И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов") Цели урока: • образовательные: осмыслить образ главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной точки зрения; показать атрибутику “лишних людей”, раскрыть истоки зарождения “обломовщины”; организовать разговор об особенностях русского национального характера; • воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; • развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи учащихся, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста. Оборудование: роман И.А.Гончарова “Обломов”, презентация учителя, презентации учащихся.
Иконка файла материала И.А. Гончаров.doc
И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов") Цели урока:    образовательные: осмыслить образ главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной  точки зрения; показать атрибутику “лишних людей”, раскрыть истоки зарождения “обломовщины”;  организовать разговор об особенностях русского национального характера; воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную  потребность, хороший эстетический вкус; развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи учащихся, умения  сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со  словом, навыки анализа текста. Оборудование: роман И.А.Гончарова “Обломов”, презентация учителя, презентации учащихся. 1. Оргмомент. Ход урока Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом романа “Обломов” И.А.Гончарова. 2. Сообщение темы и цели урока. Мы снова возвращаемся к творчеству Ивана Александровича Гончарова. Темой сегодняшнего урока служат  слова самого писателя. Запишите в тетради тему урока. Учитель. Сегодня на уроке мы с вами: ­ обобщим знания об образе главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной точки зрения; ­ раскроем истоки зарождения “обломовщины”; ­ определим атрибутику “лишних людей”; ­ поговорим об особенностях русского национального характера 3. Проверка домашнего задания Учитель. Проверим домашнее задание.  Симпатичны ли вам герои романа — Обломов, Штольц, Ольга? Чем?   ­ Что вам не нравится в каждом из героев и почему? ­ Какие эпизоды кажутся вам самыми важными в романе? Почему? ­ С какой целью так много внимания автор уделяет в начале романа образу слуги? ­ Почему Гончарову важно показать рядом с Обломовым Захара? Илья Ильич Обломов ­ Каким же был и каким стал Илья Ильич? ­ Как бы вы охарактеризовали происшедшие изменения? ­ К каким деталям интерьера привлекает внимание писатель? ­ Что они символизируют? 4. Работа с текстом романа И.А.Гончарова “Обломов”. Учитель. Просмотрите главы II–V из первой части и подумайте: “Какие качества Обломова раскрывает автор в этих эпизодах?” (Ответы учеников)Учитель. Характер Обломова Гончаров раскрывает через образ Штольца. 5. Беседа по вопросам. Андрей Штольц ­ Какое впечатление производит Штольц? ­ Чем же занят Андрей Иванович? ­ Для кого и для чего он трудится? ­ Какую жизнь предлагает Обломову Штольц? ­ Как меняется образ жизни Ильи Ильича? ­ Зачем Штольц возит с собой Обломова? Учитель. Итак, с какой целью автор вводит Штольца в своё произведение? Вывод: Штольц подчёркнуто противопоставлен Обломову. Андрей Иванович вызывает симпатию: его опрятный,  красивый костюм, энергичность, образ жизни противоположны образу жизни Обломова. В Штольце привлекают деловитость, искреннее желание помочь своему ленивому другу измениться, ввести его  в большой мир. Учитель. Штольц не просто предлагает Обломову измениться, но и активно заставляет его это сделать. ­ Почему же Обломов подчиняется другу? ­ Почему не борется за свою мечту? Вывод. Причина ­ доброе сердце Ильи Ильича, его мечтательность, мягкость, безволие и то влияние, которое  всегда оказывал на него Штольц, Сила Штольца — в его убеждённости в собственной правоте, поэтому он так легко отменяет обломовские  традиции и его невозможно ослушаться. Учитель. В романе сталкиваются две жизненные позиции: с одной стороны — западная, буржуазная (хорошо быть  богатым, и для этого надо честно трудиться), и русская, стихийная (хорошо, когда совесть чиста и душа  спокойна). Обломов признаёт необходимость труда, но только как средства достижения своего идеала, а потому считает  справедливыми упреки Штольца в безделье. Причины собственной пассивности он видит в отсутствии силы воли и внешней движущей силы. Этой силой всегда был для него Штольц. Нет рядом Андрея — нет и мотора, дающего энергию жизни. Учитель. В романе характер Обломова раскрывается посредством двух сюжетных линий? Назовите их? (Обломов и Штольц, Обломов и Ольга) 6. Беседа по вопросам. Ольга Ильинская ­ Чем вызвано чувство Ольги к Обломову? ­ Что движет ею, к чему она стремится, с чем борется?  Любит ли Ольга Илью Ильича?  Можно ли понять, почему Обломов полюбил Ольгу?  Что же такого особенного в Ольге Ильинской, что она сумела (пусть ненадолго) покорить Обломова,  поднять его с дивана? ­ Что вызвало у него желание перемен? ­ Почему Ольга и Обломов не смогли быть вместе?Учитель. Сон Обломова. ­ Что можно сказать о ребёнке, его отношении к миру, людям и об отношении к нему в этом мире?   Что можно сказать о взрослом герое? К чему он стремится? Зачем живёт? Какое место и какое значение занимает “Сон Обломова” в романе? “Наше имя легион!” ­ восклицает Илья Ильич. ­ О каком явлении идёт речь? (Об обломовщине) Учитель. Проект по литературе на заданную тему приготовили (2 ученика у доски) Проект по литературе на тему “Обломовщина как тип жизни”. Учитель. РОДОМ ИЗ ОБЛОМОВКИ ­ Как видим, в “Сне Обломова” дан ключ к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского  характера. Значит, Обломов — не сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия  русского человека — его величие и его слабость. ­ И всё­таки Обломов оказывается в заботливых руках Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Обломов на Выборгской стороне ­ Счастлив ли с Пшеницыной Обломов? ­ Что даёт ему любовь Агафьи Матвеевны? ­ Как вы оцениваете историю их отношений? Обломов и его идеальный мир. Учитель. В доме этой женщины Обломову покойно. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный Агафьей  Матвеевной, смотрит, как она шьёт. Её любовь — самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное,  неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства. Смерть Обломова Учитель.  Почему же Гончаров отказывает в жизни своему герою?  Почему сына Обломова должен воспитывать Андрей Штольц?  Можно ли назвать Обломова “лишним” человеком? Почему? Учитель. Проект по литературе на заданную тему приготовила…(1 ученица у доски) Проект по литературе на тему “Обломов – лишний человек”. 7. Итог урока. Коренной народный тип Учитель.  Находит ли Обломов ответ на вопрос: “За что бороться, к чему стремиться, зачем?”  “Изжила ли себя обломовщина в наши дни? Какая особенность русского национального характера так ярко “прославляется” в Обломове? 8. Домашнее задание. ­ Напишите письмо Обломову (Штольцу, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по  интересующим вас вопросам. 9. Выставление оценок. Учитель комментирует поставленные оценки. ­ Урок окончен, спасибо за внимание.

Посмотрите также