы поучительные, высмеивают недостатки людей: злобу, зависть, невежество,  жадность, лень. Рассказы поучают, осуждают, высмеивают).  ­Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.  (Презентация. Слайд 4).  ­Крылов и Эзоп написали много басен. Отгадайте загадки и узнаете название басен, с которыми будем  (В их рассказах действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки и  2работать сегодня на уроке.  1) Учитель:  Окраской – сероватая,  Повадкой – вороватая,  Крикунья хрипловатая –  Известная персона.  Кто она?... (Появляется изображение вороны).  2) Учитель:  Хитрая плутовка, рыжая головка,  Хвост пушистый ­ краса!  А зовут ее... (Появляется изображение лисы)  (Учащиеся определяют названия басен Эзоп «Ворон и Лисица», Крылов «Ворона и Лисица»).  ­Перед вами учебник и хрестоматия. Прочитайте название рассказа Эзопа («Ворон и Лисица») Крылова  («Ворона и Лисица») Что заметили? О чем же пойдет речь на уроке? Чем мы будем заниматься?  Мы должны сравнить… найти… .  А что мы должны сделать, чтобы сравнить басни?  (Прочитать, проанализировать, исследовать каждое произведение, сравнить героев, их поступки, мораль: найти сходство и различие.)  Вывод: (Слайд 6) цель исследования: сравнить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и басню Эзопа  «Ворон и Лисица».  Задачи исследования: найти сходства и различия в содержании и построении басен: форма (запись)  басен, заглавия, поведение героев, описание и их речь, мораль.  Тема исследования «Басни: Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и Лисица»  4. Составление плана исследования  ­Мы с вами еще не знакомы с текстами басен. Можно ли догадаться, о чем эти нравоучительные  рассказы, прочитав только заглавия? Выскажите свои предположения, о чем речь в этих баснях, кого  подразумевают баснописцы под образами животных, какие недостатки людей высмеиваются по вашему  мнению? Составим план нашего исследования:  План исследования: (Слайд 7)  1.Выдвижение гипотезы, предположения.  2.Выбираем методы исследования:  ­ подумать;  ­спросить у людей;  ­посмотреть в книгах.  3.Намечаем последовательность исследования.  ­анализ домашнего задания;  ­работа с учебником;  ­словарная работа;  ­анализируем басни поочередно;  ­сравниваем басни;  ­работа с рабочей тетрадью;  ­самостоятельное обдумывание и принятие решения;  ­работа в группах;  5. Проведение исследования. (Слайд 9)  1) Сбор, обработка информации.  а) Проверка дом задания:  Групповая работа, работа в парах.  1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:  Что такое басня? Какие басни написал И.Крылов, Эзоп? Что знаете о Крылове, Эзопе?  3­1 ряду раздаются карточки, в которые надо вставить слова из определения басни (Приложение 1)  ­2 ряд на листочках заполняет названия басен и вставляет в карточки с портретами писателей –  баснописцев.  ­3 ряд готовит информацию о Крылове и Эзопе. (Крылов написал 205 басен).  Проверка проводится по рядам.  ­1 ряд ­ Слайд 10  ­3 ряд ­ Слайд 11  б) Самостоятельное чтение басни Эзопа. Слайд 12  Анализ басни: (у каждого ребенка заготовка таблицы «Сравниваем басни», которая заполняется по ходу  работы)  ­Какой показана лиса?  ­А ворон?  ­Почему?  ­Как лисица заполучила тот кусок мяса, который нужен был ей?  ­А Ворон как поступил?  ­Чем эта басня похожа на рассказ?  ­Что роднит басню со сказкой?  ­Почему последнее предложение написано с новой строки?  ­Какой рисунок вы бы нарисовали к басне Эзопа?  ­ Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?  ­ Сформулируйте её своими словами.  ­Подберите пословицу, близкую к морали басни  (с опорой на учебник, раздел «Устное народное творчество» «Пословицы»)  Голова что чан, а ума ни на капустный кочан.  Ума ­ палата, а глупости ­ саратовская степь.  Пустой колос выше голову держит.  Один якал, якал да и заплакал.  Не все ­ то золото, что блестит.  ­В каких случаях уместны такие пословицы? А мораль? (Басня уместна против неразумного человека)  в) Чтение басни Крылова (учитель).  а) Проверка первичного восприятия.  Вопросы:  ­Понравилась ли басня? Чем именно?  ­Что запомнилось?  ­Все ли герои понравились?  б) Выводы: Слушая и читая басню, можем мы увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у  героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод ­ мораль (в начале или в конце), где  дана главная мысль басни. Как вы думаете почему?                                                           Физминутка:  Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное  задание ­ изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка,  жестов.  г) Словарная работа.  Учитель: Перечитайте молча басню и найти непонятные слова.  ( Презентация. Слайд №13).  ­«лесть» ­ похвала, не соответствующее истине.  4­«гнусна» ­ отвратительна;  ­«пленил» – очаровал.  ­«вещунья» ­ приносящая вести, прозвище вороны.  ­«бог послал» ­ случайно нашла.  в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов.  Учитель: Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале, зачитайте).  ­Как вы его понимаете? (Не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется, нужно быть честными  и умными).  д) Сравнение басен.  (Сначала находим сходства).  ­Сравните басни Эзопа и Крылова.  Выполнение задания в рабочей тетради с. 39, задание 1 «Выбор»  ­ Почему у Эзопа — Ворон, а у Крылова — Ворона?  (Ворон — птица мудрая и вещая; Ворона — глупа, но автор в шутку назвал её вещуньей, то есть  предсказательницей.)  ­Отчего же она не сумела “предсказать” судьбу сыра?  ­ Чем похож Ворон и Ворона?  ­Образ Лисы у Эзопа не является ярким характером, она хитра — и всё. Крылов обогащает этот образ.  Найдите обороты, которыми автор характеризует Лису.  Работа с учебником с. 57.  ­Как начинается басня Крылова? Прочитайте. Как называется эта часть басни? Объясните. (Мораль ­  поучительная часть)  ­Есть ли мораль у басни Эзопа? Прочитайте. Почему вы считаете, что это мораль?  ­Сравните поучительные части у Эзопа и Крылова. Одинаков ли смысл басен Эзопа и Крылова? Какое  человеческое качество осмеяно в басне Крылова?  ­Почему басня Крылова длиннее, чем басня Эзопа?  ­Какими вы представляете героев басни Крылова? Эзопа?  ­ Какую лисицу легче представить?  (Крылов был драматургом).  ­Как в этой басне удалось заполучить сыр  ­Что в басне сказочное, а что настоящее?  (Настоящее: животные: Лиса и Ворона, а сказочное: герои говорят, поют, танцуют)  ­ Над чем же смеются Эзоп и Крылов в своих баснях? (Над глупостью вороны).  Для определения различий дети заполняют таблицы (работа в парах). Первая строка: сравнивают по  жанру, вторая – нахождение морали, третья – главные герои. (Приложение 4)  6. Подготовка отчета исследования:  ­работа в парах, сравнение полученных таблиц;  Проверяют по таблице. (Презентация. Слайд 7)  ­подготовка кратких сообщений по выполнению задач, поставленных в начале урока;  ­работа в тетрадях на печатной основе (задания №1­4, с.39)  7. Подведение итогов исследования.  а) Защита перед сверстниками сообщения по проблеме (индивидуальная или групповая защита) ­  презентация исследования.  б) Обсуждение итогов завершенной работы:  ­дать возможность желающим задать вопросы по сообщениям, а «исследователю» ответить на них:  ­ Понравилось, как читали басню?  ­ Хорошо мыслили, сравнивали?  5­ Какое сейчас настроение?  (рефлексия «Светофор»: «красный» ­ дело не понравилось (почему?), «желтый» понравилось, но не все  (что не понравилось?), «Зеленый» ­ побольше таких дел)  Домашнее задание: Выучить басню Крылова наизусть. 6