Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: И.А. Крылов. «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий войны 1812 года.
Дата проведения урока:
Класс: 5
УМК: Литература: учебник для 5 класса образовательных учреждений/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.-12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2010 г.
Цели для ученика ñ познакомиться с новыми фактами биографии И.А. Крылова; ñ познакомиться с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; ñ учиться выразительному чтению басни. Развивающие: ñ развивать навык правильного беглого чтения , целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения; ñ учиться анализировать литературное произведение - басню, определять черты характера главных героев и уметь выражать свое отношение к ним. Воспитывающие: ñ развивать чутье к художественному слову; ñ воспитывать чувство патриотизма |
Цели для учителя ñ продолжить знакомство учащихся с историей жанра басни; ñ проанализировать художественное и идейное своеобразие басни «Волк на псарне»; ñ расширить представления учащихся о басенном мастерстве И. А.Крылова. Развивающие: ñ создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация). Воспитательные: ñ воспитывать бережное отношения к слову, толерантность; ñ воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм . |
Тип урока |
Форма урока |
Опорные понятия, термины ñ жанр басни ñ признаки басни ñ композиция басни ñ мораль ñ аллегория ñ эзопов язык |
Новые понятия, термины ñ аллегорическое отражение исторических событий войны 1912г ñ развитие понятия эзопов язык ñ развитие понятия об аллегории и морали ñ развитие понятия жанровые особенности басни |
Формы контроля: Фронтальный опрос Индивидуальная работа Выразительное чтение наизусть |
Домашнее задание Написать краткое сообщение: «Крылатые
выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер» или выучить
басню наизусть.
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 3 минуты
|
Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности.
|
Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний. |
Игровой приём «Аукцион» Словесная форма, (Приложение 1) |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу. |
II. Актуализация знаний
10 минут |
Проверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала, проверка домашнего задания. |
Читают наизусть, слушают, оценивают чтение наизусть. |
Словесная форма, фронтальная беседа, чтение наизусть. (Приложение 1) |
Личностные: оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков. |
Проверка и закрепление полученных знаний: выразительное чтение наизусть басни. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему. |
III. Изучение нового 1) Формулирование темы урока, постановка цели 2 минуты
2) Первичное восприятие басни. 3 минуты
3) Постановка проблемного вопроса урока. 1 минута
4) Самостоятельное чтение и осмысление
3 минуты 5)Чтение
и анализ басни. 10 минут
|
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создаёт проблемную ситуацию. (Приложение 2)
Рассказ учителя. Чтение басни. Комментирование непонятных слов.
Организация работы по анализу басни |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми, самостоятельное чтение, чтение вслух. Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы.
|
Практический метод.
Рассказ. Комментирование. (Приложение 3)
Самостоятельная работа.
Аналитическая фронтальная беседа. (Приложение 4) |
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Выделять и формулировать познавательную цель.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу .
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Развивать устную речь, память, умение слушать других, наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и обобщать его, развивать артистические способности
|
IV. Лингво-физкультминутка 3 минуты |
Объясняет задание. |
Выполняют упражнения. (Приложение 5) |
Игровой приём. Здоровьесберегающая технология. |
|
|
V. Актуализация новых знаний
Своеобразие языка. Эзопов язык. Аллегория и мораль.
3 минуты
3 минуты |
Устанавливает осознанность восприятия. |
Работают со словарём литературоведческих терминов: читают и комментируют статьи к понятиям: аллегория, мораль, эзопов язык.
Самостоятельная работа - заполнение таблицы-карточки. |
Коллективная работа.
Групповая работа. (Приложение 6) |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Вырабатывать умение понимать статью, анализировать её, употреблять в речи литературоведческие термины.
Проявление толерантности. |
VI. Рефлексивно-оценочный
этап 2 минуты |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной
учебной |
Беседа. (Приложение 7) |
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
|
Умение оценивать себя. |
VII. Домашнее задание
2 минуты |
Объясняет домашнее задание. |
Слушают и записывают в дневник. |
|
|
|
Приложение 1
Задание
«Аукцион»
· Написать как можно больше названий басен И.А. Крылова
ñ Чтение наизусть басни «Ворона и Лисица»
ñ Опрос по пройденному материалу:
ñ Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)
ñ Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?
ñ Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» . Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
Приложение 2
Задание
ñ Что изучаем?
ñ Что для этого надо знать?
ñ Что должны уметь?
ñ Что для этого надо повторить?
Приложение 3
Задание
· Послушайте эту информацию
Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.
Приложение 4
Задание
· Ответьте на проблемный вопрос:
ñ Почему И.А. Крылов изобразил Кутузова и Наполеона в образах животных?
Лексическая работа: дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой, ловчий, псарня, овчарня.
Вопросы для аналитической беседы.
ñ Какой персонаж сразу обратил на себя внимание?
ñ Нарисуйте портрет Волка, какой он?
ñ Какова его речь?
ñ Прочитайте реплики Волка, проанализируйте его речь.
ñ Назовите действия Волка в басне, каковы его поступки?
ñ А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью?
ñ Каких людей подразумевает автор?
ñ Какие слова передают возникший на псарне переполох?
ñ А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.
ñ Прочитайте строки, передающие речь Волка.
ñ Запишите, какими качествами наделил автор Волка.
ñ Каким изображён Ловчий? Составьте его цитатную характеристику.
ñ Что отвечает Волку Ловчий? Вернее, даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте!
ñ Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?
ñ Что стало причиной столкновения Ловчего и Волка?
ñ Какова была причина конфликта в аллегорически изображённых событиях?
ñ Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?
Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!
Так как мы ответим на проблемный вопрос нашего урока?
Приложение 5
Лингво-физкультминутка
Задание
· Докажите, что - это басня , используя пантомиму(есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни - мораль)
· Ответьте на предложенные вопросы:
ñ Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь).
ñ В чём проявилось мастерство И.А. Крылова в басне?
Приложение 6
Задание
· Заполните таблицу:
|
Название басни |
Жанровые особенности басен |
|||
Конфликт |
Герои |
Композиция (где находится мораль) |
Особенности языка и стиха |
||
1 группа |
«Свинья под дубом» |
|
|
|
|
2 группа |
«Ворона и Лисица» |
|
|
|
|
3 группа |
«Волк на псарне» |
|
|
|
|
1 группа: анализ басни « Свинья под дубом»
2 группа: анализ басни « Ворона и лисица:
3 группа: анализ басни « Волк на псарне»
Приложение 7
Задание
• Ответьте на предложенные вопросы:
ñ Какую басню мы сегодня прочитали?
ñ О чем она? О каком историческом событии она повествует?
ñ Какие человеческие пороки высмеивает И.А. Крылов в этой басне?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.