Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
Оценка 5

Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
19.12.2020
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
В 1908 году в статье "Народ и интеллигенция" А.Блок напишет: "Гоголь и другие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул... Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой... Тот гул, который возрастает так быстро... и есть "чудный звон" колокольчика тройки... Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке на верную гибель."
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать»..docx

Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

Цели: показать полемический характер, художественные особенности поэмы «Двенадцать».

 

Вопросы к уроку.

Впечатления от поэмы.
Смысл поэмы.
Строки, показавшиеся наиболее гениальными.

Чем можно объяснить изменение тематики творчества поэта.

История создания и публикации поэмы.                                                          Рассказ учителя с использованием презентации «Из истории первого иллюстрированного издания поэмы А.А. Блока «Двенадцать».                                 В 1908 году в статье "Народ и интеллигенция" А.Блок напишет: "Гоголь и другие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул... Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой... Тот гул, который возрастает так быстро... и есть "чудный звон" колокольчика тройки... Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке на верную гибель."                                                                                                                                А) Время создания поэмы. Январь-февраль 1918 года. Почти одновременно с поэмой Блоком была написана статья «Катилина»: «Представьте себе теперь темные улицы большого города, в котором часть жителей развратничает, половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда и везде, не подозревает о том, что в мире что-нибудь происходит…».                                

                                                                                                           Слайды 2, 3

С момента создания поэмы «Двенадцать» – завещания А. Блока – прошло почти 100 лет: она была написана в январе-феврале 1918 года. В 1920 году была поставлена последняя точка – написана «Заметка о «Двенадцати». Но и в 1918, и в 1920, да и сейчас читатели вольно или невольно решают один и тот же вопрос: одобряет Блок революцию или осуждает ее. Блок же никак не оценивал революцию, он отнесся к ней с историческим фатализмом Л. Толстого.

Б) Как возникла идея иллюстрации поэмы? Подробный рассказ об этом есть в книге С.Я. Алянского «Встречи с Александром Блоком».

                                                                                                   Слайды 4, 5, 6

В) Первый иллюстратор поэмы Блока – Ю.П.Анненков.

 

                                                                                             Слайд 7

Г) Своеобразие решения темы революции в живописи первых лет революции – романтическая символика, плакатность, аллегория.
Картина Б.Кустодиева "Большевик" (
http://literatura5.narod.ru/kustodiev_bolshevik.html ).

Перед героем картины Кустодиева, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что исполин так  же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения. (См. комментарий к главе 6)

Д) Смысл названия поэмы: двенадцать глав, двенадцать красногвардейцев в патруле, двенадцать учеников у Иисуса Христа. Три смысла названия как знак внутреннего единства содержания и формы.

2) Особенности художественно-изобразительного решения темы революции в поэме. Образы поэмы и образы иллюстраций. Соединение символики, реальности и фантастики, гиперболизация, символика цвета.

 

                                                                                           Слайды  8, 9, 10, 11

 Комментированное чтение поэмы учителем (главная тема комментария: отношение Блока к революции). Для комментария используется материал статьи «Поэма Александра Блока «Двенадцать» из книги И.С.Грачевой «Уроки русской литературы».
Во время комментирования поэмы учитель продолжает использовать слайды 
презентации «Из истории первого иллюстрированного издания  поэмы А.А.Блока «Двенадцать» (слайды 9, 11-17: иллюстрации Ю.Анненкова во весь лист к отдельным главам).
Важно: иллюстрации созданы при жизни Блока, поэт делал заметки к будущим иллюстрациям. Авторская оценка иллюстраций Ю.Анненкова.

 

                                                                                                  Слайды 18, 19

(При отсутствии текстов поэмы в бумажном варианте можно использовать электронный вариант текста:
сайт «К уроку литературы»
http://literatura5.narod.ru/blok_12.html )

Глава 1. Здесь определяется время и место: «Черный вечер», «божий свет». Как и в греческой трагедии, присутствует хор. Цвета: «Черный вечер» и «белый снег».. Старушка, буржуй, писатель «вития», поп, барыня в каракуле – персонажи все знакомые, отнюдь не герои. Пародийный характер поэмы очевиден.

                                                                                              Слайды 11, 12

Глава 2. Здесь появляются герои – обыкновенные люди, которые совсем не похожи на твердокаменных героев будущих революционных произведений. И разговоры самые обыденные: «А Ванька с Катькой – в кабаке...»

                                                                                           Слайды 13, 14, 15 Глава 3. Состоит из12 строк, но диапазон огромный – от солдатской песни до молитвы.                                                                                                               Главы 4 и 5.  Катька. Для таких, как она, делалась революция. Но в жизни Катьки почти ничего не изменилось: «С юнкерьем гулять ходила – //              С солдатьем теперь пошла…».

                                                                 Слайд 16

 Глава 6. Середина поэмы о социальной революции. Бестрепетно перешагивают герои поэмы через убитую Катьку, устремляясь вперед, на встречу с таинственным и «неугомонным врагом». (Вспомним как пример своеобразия решения темы революции в живописи первых лет революции картину Б. Кустодиева "Большевик")

                                                                               Слайд 9

 Глава 7. С одной стороны – самые проникновенные в блоковской любовной лирике слова: «Ох, товарищ, родные, // Эту девку я любил...». С другой – «Не такое нынче время…». Полное пренебрежение к личности.

Глава 8. Выжженное пространство. На улицы Петрограда выходят те, для которых нет ничего святого: «Уж я времечко проведу…».

                                                                                       Слайд 17.

Глава 9. Безначалие и унылость. Городской романс.

Глава 10. «Али руки не в крови…». Теперь эти люди – единомышленники, повязанные кровью.

Глава 11. Цель движения определена. Неизбежность встречи с лютым и «неугомонным врагом».

Глава 12. Встреча произошла. Это встреча с Христом. И они стреляют в него. Но он « с кровавым флагом», принял на себя всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.  Прочитать статью А.Блока «Интеллигенция и революция» и ответить на вопрос: «Какие положения статьи нашли отклик в поэме «Двенадцать».

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Идейно-художественное своеобразие поэмы

Идейно-художественное своеобразие поэмы

Г) Своеобразие решения темы революции в живописи первых лет революции – романтическая символика, плакатность, аллегория

Г) Своеобразие решения темы революции в живописи первых лет революции – романтическая символика, плакатность, аллегория

Слайды 13, 14, 15 Глава 3. Состоит из12 строк, но диапазон огромный – от солдатской песни до молитвы

Слайды 13, 14, 15 Глава 3. Состоит из12 строк, но диапазон огромный – от солдатской песни до молитвы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020