"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие человеческие чувства в литературе и музыке.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Воспитывать высокие чувства учащихся средствами литературы и музыки. Задачи: 1. Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов. 2. Развитие навыков аналитического мышления. 3. Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса. 4. Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке. 5. Обучение умению слышать и слушать музыку. Подготовка к уроку: Учащиеся должны прочитать сказку А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья”. Учителя должны: 1. Подготовить оформление доски: Тема. Лексика. 2. Создать условия для использования презентации к уроку. 3. Подобрать музыкальные произведения:
Иконка файла материала И чувства добрые я лирой пробуждал.doc
"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие человеческие чувства в литературе и музыке. Цель: Воспитывать высокие чувства учащихся средствами литературы и музыки. Задачи: 1. Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и  музыкой великих композиторов. 2. Развитие навыков аналитического мышления. 3. Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса. 4. Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке. 5. Обучение умению слышать и слушать музыку. Подготовка к уроку: Учащиеся должны прочитать сказку А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья”. Учителя должны: 1. Подготовить оформление доски: Тема. Лексика. 2. Создать условия для использования презентации к уроку. 3. Подобрать музыкальные произведения: Н. Паганини. “ Каприс №24”. В.А. Моцарт “Маленькая ночная серенада” В. Сен­Санс. “Рондо”. А. Вивальди “Времена года. Весна” Оборудование:   компьютер, презентация. Ход урока I. Актуализация деятельности учащихся. 1. Звучит музыка Н. Паганини. Каприс № 24  2. Беседа – (учитель литературы). ­ Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем наш урок с музыки? ­ Какие чувства человека мы называем высокими? ­ Какие люди, окружающие нас, нам нравятся больше всего? ­ Как можно определить человека: добрый он или злой? Итак, мы сегодня с вами поговорим о замечательном герое, с которым встретились в произведении А. Платонова “Любовь к Родине и путешествие воробья”, у которого будем учиться быть нужными людям. II. Аналитическая работа по тексту. 1. Чтение нескольких эпизодов (2­3) ­ Вы все прочитали сказку А.Платонова? ­ Она вам понравилась? ­ Какие слова вам были непонятны при чтении?Словарная работа: пьедестал­ подножие статуи, постамент ­ (учитель литературы), Каприс, рондо – (учитель музыки). ­ Какие моменты сказки особенно тронули душу, где вы сопереживали героям сказки? Зачитайте несколько  эпизодов. 2. Название сказки. ­ Вы задумались, почему сказка так называется? ­ Докажите, что герои любят свою Родину. Как проявляется их любовь? Учитель литературы: Действительно, сказка о большой любви к Родине. А.Платонов, чью сказку мы с вами прочитали, рассказывает об этом необычно. Его произведение похоже и на  сказку, и на произведение, события в котором происходят в наши недалекие дни. Давайте обратимся к слайду  №2.  Прочитайте высказывание критика и библиографа писателя И. Мокашевой о сказках А. Платонова. 3. Характеристика героя. ­ Кто является главным героем сказки и носителем высоких качеств? ­ Каким вы себе представляете старика? Запишите в тетради прилагательные, которые помогут рассказать об  этом человеке. ­ Подтвердите каждое прилагательное примером из текста. 4. Слайд № 3  ­ Какие слова можно подписать под портретом старика, и они расскажут о высоких качествах музыканта? ­ Что, по мнению скрипача, есть добро на свете? 5. Слайд №3.   Перед вами еще один герой сказки. ­ Что вы можете сказать о нем? ­ Почему скрипач обратил внимание на воробья? 6. Сравнительный анализ. Слайд №4.   ­ Укажите, что общего у старика и воробья? ­ Что различного? Следовательно, только человек способен на щедрость души, помогая, спасая, врачуя. 7. Слайд №5. памятник А.С. Пушкину.  ­ Почему старик шел играть к памятнику А.Пушкину? ­ Зачем человеку высокие чувства, возможно и без них можно прожить? Учитель музыки. 8. Звучит снова каприс №24 Н. Паганини. Слушание. 9. Беседа. ­ Какие чувства вызывает у вас эта музыка? ­ Представьте на минуту себя возле памятника Пушкину, послушайте музыку. ­ Какие ассоциации возникают в вашем сознании? ­ Что хочется сделать, чтобы как­то отреагировать на эти звуки?­ Как эта музыка связана с нашим уроком? ­ Когда нам плохо или радостно, к чему мы обращаемся? Вывод: наша жизнь часто связана с музыкой. Литература отражает нашу жизнь, поэтому можем сказать, что литература и музыка связаны между собой. Учитель музыки. ­ На каком инструменте играет старый скрипач? ­ Что характерно для звучания этого инструмента? Действительно, звуки скрипки похожи на человеческий голос, способный передать чувства человека. Поэтому  многие великие композиторы часто, создавая свои произведения, обращались к скрипке. Среди них Николо  Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, Камиль Сен­Санс, французский композитор, и  многие другие. 10. Давайте послушаем музыку этих композиторов. Какие голоса вы услышите? а) Моцарт “Маленькая ночная серенада”  б) Сен­Санс “Интродукция и Рондо”.  в) Антонио Вивальди “Времена года. Весна”. ­ Какие чувства, по­вашему, выражают они? ­ Старик играл Шуберта (по тексту), произведения каких музыкантов, прослушанные только что, он мог еще  играть? Учитель литературы: ­ Вернемся к сказке. Как слушатели относятся к игре скрипача­старика? Зачитайте эти строки. ­ Что можно сказать об игре старого музыканта? ­ Что движет стариком во время игры на скрипке? ­ Почему люди останавливаются возле музыканта? Учитель музыки: ­ Какую роль играет музыка в жизни человека? Учитель литературы: Можно, ребята, поставить рядом и старика, и А.С. Пушкина, и тех великих музыкантов, с музыкой которых мы  познакомились на нашем уроке? Если можно, то почему? Вывод: они создавали атмосферу, в которой проявлялись лучшие чувства человека. Литература и музыка, как  две родные сестры, дополняют друг друга, обогащают, живут в гармонии, всегда звучат лучше, ярче и красивее,  если вместе. Домашнее задание. Подумайте и ответьте на вопрос: Нужна ли нам в жизни такая сказка, как эта сказка А. Платонова, ведь это все­ таки сказка, а вы уже взрослые люди? Письменный ответ на этот вопрос ­ ваше домашнее задание. Литература: 1. А. Платонов “Любовь к Родине или путешествие воробья”. 2. Мотяшова И. Мир и надежды Андрея Платонова. Критико­биографический очерк. М., “Молодая гвардия”, 1983. 3. Виноградов А. Осужденный Паганини.

Посмотрите также