И.А. Бунин. Слово о писателе.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема рассказа "Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”. Задачи: 1) охарактеризовать героев, их поступки; 2) определить характер их взаимоотношений; 3) установить причины непонимания между героями; 4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа. Оборудование: учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г, стр. 55-61). Словарная работа: “любовный треугольник”, “украденное счастье”, “двойственность любви”, “трагедия любви”. Ход урока I. Ситуация вызова. 1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о том, что значит быть счастливым. Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова “О любви”? (Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и
Иконка файла материала И.А. Бунин. Слово о писателе..doc
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”. Задачи: 1) охарактеризовать героев, их поступки; 2) определить характер их взаимоотношений; 3) установить причины непонимания между героями; 4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа. Оборудование: учебник­хрестоматия (ч. II, 2003 г, стр. 55­61). Словарная работа: “любовный треугольник”, “украденное счастье”, “двойственность любви”, “трагедия любви”. I. Ситуация вызова. Ход урока 1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о том, что значит быть счастливым. Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова “О любви”? (Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие  рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и  сковавших их душу представлений о любви). 2. Учитель. Тема нашего урока – И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа “Кавказ”. Представления о счастье и  несчастьях героев рассказа. Цель урока – определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”. – Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, чтобы добиться поставленной цели? 1) охарактеризовать героев, их поступки; 2) определить характер их взаимоотношений; 3) установить причины непонимания между героями; 4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа. Это будут задачи нашего урока. II. Реализация смысла Работа в тетрадях с таблицей. – С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5 класса уже третий раз. – Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича Бунина? (Устно) – Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1 графу таблицы) (Показ портрета И.А. Бунина. ) Знаю о Бунине Узнал новое о рассказе “Кавказ” Таблица 1 Хочу узнать подробнее обСтихотворение “Родина”. Это состояние души  поэта, переданное через описание природы:  тончайшие и выразительнейшие подробности,  детали, оттенки. Рассказ “Кавказ” о любви.  Проблема взаимопонимания  взрослых в момент наивысшего  эмоционального состояния –  состояния любви. Любовь не только большое счастье,  выпавшее на долю человека, но и  чувство, которое очень часто  приносит страдание и боль. “Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в альманахе  “Медный всадник” в Берлине. Бунин  неоднократно редактировал его). “Косцы”  рассказывают о впечатлениях автора от встречи  с родной природой, песнями[1]. “Цифры” рассказывают о жизни и характерах  взрослых людей и детей, их взаимоотношениях.  Должно быть взаимопонимание.     историзме Бунина       “Лапти” помогают осмыслить необходимость  сострадания, великодушия. Посвящён теме  взаимоотношения взрослых и детей. – Что роднит все эти произведения И.А.Бунина? (Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми и детьми).     – О чём рассказ Бунина “Кавказ”? (О любви). – Какую проблему поднимает автор в рассказе? (Проблему взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния – состояния любви). – Докажем, что любовь – большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто  приносит страдание и боль. При доказательстве будем исходить из самого текста бунинского рассказа по плану: героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж. Таблица 2   Героин я Портрет Пейзаж Поступки 1. Чтение. Она была бледна  прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё  срывался 2.  Вуалька. ­ О чём говорит эта  деталь? ­ Почему она, войдя в  7. В Москве шли холодные дожди,  было грязно, сумрачно, мокро –  точно также на душе у героини:  смятение, ложь. 8.  Мы нигде не видим, чтобы герой  настаивал на её полном разрыве с  мужем. Он поощрял её ложь. 9.  Докажите, что даже когда им  удаётся остаться одним, в их любви  была не только радость, но и  3. Она была у меня за эти дни  всего 3 раза, входила поспешно,  со словами: ­ Я только на одну минуту.   (Обманывала себя!) 4. Спешила обнять меня. (Любит,  скучает!) 5. Бледнела, когда герой говорил, что он будет с ней у тропического моря, в горных джунглях.купе даже не  поцеловала героя? (Она обманывает мужа,  скрывает, таит свою  любовь, бежит с  любовником, чтобы  быть вместе с ним) Герой 1. Нет портрета,  важны его поступки! тревога? Чтение эпизода. “Когда жар спадал” до “глядя на  них” [2] ­ Почему так ведёт себя героиня? (“Закрывала лицо газовым шарфом  и плакала; из духана слышался  глухой стук в барабан. Вопль всё  одной и той же бесконечной  песни..;стая чекалок” просилась к  нам…) ­ О чём говорят эти детали? 10. Вспомните. “После бала” Толстого – визгливая  мелодия – картина наказания) Радость омрачена неизбежностью  возвращения в нелюбимый  московский дом. Вывод. Героиня любит, но радость  омрачена многим: приходится врать мужу, возлюбленный не настаивает  на полном разрыве с мужем, муж  застрелился из­за её измены. Грустная история! 5.  Покой, она часто плачет при  нём. Смотрите: природа вечна,  прекрасна, великолепна, а любовь не была полной. 6. Влюблённая женщи на всё это  переживала острее, ей хотелось  продлить счастливые дни. ­ Почему она бледнела? (Не знала, что будет с ней после  возвращения с юга, как поведёт  себя муж, к которому она больше  не чувствует любви, что с ней  будет дальше. Есть понятие “украденное  счастье”. 6. ­ А могло бы с героями  сложиться так, как в рассказе  А.П. Чехова “О любви”? (Да, если бы героиня скрывала  свои чувства, то не было бы и  этих моментов счастья. У героев  Чехова счастье прошло мимо). 2. Воровски остановился, жил  томительно, затворником, от  свидания до свидания с нею. ­ Какие слова вы выделите? 3.  Почему он испытывал жалость  и восторг, когда она спешила  поднять вуальку и обнять его?  (Ради него скрывается, готова  сбежать с ним) 4. Придумывает план побега. ­Почему можно догадаться, что  его предложил герой­любовник? (Она говорит: ­ Ради Бога. Будьте терпеливы! “Жил когда­то возле Сочи,Нет, только сказано: “купался в  море” – не до чего. Муж 1. Высокая фигура,  офицерский картуз,  держал её под руку. ­ Деталь “хозяйственно  вошёл в него вместе с  нею”. ­ Как вы это  понимаете? Любит её, заботится о  ней, но нет свободы. молодой, одинокий. ­ О чём говорят эти определения Вывод. Можно засомневаться, а  так ли уж сильно он её любил? Романтическая история! 2. Её измена стала крахом  жизни, не пережил, до  последнего надеясь на её  возвращение к хозяину… Понятие двойственность  любви: одним она приносит  счастье, другим – боль. 3. Чтение про угрозу: ­ Я ни перед чем не остановлюсь,  защищая свою честь, честь мужа и офицера. 4.  Как эта фраза характеризует  его? (Самолюбивый, жестокий,  честолюбивый офицер, угрожал  ей и выполнил свою угрозу:  застрелился.) 5. ­ Любил ли он её? Конечно, он любил её, но, узнав  об измене, свёл счёты с жизнью.  Но не молча, а с  вызовом,театрально, чтобы ей  было больно. 6. А.С. Пушкин “Я вас любил”:  “… как дай вам Бог любимой  быть другим”. Вывод. Любил, а доставил ей  боль и страдания. Трагическая история! – Виноват ли кто из героев в разыгравшейся трагедии? (Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто  приносит страдание и боль). – Почему такое произошло с героями? (Нет взаимопонимания в любви: муж­жена, героиня­любовник). – Можем ли мы осуждать героев рассказа?– А осуждает ли кого из них автор? (Он только изображает ситуацию, которая произошла с героями, а читатель должен сам разобраться). – В чём же суть рассказа “Кавказ”? (Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит  страдание и боль). – Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о рассказе “Кавказ”. III. Рефлексия – Можем ли мы сделать вывод, что Бунин – замечательный русский писатель? – (Написал много произведений, в которых поднимает разные проблемы, изображает разных героев, показывает их поступки и чувства, не даёт оценок, а заставляет читателя думать, сопереживать). IV. Задание на дом: 1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3 графу таблицы. Список литературы 1. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2002. С. 86. 2. Литература. 8 кл. Учеб.­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2003. С.  60.

Посмотрите также