И.А. Крылов и его басни

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки, посвящённые творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация “Басни И.А. Крыловы” помогает усвоению теоретического материала, рассказу о жизни писателя. Начинаю урок с рассказа об И.А. Крылове. Заранее подготовленный ученик проводит заочную экскурсию “У памятника Крылову в Летнем саду”. (Скульптор – П.К. Клодт. Памятник был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте его установки. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Окружён оградой, выполненной в модном для середины 19 века стиле эклектики и установленной через 20 лет после открытия памятника.) Работаем с эпиграфами (высказывания В.Г. Белинского и Н.В. Гоголя). Предлагаю пятиклассникам всмотреться в портрет И.А. Крылова работы К.П. Брюллова (создан в 1841 году, привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики), читаю слова критика В.Г. Белинского: “Личность Крылова вся отразилась в его баснях...Человек, живой по натуре, умный, ... знавший людей, - Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он всё допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности...Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, безо всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца... Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его”.
Иконка файла материала И.А. Крылов и его басни.doc
И.А. Крылов и его басни Уроки, посвящённые творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и  увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация “Басни И.А. Крыловы”  помогает усвоению теоретического материала, рассказу о жизни писателя. Начинаю урок с рассказа об И.А. Крылове. Заранее подготовленный ученик проводит заочную экскурсию “У  памятника Крылову в Летнем саду”. (Скульптор – П.К. Клодт. Памятник был открыт в торжественной обстановке  12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте его установки. Пьедесталом памятника служит  гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Окружён оградой,  выполненной в модном для середины 19 века стиле эклектики и установленной через 20 лет после открытия  памятника.) Работаем с эпиграфами (высказывания В.Г. Белинского и Н.В. Гоголя). Предлагаю пятиклассникам всмотреться в портрет И.А. Крылова работы К.П. Брюллова (создан в 1841 году,  привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики), читаю слова критика В.Г.  Белинского: “Личность Крылова вся отразилась в его баснях...Человек, живой по натуре, умный, ... знавший  людей, ­ Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он всё допускал, всему  позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до  странности...Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, безо всяких притязаний величавое  лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца... Хорош был этот старик­младенец, говорил ли он  или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его”. Думаем над вопросами: 1. Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость  натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения. 2. Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова “стариком­младенцем”? 3. О чём говорит спокойное лицо баснописца? Делаем вывод. Среди лучших представителей просвещённого 19 века, по свидетельству современников, Крылов выделялся  своей образованностью. Носитель передовых идей, он по своей натуре был убеждённым и последовательным  гуманистом. Деятельность Крылова многогранна. Заметное место в творческом наследии баснописца занимают  литературно­критические статьи и переводы, отличавшиеся самостоятельностью эстетической позиции. Он писал  музыку, тщательно работал над созданием библиографий и составил записки по библиотечному делу. Об  энциклопедичности его знаний ходили легенды, так же как и об образе жизни и смешных чудачествах,  свойственных гению. Его любили, он пользовался известностью, лучшие художники писали с него портреты,  известные люди почитали за честь знакомство с ним. Провожу викторину “Басни Крылова” (узнать, в какой басне, кто, почему и как говорит и поступает; продолжить  отрывок или пересказать басню). В зависимости от подготовленности класса викторина может открывать “крыловские” уроки, либо завершать их. Перед чтением избранных страниц басен И.А. Крылова и их обсуждением обращаю внимание пятиклассников на  монитор, на котором высвечивается схема, иллюстрирующая основные составляющие басни. ­ Дайте определения литературным понятиям, указанным на схеме. Повторение теоретического материала помогает глубже анализировать басни, точнее давать характеристики  героям. Обращаю внимание учеников на выставку сборников басен И.А. Крылова и иллюстраций к басне “Ворона и  Лисица”. Говорю о том, что тема басни – власть лести над человеческим сердцем – относится к категории “вечных”.  “Вечные” темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных народов. Читаю наизусть басню “Ворона и Лисица” (это может сделать заранее подготовленный ученик).Анализ басни провожу по плану. ­ Знаком ли вам сюжет басни? (Работа над понятием “бродячий сюжет”.) ­ Каковы герои басни Крылова, чем они отличаются от героев басни Сумарокова? ­ Кто главная героиня басни? Чувствуем ли мы авторское отношение к ней? Ребята говорят о том, что перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери­актёры говорят и  действуют, как люди. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения – яркие,  выражающие национальные стороны русского характера. Он подбирает меткое слово для характеристики своей  героини. Какое?(Обращаемся к значению слов “плутовка”, “плутать”.) Пятиклассники отмечают, что характер героини автор раскрывает в речи. Речь Лисы льстивая, заискивающая,  лицемерная. Вместе с тем она произносит только ласковые, приятные слова. ­ Почему автор называет Ворону плутовкой? Свою хитрость и коварство Лисица прячет за внешним обаянием и дружелюбием, ловко используя слабости  окружающих. ­ Как ведёт себя Ворона? Как вы понимаете выражение “вещуньина голова”? Делаем вывод. Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к человеку. И.А.  Крылов не столько указывает на порок, сколько показывает его. Баснописец будто простодушно доверяется  персонажам, а потом мнимое простодушие сменяется насмешкой. На самом деле он знал заранее, к чему  приведёт его рассказ. Басни Крылова как сюжет­пословица. Искусство жить достойно – “мораль” басен Крылова, их нравственно­эстетическая программа. Перечитываем мораль басни. ­ Кого осуждает автор в финале? (Обращаемся к значению слова “гнусна”.) Перечитываем монолог Лисы. Отмечаем всю гнусность лжи героини, её корыстные намерения. ­ За что наказана Ворона? Говорим о языке басни. (Необычайно ясный, простой, выразительный). Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи,  фразы, образы становятся поговорками и пословицами. ­ Назовите выражения, которые стали пословицами. Какие выражения из басен называют крылатыми? “В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где­то бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”,  “От радости в зобу дыханье спёрло” Подводим итоги. Художественное совершенство произведений Крылова выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости  морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам  поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно народной русской жизни,  основные черты русского национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливость. Зачитываю слова В.Г. Белинского: “Басни И.А. Крылова – не просто басни; это повесть, композиция,  юмористический очерк, злая сатира”. Предлагаю ответить на вопрос: ­ Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное  повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами. В конце урока читаю строки стихотворения П.А. Вяземского (князь, русский поэт, литературный критик) “На  радость полувековую...” (стихотворение прозвучало на юбилейном обеде в честь пятидесятилетия И.А.  Крылова):Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по­русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Предлагаю дома написать сочинение на тему “Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова”.

Посмотрите также