Урок литературы в 7 классе.
Тема: «Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» и утверждение в ней жизненных ценностей»
Задачи:
1. Показать идейно- художественные своеобразие «Повести».
2. На примере героев «Повести» получить представление о нравственном идеале древнерусского общества.
3. Развивать речь учащихся, способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Интерактивная доска.
Литература. О. Чайковская. Против небо – на земле. М., 1966 год.
Словарь урока: жанр, эпиграф, житие, благочестие, канонизация, умиротворённость.
ХОД УРОКА
I . Актуализация
1. Чтение «поучений», составленных дома.
- Итак, в чем актуальность «Поучения В. Мономаха» сегодня?
- Можно ли по «Поучению В. Мономаха», по вашим поучениям судить об его и о вашей нравственности?
- Какой порок В. Мономах (и, надеюсь, вы тоже) считал самым опасным? (лень).
- Найдите доказательство в тексте! (стр. 27). Какая русская пословица соответствует этому образному выражению? («Лень – мать всех пороков»).
- А в осетинском языке? (Приводят примеры)
- А какие качества В. Мономах (и, надеюсь, вы тоже) считал непременными составляющими высоконравственной личности? (честность, кротость, сострадание, образованность, благочестие = (набожность, религиозность).
Говоря о героях древнерусской литературы, благочестие следует подчеркнуть особо. Ибо характерно, что герой древнерусской литературы в своем поведении руководствуется христианскими понятиями о добре и зле, о цели жизни, о своем месте среди людей… (библейские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.).
Эта мысль, пожалуй, могла бы стать выводом, итогом наших рассуждений на прошлом уроке и одновременно эпиграфом к сегодняшнему уроку.
II. (Объявляется тема урока)
Эпиграф. (Запись на доске и в тетради)
Итак, попробуем убедиться в справедливости этого утверждения на примере «Повести…»
- Какие жанры древнерусской литературы вы помните? (сказание, предание, повесть, послание, договоры, поучения, жития).
«Повесть…» - это образец житийного жанра древнерусской литературы! (Сравнить: жизнь – житие. В чём, на ваш взгляд, разница?)
Образ Февронии
-Какими чувствами дышит повесть? (сердечность, легкое лукавство, терпимость, мудрость). В каких ситуациях они проявляются?
- От кого исходит ясный свет, согревающий эту повесть? (От Февронии, которая бы пришла из сказки – сестра Василисы Прекрасной и Марьи Моревны).
- Назовите еще раз основные качества Февронии (мудрость, терпимость, верность, проницательность, достоинство). Приведите из текста примеры, подтверждающие их.
- В чем проявилось ее благотворное влияние на супруга и других героев? (Д. С. Лихачев отметил глубокую «умиротворенность» повести).
Словарь: Умиротворенный – полный покоя, удовлетворения, довольства.
Плакат «Россия, Русь! Храни себя, храни» (на интерактивной доске)
Я хочу, чтобы вы
1) одновременно представили себе Русь во времена «Повести временных лет» и «Повести о Петре и Февронии»;
2) увидели, как гармонично вписывается образ мудрой Февронии в общую атмосферу Древней Руси;
3) обратили внимание: в «Троице» А. Рублева та же умиротворяющая тишина, свет, спокойствие, вечность;
4) сцена захоронения (стр. 35- читаем) – неудачная попытка разлучить их после смерти. Этот мотив – в легендах, сказках, рыцарских романах. Так, в «Тристане и Изольде» кусты терновника с двух могил переплелись между собой.
Выводы: 1. Живые чувства хлынули в произведение церковной литературы, совершенно преобразив его.
2. Эпоху русского средневековья мы не можем воспринимать как идиллию, несмотря на то что на нашем плакате она дышит величественным покоем и умиротворением. Мир, в котором возникла древнерусская литература и искусство, был беспорядочным, несправедливым, кровавым и страшным (см. на доске картины с изображением битв в той эпохе).
И тем возвышенней образы таких людей, как Петр и Феврония. - Почему? (Они олицетворяли лучшие черты человека, христианства, утверждали истинные жизненные ценности, помогали людям, творили благо).
Н/д Письменно выразить свое отношение к одному из героев.
III. Слово учителя.
1. Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание читателей религиозно – нравственные понятия. И герои житийной литературы во всем следовали Христу.
Житие Муромских святых Петра и Февронии, возникшее во 2-ой половине XV века, отличалось от других житийных произведений.
- Читая повесть, сочетание каких жанров вы уловили? (житие + сказка + рыцарский роман + поэтическая легенда). И это все согрето реальными живыми чувствами.
- Каков сюжет? Вы должны были сформулировать его дома в одном предложении.
(Чтение задания).
Житие было написано после канонизации (причисления к числу святых) Петра и Февронии в 1547г.
Петр и Феврония были реальными историческими лицами. В 1552г. Иван Грозный во времена похода на Казань заезжал в Муром «поклониться сродникам своим».
- А какие сказочные элементы находим мы в повести?
(Элементы двух сказок – об огненном змее и о мудрой деве, закваска, превращенная дыханием Февронии в лекарство, выросшие за ночь из веток деревья и т.д.).
- Читаем начало ( не забывая об интонации, произношении) стр. 27-28.
Характеристика героев
- В повести двое святых. Но кто все-таки более яркая личность, кому автор более симпатизирует, уделяет больше внимания?
- Проследим по тексту, как раскрываются образы Петра и Февронии. Кто из них оказывается выше во многих ситуациях.
2. Анализ эпизодов.
1. 1-ое исцеление и отказ Петра жениться (стр. 30).
2. Испытание мудрости Февронии (стр. 30 – 31).
- Какие испытания преодолевают Петр и Феврония? (Они связаны не с дьявольскими искушениями, а с коварством и чванством (тщеславием, заносчивостью) людей). Испытания Петра и Февронии утверждают земную любовь и верность, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога).
Хотя брак Петра и Февронии имел несколько принудительный характер, налицо верная любовь и счастливые супруги. (Вспомните Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду – французский рыцарский роман ХII века).
- В чём смысл эпизода, когда Феврония, призванная Петром, воткнула иголку в шитье и обмотала ее ниткой? (Это – не только конец рабочего дня, но и конец жизни). Есть здесь и печаль, и неподкупная верность слову и чувству: она не может оставить мужа одного.
В заключение. В музее Древнерусского искусства имени А. Рублева есть две парные иконы. Если их составить вместе, Петр и Феврония стоят в монашеских одеяниях лицом друг к другу.
- О чем думал в XVI – XVII в.в. человек, остановившийся перед иконой?
- О чем подумаете и вспомните вы, вдруг оказавшись перед нею?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.