Цель: Воспитывать высокие чувства учащихся средствами литературы и музыки.
Задачи:
1. Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.
2. Развитие навыков аналитического мышления.
3. Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.
4. Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.
5. Обучение умению слышать и слушать музыку.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны прочитать сказку А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья”.
Учителя должны:
1. Подготовить оформление доски: Тема. Лексика.
2. Создать условия для использования презентации к уроку.
3. Подобрать музыкальные произведения:
"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие
человеческие чувства в литературе и музыке.
Цель: Воспитывать высокие чувства учащихся средствами литературы и музыки.
Задачи:
1. Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и
музыкой великих композиторов.
2. Развитие навыков аналитического мышления.
3. Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.
4. Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.
5. Обучение умению слышать и слушать музыку.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны прочитать сказку А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья”.
Учителя должны:
1. Подготовить оформление доски: Тема. Лексика.
2. Создать условия для использования презентации к уроку.
3. Подобрать музыкальные произведения:
Н. Паганини. “ Каприс №24”.
В.А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”
В. СенСанс. “Рондо”.
А. Вивальди “Времена года. Весна”
Оборудование:
компьютер,
презентация.
Ход урока
I. Актуализация деятельности учащихся.
1. Звучит музыка Н. Паганини. Каприс № 24
2. Беседа – (учитель литературы).
Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем наш урок с музыки?
Какие чувства человека мы называем высокими?
Какие люди, окружающие нас, нам нравятся больше всего?
Как можно определить человека: добрый он или злой?
Итак, мы сегодня с вами поговорим о замечательном герое, с которым встретились в произведении А. Платонова
“Любовь к Родине и путешествие воробья”, у которого будем учиться быть нужными людям.
II. Аналитическая работа по тексту.
1. Чтение нескольких эпизодов (23)
Вы все прочитали сказку А.Платонова?
Она вам понравилась?
Какие слова вам были непонятны при чтении?Словарная работа: пьедестал подножие статуи, постамент (учитель литературы),
Каприс, рондо – (учитель музыки).
Какие моменты сказки особенно тронули душу, где вы сопереживали героям сказки? Зачитайте несколько
эпизодов.
2. Название сказки.
Вы задумались, почему сказка так называется?
Докажите, что герои любят свою Родину. Как проявляется их любовь?
Учитель литературы:
Действительно, сказка о большой любви к Родине.
А.Платонов, чью сказку мы с вами прочитали, рассказывает об этом необычно. Его произведение похоже и на
сказку, и на произведение, события в котором происходят в наши недалекие дни. Давайте обратимся к слайду
№2. Прочитайте высказывание критика и библиографа писателя И. Мокашевой о сказках А. Платонова.
3. Характеристика героя.
Кто является главным героем сказки и носителем высоких качеств?
Каким вы себе представляете старика? Запишите в тетради прилагательные, которые помогут рассказать об
этом человеке.
Подтвердите каждое прилагательное примером из текста.
4. Слайд № 3
Какие слова можно подписать под портретом старика, и они расскажут о высоких качествах музыканта?
Что, по мнению скрипача, есть добро на свете?
5. Слайд №3.
Перед вами еще один герой сказки.
Что вы можете сказать о нем?
Почему скрипач обратил внимание на воробья?
6. Сравнительный анализ. Слайд №4.
Укажите, что общего у старика и воробья?
Что различного?
Следовательно, только человек способен на щедрость души, помогая, спасая, врачуя.
7. Слайд №5. памятник А.С. Пушкину.
Почему старик шел играть к памятнику А.Пушкину?
Зачем человеку высокие чувства, возможно и без них можно прожить?
Учитель музыки.
8. Звучит снова каприс №24 Н. Паганини. Слушание.
9. Беседа.
Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Представьте на минуту себя возле памятника Пушкину, послушайте музыку.
Какие ассоциации возникают в вашем сознании?
Что хочется сделать, чтобы както отреагировать на эти звуки? Как эта музыка связана с нашим уроком?
Когда нам плохо или радостно, к чему мы обращаемся?
Вывод: наша жизнь часто связана с музыкой. Литература отражает нашу жизнь,
поэтому можем сказать, что литература и музыка связаны между собой.
Учитель музыки.
На каком инструменте играет старый скрипач?
Что характерно для звучания этого инструмента?
Действительно, звуки скрипки похожи на человеческий голос, способный передать чувства человека. Поэтому
многие великие композиторы часто, создавая свои произведения, обращались к скрипке. Среди них Николо
Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, Камиль СенСанс, французский композитор, и
многие другие.
10. Давайте послушаем музыку этих композиторов. Какие голоса вы услышите?
а) Моцарт “Маленькая ночная серенада”
б) СенСанс “Интродукция и Рондо”.
в) Антонио Вивальди “Времена года. Весна”.
Какие чувства, повашему, выражают они?
Старик играл Шуберта (по тексту), произведения каких музыкантов, прослушанные только что, он мог еще
играть?
Учитель литературы:
Вернемся к сказке. Как слушатели относятся к игре скрипачастарика? Зачитайте эти строки.
Что можно сказать об игре старого музыканта?
Что движет стариком во время игры на скрипке?
Почему люди останавливаются возле музыканта?
Учитель музыки:
Какую роль играет музыка в жизни человека?
Учитель литературы:
Можно, ребята, поставить рядом и старика, и А.С. Пушкина, и тех великих музыкантов, с музыкой которых мы
познакомились на нашем уроке? Если можно, то почему?
Вывод: они создавали атмосферу, в которой проявлялись лучшие чувства человека. Литература и музыка, как
две родные сестры, дополняют друг друга, обогащают, живут в гармонии, всегда звучат лучше, ярче и красивее,
если вместе.
Домашнее задание.
Подумайте и ответьте на вопрос: Нужна ли нам в жизни такая сказка, как эта сказка А. Платонова, ведь это все
таки сказка, а вы уже взрослые люди? Письменный ответ на этот вопрос ваше домашнее задание.
Литература:
1. А. Платонов “Любовь к Родине или путешествие воробья”.
2. Мотяшова И. Мир и надежды Андрея Платонова. Критикобиографический очерк. М., “Молодая гвардия”,
1983.
3. Виноградов А. Осужденный Паганини.