Уроки, посвящённые творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация “Басни И.А. Крыловы” помогает усвоению теоретического материала, рассказу о жизни писателя.
Начинаю урок с рассказа об И.А. Крылове. Заранее подготовленный ученик проводит заочную экскурсию “У памятника Крылову в Летнем саду”. (Скульптор – П.К. Клодт. Памятник был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте его установки. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Окружён оградой, выполненной в модном для середины 19 века стиле эклектики и установленной через 20 лет после открытия памятника.)
Работаем с эпиграфами (высказывания В.Г. Белинского и Н.В. Гоголя).
Предлагаю пятиклассникам всмотреться в портрет И.А. Крылова работы К.П. Брюллова (создан в 1841 году, привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики), читаю слова критика В.Г. Белинского: “Личность Крылова вся отразилась в его баснях...Человек, живой по натуре, умный, ... знавший людей, - Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он всё допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности...Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, безо всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца... Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его”.
И.А. Крылов и его басни
Уроки, посвящённые творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и
увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация “Басни И.А. Крыловы”
помогает усвоению теоретического материала, рассказу о жизни писателя.
Начинаю урок с рассказа об И.А. Крылове. Заранее подготовленный ученик проводит заочную экскурсию “У
памятника Крылову в Летнем саду”. (Скульптор – П.К. Клодт. Памятник был открыт в торжественной обстановке
12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте его установки. Пьедесталом памятника служит
гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Окружён оградой,
выполненной в модном для середины 19 века стиле эклектики и установленной через 20 лет после открытия
памятника.)
Работаем с эпиграфами (высказывания В.Г. Белинского и Н.В. Гоголя).
Предлагаю пятиклассникам всмотреться в портрет И.А. Крылова работы К.П. Брюллова (создан в 1841 году,
привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики), читаю слова критика В.Г.
Белинского: “Личность Крылова вся отразилась в его баснях...Человек, живой по натуре, умный, ... знавший
людей, Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он всё допускал, всему
позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до
странности...Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, безо всяких притязаний величавое
лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца... Хорош был этот старикмладенец, говорил ли он
или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его”.
Думаем над вопросами:
1. Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость
натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
2. Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова “старикоммладенцем”?
3. О чём говорит спокойное лицо баснописца?
Делаем вывод.
Среди лучших представителей просвещённого 19 века, по свидетельству современников, Крылов выделялся
своей образованностью. Носитель передовых идей, он по своей натуре был убеждённым и последовательным
гуманистом. Деятельность Крылова многогранна. Заметное место в творческом наследии баснописца занимают
литературнокритические статьи и переводы, отличавшиеся самостоятельностью эстетической позиции. Он писал
музыку, тщательно работал над созданием библиографий и составил записки по библиотечному делу. Об
энциклопедичности его знаний ходили легенды, так же как и об образе жизни и смешных чудачествах,
свойственных гению. Его любили, он пользовался известностью, лучшие художники писали с него портреты,
известные люди почитали за честь знакомство с ним.
Провожу викторину “Басни Крылова” (узнать, в какой басне, кто, почему и как говорит и поступает; продолжить
отрывок или пересказать басню).
В зависимости от подготовленности класса викторина может открывать “крыловские” уроки, либо завершать их.
Перед чтением избранных страниц басен И.А. Крылова и их обсуждением обращаю внимание пятиклассников на
монитор, на котором высвечивается схема, иллюстрирующая основные составляющие басни.
Дайте определения литературным понятиям, указанным на схеме.
Повторение теоретического материала помогает глубже анализировать басни, точнее давать характеристики
героям.
Обращаю внимание учеников на выставку сборников басен И.А. Крылова и иллюстраций к басне “Ворона и
Лисица”.
Говорю о том, что тема басни – власть лести над человеческим сердцем – относится к категории “вечных”.
“Вечные” темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных народов.
Читаю наизусть басню “Ворона и Лисица” (это может сделать заранее подготовленный ученик).Анализ басни провожу по плану.
Знаком ли вам сюжет басни? (Работа над понятием “бродячий сюжет”.)
Каковы герои басни Крылова, чем они отличаются от героев басни Сумарокова?
Кто главная героиня басни? Чувствуем ли мы авторское отношение к ней?
Ребята говорят о том, что перед нами разыгрывается целое представление, в котором звериактёры говорят и
действуют, как люди. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения – яркие,
выражающие национальные стороны русского характера. Он подбирает меткое слово для характеристики своей
героини. Какое?(Обращаемся к значению слов “плутовка”, “плутать”.)
Пятиклассники отмечают, что характер героини автор раскрывает в речи. Речь Лисы льстивая, заискивающая,
лицемерная. Вместе с тем она произносит только ласковые, приятные слова.
Почему автор называет Ворону плутовкой?
Свою хитрость и коварство Лисица прячет за внешним обаянием и дружелюбием, ловко используя слабости
окружающих.
Как ведёт себя Ворона? Как вы понимаете выражение “вещуньина голова”?
Делаем вывод. Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к человеку. И.А.
Крылов не столько указывает на порок, сколько показывает его. Баснописец будто простодушно доверяется
персонажам, а потом мнимое простодушие сменяется насмешкой. На самом деле он знал заранее, к чему
приведёт его рассказ. Басни Крылова как сюжетпословица. Искусство жить достойно – “мораль” басен Крылова,
их нравственноэстетическая программа.
Перечитываем мораль басни.
Кого осуждает автор в финале? (Обращаемся к значению слова “гнусна”.)
Перечитываем монолог Лисы. Отмечаем всю гнусность лжи героини, её корыстные намерения.
За что наказана Ворона?
Говорим о языке басни. (Необычайно ясный, простой, выразительный).
Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи,
фразы, образы становятся поговорками и пословицами.
Назовите выражения, которые стали пословицами. Какие выражения из басен называют крылатыми?
“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне гдето бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”,
“От радости в зобу дыханье спёрло”
Подводим итоги.
Художественное совершенство произведений Крылова выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости
морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам
поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно народной русской жизни,
основные черты русского национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные.
Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливость.
Зачитываю слова В.Г. Белинского: “Басни И.А. Крылова – не просто басни; это повесть, композиция,
юмористический очерк, злая сатира”.
Предлагаю ответить на вопрос:
Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное
повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.
В конце урока читаю строки стихотворения П.А. Вяземского (князь, русский поэт, литературный критик) “На
радость полувековую...” (стихотворение прозвучало на юбилейном обеде в честь пятидесятилетия И.А.
Крылова):Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока порусски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Предлагаю дома написать сочинение на тему “Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова”.