«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)
Оценка 4.9

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
01.10.2018
«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)
Цели урока: 1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство». 2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами. 3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения. 4. Прививать любовь к русской поэзии. Оборудование. Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского языка Н.М. Неусыповой; Словарик синонимов и антонимов русского языка М.Р.Львова, портрет И.А.Бунина, эпиграф к уроку «У каждого из слов душа своя…».
И.Бунин Нет солнца,но светлы пруды....doc
Урок литературного  чтения 4 «А» класс Тема: «И.А.Бунин. «Детство» Тип урока: реализуемый Цели урока:  1.   Раскрыть   идею   и   смысл   стихотворения   И.А.   Бунина «Детство». 2.   Продолжить   знакомство   с   литературоведческими терминами. 3. чтения.   Продолжать   формировать   навыки   выразительного 4. Прививать любовь  к русской поэзии. Оборудование. Репродукция   картины   И.И.Шишкина   «Сосны,   освещенные солнцем»;   Толковый   словарик   русского   языка   Н.М. Неусыповой;   Словарик   синонимов   и   антонимов   русского   языка М.Р.Львова,   портрет   И.А.Бунина,   эпиграф   к   уроку   «У   каждого из слов душа своя…». Ход урока. I.Мотивация.   ­Знаете ли вы, что такое айсберг? Выясняем,   что   это   плавучая   ледяная   гора,   отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта подводой. ­   Вот   и   литературное   произведение,   как   айсберг:   малая часть   лежит   на   поверхности ,   ясная   и   понятная,   а   большая скрыта   от   нас,   и   ее   надо   научиться   увидеть.   А   для   этого необходимо   внимательное,   вдумчивое   чтение,   работа   и   ума,   и сердца.   Ведь   прочесть   произведение   ­   это   проникнуть   в   мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями. II. Цели учебной деятельности. На   этом   уроке   будем   учиться   читать   стихи   –   не   только глазами,   Но   и   сердцем,   душой,   учиться   открывать   тот глубинный   смысл   и   те   чувства,   которые   скрыты   от невнимательного   читателя,   помня:   «У   каждого   из   слов   душа своя...» Нам   предстоит   встреча   с   удивительными   стихами замечательного   русского   поэта   Ивана   Алексеевича   Бунина. Вглядитесь   в   его   лицо,   серьезное,   строгое.   И   в   глаза   – удивительные,   Это   взгляд человека,   который,   кажется,   все   видит,   замечает   и   чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:    проницательные.   задумчивые,             …Весело  жить – И весело думать  о небе,      О солнце, о зреющем хлебе,           И счастьем простым дорожить… Кажется,   тоже   могли   бы   сказать   и   мы.   Ведь   так   все просто…   И   порой   это   создает   обманчивые   чувства,   что   все   это нам   известно,   все   это   мы   легко   можем   увидеть   и   без посторонней   помощи.   На   само   деле   стихи   поэта   дают необыкновенно   много   нашему   глазу,   слуху,   уму   и   сердцу, помогают  смотреть  вокруг   себя  и  внутрь  себя, учат   нас   видеть, слышать,   наблюдать.   А   самое   важное   –   мы   учимся     у   него ценить   Слово.   Бунин   писал   прекрасные   стихи.   За   каждым   из них – он сам, его переживании , мысли, душа.  II. Усвоение содержания учебного материала. 1) первичное восприятие текста Сейчас   я   прочитаю   стихотворение   «Детство».   Вы слушайте   внимательно   и   готовьтесь   ответить   на   вопрос:   о   ком это стихотворение?   ­Понравилось ? 2) вторичное восприятие текста (Чтение детьми текста «про себя»)  3) cловарная работа ­ Какие непонятные  слова вы встретили? ­В бору. ­Ароматом. ­Палатам. Зной. (Запись слов учителем на доске) 4) работа  с толковым словариком.  ­Аромат. Это приятный запах. ­Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать. ­Бор. Это лес, в котором растут сосны. ­Палаты.   Это   помещение.   Палаты   бывают:   в   больнице, царские палаты, красивые, расписные, светлые.  Сладостный  – приятный, доставляющий  удовольствие. Прильнуть – прислониться . III. Обеспечение осознанности формируемых знаний. О чем это стихотворение? ­Это   стихотворение   о   самом   авторе,   когда   ему   было десять   лет.   О   жарком   летнем   дне   в   сосновом   бору,   где любил гулять  герой стихотворения. Чтение стихотворение по частям Чем жарче день, тем сладостней  в бору Дышать сухим смолистым  ароматом… Стихи   словно   пропитаны   смолой,   мы   вдыхаем   ее   густой запах.   Но   поэт   выбирает   слово   аромат.   В   чем   разница   слов запах и аромат? ­Аромат   это   приятный   запах.   Слово   аромат   отражает настроение автора. Видно, что  ему  нравится в лесу. ­Верно,   слово   здесь   эмоционально   окрашено,   передает чувства поэта.                        И весело мне было по утру  Бродить   по этим солнечным  палатам! ­Ребята,   а   как   вы   думаете,   почему   поэт   выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?   значит, ­Бродить   это,   идти   тихо,   медленно, останавливаясь , нюхая цветы, любуясь  всем, что вокруг. ­Бродят   обычно   без   цели,   мечтая,   или   ни   о   чем   не думая.   У   человека   хорошо   на   душе.   Значит,   и   в   этом   слове выражено настроение автора. Ученики   отмечают,   что   и   слова   весело,   сладостный,   тоже отражают   авторское   восприятие   мира.  (Ученики   находят необычную   бунинскую   метафору   «Солнечные   палаты»   здесь же работают в тетради  №2 с.71.упр 3,4,6)    А   теперь   мы   посмотрим   на   репродукцию   И.И.Шишкина «Сосны,   освещенные   солнцем».   Посмотрите   на   сосны,   какие они? ­Большие.   ­Огромные. ­Красивые. ­Стройные. ­Высокие. Что мы еще видим на картине? ­ Траву, землю. ­Почему   картина   называется   «Сосны,   освещенные солнцем»? ­Потому   что   с   одной   стороны   они   желтые.   Значит,   на них падает солнечный  свет. ­От сосен падают тени. Это бывает в солнечный  день. Перед   вами   солнечные   палаты.   Царские   палаты   создает человек. ­­­Кто создает палаты  солнечные? ­Солнечные   палаты   никто   не   создает,   их   нельзя создать.  Их создает  природа. Повсюду  блеск, повсюду  яркий свет,                        Песок ­ как шелк… ­Что необычного в этих строчках? ­Во­первых, повторяется  дважды слово повсюду. ­Почему?   Ведь   можно   бы   его   можно   употребить   только один раз, предположим, так: «Повсюду  блеск и яркий свет…» ­   Это   помогает   усилить   впечатление   о   том,   что нарисовано:   куда   ни   глянешь   –   везде,   повсюду   разлит солнечный свет. (Работа в тетради    №2 с.71.,упр. 2) ­ «Песок ­  как шелк…». Красивое  сравнение. Необычное. ­В чем его необычность? Думаем все вместе. ­Шелк – мягкий, нежный. ­Если   перебирать   он   струиться переливается,   блестит.   Может,   и   песок   блестеть   на солнце?   его   руками, Обратить внимание детей на многоточие:  ­Автор   в   этом   месте   как   бы   останавливает   нас,   чтобы   мы представили   эту   картину,   пережили   ее,   ощутили   этот   песок   и даже услышали, как он струиться: «Песок ­  как шелк…». ­Обычно   мы   не   обращаем   на   песок   под   ногами.   Поэтому мы   приходим   еще   к   одному   открытию:   то,   как   поэт   описывает обыкновенный   песок,   говорит   читателю   о   его   состоянии, душевном  натрое.  Так  чувствует  только  радостный, счастливый человек. …Прильну к сосне корявой… ­   Подберите   к   этому   слову   синонимы.   Прильнуть   – прислониться . ­В   чем   разница?   Убеждаемся,   что   опять   в   особой эмоциональности ,  в «душе»  слова:   прильнуть  –  с  лаской,  нежно прислониться   даже   к   корявой   сосне.   На   примере   следующего четверостишия ,   как   важно   точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:   еще   раз   убеждаемся,   Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость  солнечного света. ­Совпадает   ли   по   настроению   это   стихотворение   с пейзажем И.И.Шишкина? Почему? ­Совпадает.   Пейзаж   красивый   и   стихотворение красивое. ­   И   картина,   и   стихотворение   вызывают   радостное настроение. ­Какими   вы   представляете   себе   людей,   которые   могут   так воспринимать  природу? ­   Поэт   зорко   видит,   тонко   чувствует   и   точно,   образно передает свои впечатления! VI. Обеспечение прочных формируемых знаний.  1)выразительное чтение (Чтение несколькими  учащимися) VII. Контроль усвоения. ­  Сегодня   на   уроке   познакомились   со   стихотворением И.А.Бунина  «Детство». ­В   этом   стихотворении   говорится   о   солнечном   свете   в   свет   как   бы   смешался   со   смоляным сосновом   бору, ароматом, сам солнечный луч излучает его. ­Бунин   находит   в   самом   обыкновенном   – необыкновенное . ­В   стихотворении   много   сказано   о   природе,   хотя   оно называется   «Детство»,   это   говорит   о   том,   что   пейзаж становится  картиной душевной жизни человека. ­Тесное   общение   с   природой   делает   его   молодым, возвращает   его   в   детские   годы,   когда   воспринимается   все ярче, зримее, острее. ­Видеть   и   чувствовать   природу   –   величайшая   радость для человека. ­Бунинское   слово   теперь   распахивает   свою   неповторимую «душу». VIII. Домашнее задание. Учебник с. 110,   выучить наизусть.

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)

«И.А.Бунин. «Детство» (конспект урока, литературное чтение, 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018