Проблема рассказа "Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа
Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”.
Задачи:
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.
Оборудование: учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г, стр. 55-61).
Словарная работа: “любовный треугольник”, “украденное счастье”, “двойственность любви”, “трагедия любви”.
Ход урока
I. Ситуация вызова.
1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о том, что значит быть счастливым.
Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова “О любви”?
(Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа
"Кавказ". Представление о счастье и несчастьях
героев рассказа
Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”.
Задачи:
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.
Оборудование: учебникхрестоматия (ч. II, 2003 г, стр. 5561).
Словарная работа: “любовный треугольник”, “украденное счастье”, “двойственность любви”, “трагедия любви”.
I. Ситуация вызова.
Ход урока
1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о том, что значит быть счастливым.
Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова “О любви”?
(Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие
рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и
сковавших их душу представлений о любви).
2. Учитель.
Тема нашего урока – И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа “Кавказ”. Представления о счастье и
несчастьях героев рассказа.
Цель урока – определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”.
– Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, чтобы добиться поставленной цели?
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.
Это будут задачи нашего урока.
II. Реализация смысла
Работа в тетрадях с таблицей.
– С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5 класса уже третий раз.
– Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича Бунина? (Устно)
– Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1 графу таблицы)
(Показ портрета И.А. Бунина. )
Знаю о Бунине
Узнал новое о рассказе “Кавказ”
Таблица 1
Хочу узнать
подробнее обСтихотворение “Родина”. Это состояние души
поэта, переданное через описание природы:
тончайшие и выразительнейшие подробности,
детали, оттенки.
Рассказ “Кавказ” о любви.
Проблема взаимопонимания
взрослых в момент наивысшего
эмоционального состояния –
состояния любви.
Любовь не только большое счастье,
выпавшее на долю человека, но и
чувство, которое очень часто
приносит страдание и боль.
“Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в альманахе
“Медный всадник” в Берлине. Бунин
неоднократно редактировал его). “Косцы”
рассказывают о впечатлениях автора от встречи
с родной природой, песнями[1].
“Цифры” рассказывают о жизни и характерах
взрослых людей и детей, их взаимоотношениях.
Должно быть взаимопонимание.
историзме
Бунина
“Лапти” помогают осмыслить необходимость
сострадания, великодушия. Посвящён теме
взаимоотношения взрослых и детей.
– Что роднит все эти произведения И.А.Бунина? (Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми и детьми).
– О чём рассказ Бунина “Кавказ”? (О любви).
– Какую проблему поднимает автор в рассказе?
(Проблему взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния – состояния любви).
– Докажем, что любовь – большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто
приносит страдание и боль. При доказательстве будем исходить из самого текста бунинского рассказа по плану:
героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж.
Таблица 2
Героин
я
Портрет
Пейзаж
Поступки
1. Чтение.
Она была бледна
прекрасной бледностью
любящей взволнованной
женщины, голос у неё
срывался
2. Вуалька.
О чём говорит эта
деталь?
Почему она, войдя в
7. В Москве шли холодные дожди,
было грязно, сумрачно, мокро –
точно также на душе у героини:
смятение, ложь.
8. Мы нигде не видим, чтобы герой
настаивал на её полном разрыве с
мужем. Он поощрял её ложь.
9. Докажите, что даже когда им
удаётся остаться одним, в их любви
была не только радость, но и
3. Она была у меня за эти дни
всего 3 раза, входила поспешно,
со словами:
Я только на одну минуту.
(Обманывала себя!)
4. Спешила обнять меня. (Любит,
скучает!)
5. Бледнела, когда герой говорил,
что он будет с ней у тропического
моря, в горных джунглях.купе даже не
поцеловала героя?
(Она обманывает мужа,
скрывает, таит свою
любовь, бежит с
любовником, чтобы
быть вместе с ним)
Герой 1. Нет портрета,
важны его поступки!
тревога?
Чтение эпизода.
“Когда жар спадал” до “глядя на
них” [2]
Почему так ведёт себя героиня?
(“Закрывала лицо газовым шарфом
и плакала; из духана слышался
глухой стук в барабан. Вопль всё
одной и той же бесконечной
песни..;стая чекалок” просилась к
нам…)
О чём говорят эти детали?
10. Вспомните.
“После бала” Толстого – визгливая
мелодия – картина наказания)
Радость омрачена неизбежностью
возвращения в нелюбимый
московский дом.
Вывод. Героиня любит, но радость
омрачена многим: приходится врать
мужу, возлюбленный не настаивает
на полном разрыве с мужем, муж
застрелился изза её измены.
Грустная история!
5. Покой, она часто плачет при
нём.
Смотрите: природа вечна,
прекрасна, великолепна, а любовь не
была полной.
6. Влюблённая женщи на всё это
переживала острее, ей хотелось
продлить счастливые дни.
Почему она бледнела?
(Не знала, что будет с ней после
возвращения с юга, как поведёт
себя муж, к которому она больше
не чувствует любви, что с ней
будет дальше.
Есть понятие “украденное
счастье”.
6. А могло бы с героями
сложиться так, как в рассказе
А.П. Чехова “О любви”?
(Да, если бы героиня скрывала
свои чувства, то не было бы и
этих моментов счастья. У героев
Чехова счастье прошло мимо).
2. Воровски остановился, жил
томительно, затворником, от
свидания до свидания с нею.
Какие слова вы выделите?
3. Почему он испытывал жалость
и восторг, когда она спешила
поднять вуальку и обнять его?
(Ради него скрывается, готова
сбежать с ним)
4. Придумывает план побега.
Почему можно догадаться, что
его предложил геройлюбовник?
(Она говорит:
Ради Бога. Будьте терпеливы!
“Жил когдато возле Сочи,Нет, только сказано: “купался в
море” – не до чего.
Муж 1. Высокая фигура,
офицерский картуз,
держал её под руку.
Деталь “хозяйственно
вошёл в него вместе с
нею”.
Как вы это
понимаете?
Любит её, заботится о
ней, но нет свободы.
молодой, одинокий.
О чём говорят эти определения
Вывод. Можно засомневаться, а
так ли уж сильно он её любил?
Романтическая история!
2. Её измена стала крахом
жизни, не пережил, до
последнего надеясь на её
возвращение к хозяину…
Понятие двойственность
любви: одним она приносит
счастье, другим – боль.
3. Чтение про угрозу:
Я ни перед чем не остановлюсь,
защищая свою честь, честь мужа и
офицера.
4. Как эта фраза характеризует
его?
(Самолюбивый, жестокий,
честолюбивый офицер, угрожал
ей и выполнил свою угрозу:
застрелился.)
5. Любил ли он её?
Конечно, он любил её, но, узнав
об измене, свёл счёты с жизнью.
Но не молча, а с
вызовом,театрально, чтобы ей
было больно.
6. А.С. Пушкин “Я вас любил”:
“… как дай вам Бог любимой
быть другим”.
Вывод. Любил, а доставил ей
боль и страдания.
Трагическая история!
– Виноват ли кто из героев в разыгравшейся трагедии?
(Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто
приносит страдание и боль).
– Почему такое произошло с героями?
(Нет взаимопонимания в любви: мужжена, героинялюбовник).
– Можем ли мы осуждать героев рассказа?– А осуждает ли кого из них автор?
(Он только изображает ситуацию, которая произошла с героями, а читатель должен сам разобраться).
– В чём же суть рассказа “Кавказ”?
(Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит
страдание и боль).
– Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о рассказе “Кавказ”.
III. Рефлексия
– Можем ли мы сделать вывод, что Бунин – замечательный русский писатель?
– (Написал много произведений, в которых поднимает разные проблемы, изображает разных героев, показывает
их поступки и чувства, не даёт оценок, а заставляет читателя думать, сопереживать).
IV. Задание на дом:
1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3 графу таблицы.
Список литературы
1. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2002. С. 86.
2. Литература. 8 кл. Учеб.хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2003. С.
60.