«Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» и утверждение в ней жизненных ценностей»
Оценка 4.6

«Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» и утверждение в ней жизненных ценностей»

Оценка 4.6
Интерактивная доска +1
doc
русская литература
7 кл—9 кл
09.03.2020
«Идейно-художественное своеобразие  «Повести о Петре и Февронии Муромских» и утверждение в ней жизненных ценностей»
Задачи: показать идейно- художественные своеобразие «Повести...» и на примере её героев дать учащимся представление о нравственном идеале древнерусского общества.
%22Повесть о Петре и Февронии%22.doc

Урок литературы  в 7 классе.

Тема: «Идейно-художественное своеобразие  «Повести о Петре и Февронии Муромских» и утверждение в ней жизненных ценностей»

 

Задачи:

1.      Показать идейно- художественные своеобразие «Повести».

2.      На примере героев «Повести» получить представление о нравственном идеале древнерусского общества.

3.      Развивать речь учащихся, способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:  Интерактивная доска.

Литература. О. Чайковская. Против небо – на земле. М., 1966 год.

Словарь урока:  жанр, эпиграф, житие,  благочестие, канонизация, умиротворённость.

 

 ХОД УРОКА

 

I . Актуализация

 

1.      Чтение «поучений», составленных дома.

- Итак, в чем актуальность «Поучения В. Мономаха» сегодня?

- Можно ли по «Поучению В. Мономаха», по вашим поучениям судить об его и о вашей нравственности?

- Какой порок В. Мономах (и, надеюсь, вы тоже) считал самым опасным? (лень).

- Найдите доказательство в тексте! (стр. 27). Какая русская пословица соответствует этому образному выражению? («Лень – мать всех пороков»).

- А в осетинском языке? (Приводят примеры)

- А какие качества В. Мономах (и, надеюсь, вы тоже) считал непременными составляющими высоконравственной личности? (честность, кротость, сострадание, образованность, благочестие = (набожность, религиозность).

 

Говоря о героях древнерусской литературы, благочестие следует подчеркнуть особо. Ибо характерно, что герой древнерусской литературы в своем поведении руководствуется христианскими понятиями о добре и зле, о цели жизни, о своем месте среди людей… (библейские  заповеди «не убий», «не укради» и т.д.).

 

Эта мысль, пожалуй, могла бы стать выводом, итогом наших рассуждений на прошлом уроке и одновременно эпиграфом к сегодняшнему уроку.

 

II. (Объявляется тема урока)

 

Эпиграф. (Запись на доске и в тетради)

 

Итак, попробуем убедиться в справедливости этого утверждения на примере «Повести…»

- Какие жанры древнерусской литературы вы помните? (сказание, предание, повесть, послание, договоры, поучения, жития).

 

«Повесть…» - это образец житийного жанра древнерусской литературы! (Сравнить: жизнь – житие. В чём, на ваш взгляд, разница?)

 

Образ Февронии

 

-Какими чувствами дышит повесть? (сердечность, легкое лукавство, терпимость, мудрость). В каких ситуациях они проявляются?

- От кого исходит ясный свет, согревающий эту повесть? (От Февронии, которая бы пришла из сказки – сестра Василисы Прекрасной и Марьи Моревны).

- Назовите еще раз основные качества Февронии (мудрость, терпимость, верность, проницательность, достоинство). Приведите из текста примеры, подтверждающие их.

- В чем проявилось ее благотворное влияние на супруга и других героев? (Д. С. Лихачев отметил глубокую «умиротворенность» повести).

Словарь: Умиротворенный – полный покоя, удовлетворения, довольства.

 

Плакат «Россия, Русь! Храни себя, храни» (на интерактивной доске)

 

Я хочу, чтобы вы

1) одновременно представили себе Русь во времена «Повести временных лет» и «Повести о Петре и Февронии»;

2) увидели, как гармонично вписывается образ мудрой Февронии в общую атмосферу Древней Руси;

3) обратили внимание: в «Троице» А. Рублева та же умиротворяющая тишина, свет, спокойствие, вечность;

4) сцена захоронения (стр. 35- читаем) – неудачная попытка разлучить их после смерти. Этот мотив – в легендах, сказках, рыцарских романах. Так, в «Тристане и Изольде» кусты терновника с двух могил переплелись между собой.

 

Выводы:  1. Живые чувства хлынули в произведение церковной литературы, совершенно преобразив его.

                  2. Эпоху русского средневековья мы не можем воспринимать как идиллию, несмотря на то что на нашем плакате она дышит величественным покоем и умиротворением. Мир, в котором возникла древнерусская литература и искусство, был беспорядочным, несправедливым, кровавым и страшным (см.  на доске картины с изображением битв в той эпохе).

И тем возвышенней образы таких людей, как Петр и Феврония. - Почему? (Они олицетворяли лучшие черты человека, христианства, утверждали истинные жизненные ценности, помогали людям, творили благо).

 

Н/д    Письменно выразить свое отношение к одному из героев.

 

III. Слово учителя.

1. Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание читателей религиозно – нравственные понятия. И герои житийной литературы во всем следовали Христу.

Житие Муромских святых Петра и Февронии, возникшее во 2-ой половине XV века, отличалось от других житийных произведений.

-                   Читая повесть, сочетание каких жанров вы уловили? (житие + сказка + рыцарский роман + поэтическая легенда). И это все согрето реальными живыми чувствами.

-                   Каков сюжет? Вы должны были сформулировать его дома в одном предложении.

(Чтение задания).

Житие было написано после канонизации (причисления к числу святых) Петра и Февронии в 1547г.

Петр и Феврония были реальными историческими лицами. В 1552г. Иван Грозный во времена похода на Казань заезжал в Муром «поклониться сродникам своим».

- А какие сказочные элементы находим мы в повести?

(Элементы двух сказок – об огненном змее и о мудрой деве, закваска, превращенная дыханием Февронии в лекарство, выросшие за ночь из веток деревья и т.д.).

- Читаем начало ( не забывая об интонации, произношении) стр. 27-28.

 

Характеристика героев

 

- В повести двое святых. Но кто все-таки  более яркая личность, кому автор более симпатизирует, уделяет больше внимания?

-                   Проследим по тексту, как раскрываются образы Петра и Февронии. Кто из них оказывается выше во многих ситуациях.

 

2. Анализ эпизодов.

1. 1-ое исцеление и отказ Петра жениться  (стр. 30).

2. Испытание мудрости Февронии  (стр. 30 – 31).

- Какие испытания преодолевают Петр и Феврония? (Они связаны не с дьявольскими искушениями, а с коварством  и чванством (тщеславием, заносчивостью) людей). Испытания Петра и Февронии утверждают земную любовь и верность, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога).

Хотя брак Петра и Февронии имел несколько принудительный характер, налицо верная любовь и счастливые супруги.  (Вспомните Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду – французский рыцарский роман  ХII века).

- В чём смысл эпизода, когда Феврония, призванная Петром, воткнула иголку в шитье и обмотала ее ниткой?  (Это – не только конец рабочего дня, но и конец жизни). Есть здесь и печаль, и неподкупная верность слову и чувству: она не может оставить мужа одного.

 

В заключение. В музее Древнерусского искусства имени А. Рублева есть две парные иконы. Если их составить вместе, Петр и Феврония стоят в монашеских одеяниях лицом друг к другу.

- О чем думал в XVIXVII в.в. человек, остановившийся перед иконой?

                        - О чем подумаете и вспомните вы, вдруг оказавшись перед нею?


Урок литературы в 7 классе

Урок литературы в 7 классе

Повесть…» - это образец житийного жанра древнерусской литературы! (Сравнить: жизнь – житие

Повесть…» - это образец житийного жанра древнерусской литературы! (Сравнить: жизнь – житие

Каков сюжет ? Вы должны были сформулировать его дома в одном предложении

Каков сюжет ? Вы должны были сформулировать его дома в одном предложении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020