Цель:
• активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма;
• раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы А.Блока “Соловьиный сад”;
• продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
Развивать в процессе работы над текстом произведения следующие умения:
• сравнивать и анализировать;
• систематизировать материал;
• осуществлять самостоятельную познавательную деятельность;
• обобщать и делать вывод на основе анализа художественного текста;
• обеспечивая развитие речи учащихся, работать выразительным чтением, над умением точно выражать свое мнение.
Содействовать в ходе урока формированию активной жизненной позиции, чувства долга и ответственности.
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока
"Соловьиный сад"
Цель:
активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма;
раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы А.Блока “Соловьиный сад”;
продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и
содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
Развивать в процессе работы над текстом произведения следующие умения:
сравнивать и анализировать;
систематизировать материал;
осуществлять самостоятельную познавательную деятельность;
обобщать и делать вывод на основе анализа художественного текста;
обеспечивая развитие речи учащихся, работать выразительным чтением, над умением точно выражать
свое мнение.
Содействовать в ходе урока формированию активной жизненной позиции, чувства долга и ответственности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях “трилогии вочеловечивания”?
3. Слово учителя.
1. Значение поэмы “Соловьиный сад” велико для понимания творческого пути поэта: он решал в нем для
себя и своих современников сложнейшие нравственные и философские проблемы.
Поэма “Соловьиный сад” была написана в 1915 году.
На фоне какого исторического события создавалась поэма? (1 Мировая (империалистическая) война.)
В этой поэме, как в фокусе сосредоточены многие мучительные вопросы, ставившиеся и прежде в лирике Блока,
но теперь, во время империалистической войны, получившие иное разрешение. Поэт как бы вступает в полемику
с самим собой, с прежним Блоком, воспевавшим любовь как высшую гармонию, способную преобразить мир.
Попробуйте сформулировать вопросы, звучащие, на ваш взгляд, в поэме “Соловьиный сад”?(Что важнее: долг
или личное счастье? Должен ли человек сохранять верность долгу? Стоит ли отказываться от счастья во имя
долга? Может ли любовь, счастье и покой, отрешенность от забот, трудов и несчастья других сделать человека
счастливым?)
2. Постановка цели урока
В ходе диалога на уроках мы должны проследить, как композиция и художественное своеобразие поэмы
помогают понять идею произведения, авторский замысел, выяснить, как связана поэма с предыдущим и
последующим творчеством поэта, определить место произведения в “трилогии вочеловечивания” А.Блока.
4. Анализ поэмы А.Блока “Соловьиный сад”.
1. Осмысление конкретнобытового содержания поэмы и ее символического звучания.
– Каков сюжет поэмы?(Герой уклонился от тяжелого труда, достиг счастья, к которому так стремился, но
разочаровался и ушел из “соловьиного сада”.)
– Какие ассоциации вызвали у вас образы, созданные в поэме? (Библия, восточные сказки, античность.)
– Какие из образов поэмы вы истолковали бы неоднозначно? (Море, дорога, сад, белое платье, мрак, туман)Почему это возможно?(Перед нами символы, т.е. многозначные иносказания.)
– Как связаны они с духовным развитием героя блоковской “трилогии”? (Распутье, двоемирию.)
Перед нами иносказательное воплощение драмы лирического героя, оказавшегося между двух
жизненных начал, двух миров, двух путей бытия.
2. Анализ идейно – композиционной структуры поэмы.
– Какие миры (темы) представлены в поэме?
В процессе анализа заполняется таблица:
Мир вне
сада
Соловьиный
сад
А) – Какой прием использует Блок, создавая образы этих миров? (Антитеза.)
Чтение учащимся наизусть 1й главы поэмы. (В сопровождении музыкального фрагмента из произведения
Н.РимскогоКорсакова “Шехерезада”.)
– Какими художественными средствами создается мир вне сада? (Антитеза, эпитеты – принижены, звуки мира –
резки, грубы.)
– Почему так мелодично звучат первые строки?
Как звучит аллитерация? (Неярко, но настойчиво.) Почему она почти незаметна? (Гармонию звуков заслоняют
грубые реалии мира, в котором живет лирический герой. Мы видим мир через его восприятие, а он не видит
вокруг себя гармонии и красоты.)
– Как изображена жизнь героя в бедной хижине?
Жизнь за пределами сада – зной, скалы, тернистый путь, бесконечный труд. (Вывод формулируют ученики,
записывают в таблицу.)
Б) Как изображена жизнь в саду?
Чтение учащимися наизусть 2, 4 главы поэмы.
– Какими художественными средствами создается этот мир?
– эпитеты; (!!!4 глава).
– Анафора (2 глава).
– Метонимия( 2 глава).
– Метафора.
– Символические образы(белое платье, синий сумрак).
– Звуки – сладкие, приятные слуху.
Соловьиный сад – царство блаженства и покоя, песен и чистой поэзии. Реминисценция (повторяем
литературоведческий термин) образов – символов из ранней поэзии подчеркивает то, что этот мир доступен
только избранным. Этот мир всего лишь забытый лирическим героем (6 строфа 2 главы). (Вывод формулируют
учащиеся, записывают в таблицу.)
В) Какой образ подчеркивает противоположность двух миров? (Стена.)
– Где соединяются эти взаимоисключающие миры? (В сознании, в душе лирического героя.)
Как отражается это в поэме? Найдите в тексте. (На берегу слышит пение девушки, в саду – рокот моря.)
!В каждой главе сочетается изображение обоих миров, даже в последней главе (4 строфа). Две сквозные
темы, воспринимаемые как противоположные, находятся в теснейшем взаимодействии, что проявляется
даже на уровне их композиции.
Г) Самостоятельная работа учащихся.
1й вариант – выделить в развитии 1 темы кульминацию и развязку. (Кульминация – момент безысходного
томления/гл.3/, развязка – уход в соловьиный сад.)
2й вариант – выделить в развитии 2 темы кульминацию и развязку. (кульминация – момент наивысшего
блаженства/гл.4/, развязка – уход из соловьиного сада.)
– В чем причина сходства? (Оба мира несовершенны, ограниченны.)Вне сада – движение по кругу, но и жизнь в саду замкнута, ограждена стеной. Нет гармонии в мире
реальном, и в саду она оказывается неполной, т.к. не может заглушить “рокотание моря”.
– Какой символический образ объединяет оба мира? (Мрак, мгла, муть, туман.)
Д) Достижима ли гармония в каждом из миров, по мнению автора? (Нет.)
Чтение учащимся наизусть 3 главы поэмы. (В сопровождении музыкального фрагмента из произведения Ф.Листа
“Грезы любви”.)
– Перед каким выбором встает герой?
Герой не задает себе вопрос “уклоняться ли от пути”? Он уже все решил для себя. А на вопрос, который он
задает сам себе, пока нет ответа. Герой отклонился от своего пути и оказался в соловьином саду.
– Каковы его ощущения?
!!! Эпитеты!
??? Сладкая песня – ОГЛУШИЛА; ручьи поют ОДНОЗВУЧНО; ВЗЯЛИ ДУШУ, а что дали взамен?; ЧУЖДЫЙ край;
ОПЬЯНЕННЫЙ, ОПАЛЕННЫЙ.
А в этот мир врывается прошлое, напоминает о себе, и герой откликается на “рокотанье моря”
– Дайте толкование символического образа моря(море житейское, труды и страдания жизни человеческой).
И вновь герой оказывается перед выбором:
Чтение наизусть 6й главы поэмы.
– Легко ли дается ему решение? (“разбитые” строфы, сравнение.)
Д) Чем заканчивается поэма?
Чтение наизусть 7й главы поэмы.
– Как встречает героя прежний мир?
– Как передается враждебность? (Образы, аллитерация.)
– Какая тема звучит в последней главе? (Возмездия.)
– Возмездие за что? (За временный уход, за уклонение от пути; может быть за то, что герой , возвращаясь, не
отдает жизни всего себя, оставив в соловьином саду самое сокровенное (“Взяли душу мою соловьи”).)
3. Образ лирического героя в поэме “Соловьиный сад”.
1) Система образов поэмы.
Назовите и охарактеризуйте основные образы поэмы.
2) Каким видим образ главного героя?
Как создан образ?
(Образ главного героя раскрывается в его мечтах, стремлениях, поступках, в его оценке происходящего. Но
образ этот не имеет конкретных черт, что дает возможность его многогранного толкования.)
4) Конкретнобытовой, философский и символический смысл образа главного героя поэмы.
– “Он услышит чужой язык, испугается, уйдет от нее, несмотря на ее страсти и слезы, и задумается о
том, что счастию тоже надо учиться” А.Блок
Как вы понимаете слова, сказанные Блоком в процессе работы над поэмой?
– Какой философский смысл приобретает образ главного героя поэмы?
– В чем его символическое значение?
Образ лирического героя, его судьба стали символическим определением назначения искусства, судьбы
художника. В таком понимании образа лирического героя можно рассмотреть спор Блока со
сторонниками теории “чистого искусства”.
5. Автор и его герой.
1) Д! “В поэме “Соловьиный сад” подведен своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом
себе” (Л.И.Тимофеев).
Точно так же, как и его герой, Блок стоял на распутье, выбирая между миром иллюзий и реальностью.Поэма “Соловьиный сад” – это жизненное и творческое кредо поэта.
Понятным становится появление впоследствии цикла “На поле Куликовом”, “Родина” и поэмы “12”.
5. Подведение итогов.
Какова главная мысль поэмы?
(Голос жизни заглушить нельзя. Человек, а особенно поэт, рожден для труда, борьбы, терпения, преодоления,
он не может долго жить в мире Любви и Счастья, отгороженном от “дольнего горя”. Неизбежно возвращение в
мир реальности. Человек и поэт должны мужественно и неуклонно исполнять свой долг. В этом и заключается их
подлинная связь с жизнью, его предназначение.)
6. Д/З: Как связана поэма с предыдущим и последующим творчеством поэта? – устно.
Сравнить стихотворение В.Брюсова “Побег” и поэму Блока. В чем сходство и различия? Какова позиция
лирического героя стихотворения Брюсова?
Приложение № 1.
Домашнее задание к уроку.
А)
– Прочитать поэму А.Блока “Соловьиный сад”
– Каков сюжет поэмы.
– Назовите главные темы поэмы и их соотношение.
– Как изображены в поэме два мира? Какие это миры?
– Найдите в поэме образы – символы, раскройте их смысл.
– Охарактеризовать лирического героя.
– Дайте истолкование финала поэмы.
Б) Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях “трилогии вочеловечивания”? –
устно.
Приложение № 2.
Побег.
Мой трубный зов, ты мной заслышан
Сквозь утомленный сладкий сон!
Альков, таинственен и пышен, нас облегал со всех сторон.
И в этой мгле прошли – не знаю, –
Быть может, годы и века.
И я был странно близок раю,
И жизнь шумела, далека.
Но вздрогнул я, и вдруг воспрянул, и разорвал кольцо из рук.
Как молния, мне в сердце глянул
Победно возраставший звук.
И сон, который был так долог, вдруг кратким стал, как все во сне.
Я распахнул тяжелый полог
И потонул в палящем дне.
В последний раз взглянул я свыше
В мое высокое окно:
Увидел солнце, небо, крыши
И города морское дно.
И странно мне открылась новой,
В тот полный и мгновенный миг,
Вся жизнь толпы многоголовой, заботы вспененный родник.
И я – в слезах, что снова, снова
Душе открылся мир другой,
Бегу от пышного алькова,
Безумный, вольный и нагой!
В.Брюсов (1901)