Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма; • раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы А.Блока “Соловьиный сад”; • продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия. Развивать в процессе работы над текстом произведения следующие умения: • сравнивать и анализировать; • систематизировать материал; • осуществлять самостоятельную познавательную деятельность; • обобщать и делать вывод на основе анализа художественного текста; • обеспечивая развитие речи учащихся, работать выразительным чтением, над умением точно выражать свое мнение. Содействовать в ходе урока формированию активной жизненной позиции, чувства долга и ответственности.
Иконка файла материала Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока.doc
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад" Цель:    активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма; раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы А.Блока “Соловьиный сад”; продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и  содержания, с учетом его жанрового своеобразия. Развивать в процессе работы над текстом произведения следующие умения:      сравнивать и анализировать; систематизировать материал; осуществлять самостоятельную познавательную деятельность; обобщать и делать вывод на основе анализа художественного текста; обеспечивая развитие речи учащихся, работать выразительным чтением, над умением точно выражать  свое мнение. Содействовать в ходе урока формированию активной жизненной позиции, чувства долга и ответственности. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение. Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях “трилогии вочеловечивания”? 3. Слово учителя. 1. Значение поэмы “Соловьиный сад” велико для понимания творческого пути поэта: он решал в нем для  себя и своих современников сложнейшие нравственные и философские проблемы. Поэма “Соловьиный сад” была написана в 1915 году. На фоне какого исторического события создавалась поэма? (1 Мировая (империалистическая) война.) В этой поэме, как в фокусе сосредоточены многие мучительные вопросы, ставившиеся и прежде в лирике Блока, но теперь, во время империалистической войны, получившие иное разрешение. Поэт как бы вступает в полемику  с самим собой, с прежним Блоком, воспевавшим любовь как высшую гармонию, способную преобразить мир. Попробуйте сформулировать вопросы, звучащие, на ваш взгляд, в поэме “Соловьиный сад”?(Что важнее: долг  или личное счастье? Должен ли человек сохранять верность долгу? Стоит ли отказываться от счастья во имя  долга? Может ли любовь, счастье и покой, отрешенность от забот, трудов и несчастья других сделать человека  счастливым?) 2. Постановка цели урока В ходе диалога на уроках мы должны проследить, как композиция и художественное своеобразие поэмы  помогают понять идею произведения, авторский замысел, выяснить, как связана поэма с предыдущим и  последующим творчеством поэта, определить место произведения в “трилогии вочеловечивания” А.Блока. 4. Анализ поэмы А.Блока “Соловьиный сад”. 1. Осмысление конкретно­бытового содержания поэмы и ее символического звучания. – Каков сюжет поэмы?(Герой уклонился от тяжелого труда, достиг счастья, к которому так стремился, но  разочаровался и ушел из “соловьиного сада”.) – Какие ассоциации вызвали у вас образы, созданные в поэме? (Библия, восточные сказки, античность.) – Какие из образов поэмы вы истолковали бы неоднозначно? (Море, дорога, сад, белое платье, мрак, туман)Почему это возможно?(Перед нами символы, т.е. многозначные иносказания.) – Как связаны они с духовным развитием героя блоковской “трилогии”? (Распутье, двоемирию.) Перед нами иносказательное воплощение драмы лирического героя, оказавшегося между двух  жизненных начал, двух миров, двух путей бытия. 2. Анализ идейно – композиционной структуры поэмы. – Какие миры (темы) представлены в поэме? В процессе анализа заполняется таблица: Мир вне  сада Соловьиный  сад А) – Какой прием использует Блок, создавая образы этих миров? (Антитеза.) Чтение учащимся наизусть 1­й главы поэмы. (В сопровождении музыкального фрагмента из произведения  Н.Римского­Корсакова “Шехерезада”.) – Какими художественными средствами создается мир вне сада? (Антитеза, эпитеты – принижены, звуки мира –  резки, грубы.) – Почему так мелодично звучат первые строки? Как звучит аллитерация? (Неярко, но настойчиво.) Почему она почти незаметна? (Гармонию звуков заслоняют  грубые реалии мира, в котором живет лирический герой. Мы видим мир через его восприятие, а он не видит  вокруг себя гармонии и красоты.) – Как изображена жизнь героя в бедной хижине? Жизнь за пределами сада – зной, скалы, тернистый путь, бесконечный труд. (Вывод формулируют ученики,  записывают в таблицу.) Б) Как изображена жизнь в саду? Чтение учащимися наизусть 2, 4 главы поэмы. – Какими художественными средствами создается этот мир? – эпитеты; (!!!4 глава). – Анафора (2 глава). – Метонимия( 2 глава). – Метафора. – Символические образы(белое платье, синий сумрак). – Звуки – сладкие, приятные слуху. Соловьиный сад – царство блаженства и покоя, песен и чистой поэзии. Реминисценция (повторяем  литературоведческий термин) образов – символов из ранней поэзии подчеркивает то, что этот мир доступен  только избранным. Этот мир всего лишь забытый лирическим героем (6 строфа 2 главы). (Вывод формулируют  учащиеся, записывают в таблицу.) В) Какой образ подчеркивает противоположность двух миров? (Стена.) – Где соединяются эти взаимоисключающие миры? (В сознании, в душе лирического героя.) Как отражается это в поэме? Найдите в тексте. (На берегу слышит пение девушки, в саду – рокот моря.) !В каждой главе сочетается изображение обоих миров, даже в последней главе (4 строфа). Две сквозные  темы, воспринимаемые как противоположные, находятся в теснейшем взаимодействии, что проявляется  даже на уровне их композиции. Г) Самостоятельная работа учащихся. 1­й вариант – выделить в развитии 1 темы кульминацию и развязку. (Кульминация – момент безысходного  томления/гл.3/, развязка – уход в соловьиный сад.) 2­й вариант – выделить в развитии 2 темы кульминацию и развязку. (кульминация – момент наивысшего  блаженства/гл.4/, развязка – уход из соловьиного сада.) – В чем причина сходства? (Оба мира несовершенны, ограниченны.)Вне сада – движение по кругу, но и жизнь в саду замкнута, ограждена стеной. Нет гармонии в мире  реальном, и в саду она оказывается неполной, т.к. не может заглушить “рокотание моря”. – Какой символический образ объединяет оба мира? (Мрак, мгла, муть, туман.) Д) Достижима ли гармония в каждом из миров, по мнению автора? (Нет.) Чтение учащимся наизусть 3 главы поэмы. (В сопровождении музыкального фрагмента из произведения Ф.Листа “Грезы любви”.) – Перед каким выбором встает герой? Герой не задает себе вопрос “уклоняться ли от пути”? Он уже все решил для себя. А на вопрос, который он  задает сам себе, пока нет ответа. Герой отклонился от своего пути и оказался в соловьином саду. – Каковы его ощущения? !!! Эпитеты! ??? Сладкая песня – ОГЛУШИЛА; ручьи поют ОДНОЗВУЧНО; ВЗЯЛИ ДУШУ, а что дали взамен?; ЧУЖДЫЙ край;  ОПЬЯНЕННЫЙ, ОПАЛЕННЫЙ. А в этот мир врывается прошлое, напоминает о себе, и герой откликается на “рокотанье моря” – Дайте толкование символического образа моря(море житейское, труды и страдания жизни человеческой). И вновь герой оказывается перед выбором: Чтение наизусть 6­й главы поэмы. – Легко ли дается ему решение? (“разбитые” строфы, сравнение.) Д) Чем заканчивается поэма? Чтение наизусть 7­й главы поэмы. – Как встречает героя прежний мир? – Как передается враждебность? (Образы, аллитерация.) – Какая тема звучит в последней главе? (Возмездия.) – Возмездие за что? (За временный уход, за уклонение от пути; может быть за то, что герой , возвращаясь, не  отдает жизни всего себя, оставив в соловьином саду самое сокровенное (“Взяли душу мою соловьи”).) 3. Образ лирического героя в поэме “Соловьиный сад”. 1) Система образов поэмы. Назовите и охарактеризуйте основные образы поэмы. 2) Каким видим образ главного героя? Как создан образ? (Образ главного героя раскрывается в его мечтах, стремлениях, поступках, в его оценке происходящего. Но  образ этот не имеет конкретных черт, что дает возможность его многогранного толкования.) 4) Конкретно­бытовой, философский и символический смысл образа главного героя поэмы. – “Он услышит чужой язык, испугается, уйдет от нее, несмотря на ее страсти и слезы, и задумается о  том, что счастию тоже надо учиться” А.Блок Как вы понимаете слова, сказанные Блоком в процессе работы над поэмой?  – Какой философский смысл приобретает образ главного героя поэмы? – В чем его символическое значение? Образ лирического героя, его судьба стали символическим определением назначения искусства, судьбы  художника. В таком понимании образа лирического героя можно рассмотреть спор Блока со  сторонниками теории “чистого искусства”. 5. Автор и его герой. 1) Д! “В поэме “Соловьиный сад” подведен своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе” (Л.И.Тимофеев). Точно так же, как и его герой, Блок стоял на распутье, выбирая между миром иллюзий и реальностью.Поэма “Соловьиный сад” – это жизненное и творческое кредо поэта. Понятным становится появление впоследствии цикла “На поле Куликовом”, “Родина” и поэмы “12”. 5. Подведение итогов. Какова главная мысль поэмы? (Голос жизни заглушить нельзя. Человек, а особенно поэт, рожден для труда, борьбы, терпения, преодоления,  он не может долго жить в мире Любви и Счастья, отгороженном от “дольнего горя”. Неизбежно возвращение в  мир реальности. Человек и поэт должны мужественно и неуклонно исполнять свой долг. В этом и заключается их  подлинная связь с жизнью, его предназначение.) 6. Д/З: Как связана поэма с предыдущим и последующим творчеством поэта? – устно. Сравнить стихотворение В.Брюсова “Побег” и поэму Блока. В чем сходство и различия? Какова позиция  лирического героя стихотворения Брюсова? Приложение № 1. Домашнее задание к уроку. А) – Прочитать поэму А.Блока “Соловьиный сад” – Каков сюжет поэмы.  –  Назовите главные темы поэмы и их соотношение. – Как изображены в поэме два мира? Какие это миры? – Найдите в поэме образы – символы, раскройте их смысл. – Охарактеризовать лирического героя. – Дайте истолкование финала поэмы. Б) Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях “трилогии вочеловечивания”? – устно. Приложение № 2. Побег. Мой трубный зов, ты мной заслышан Сквозь утомленный сладкий сон! Альков, таинственен и пышен, нас облегал со всех сторон. И в этой мгле прошли – не знаю, – Быть может, годы и века. И я был странно близок раю, И жизнь шумела, далека. Но вздрогнул я, и вдруг воспрянул, и разорвал кольцо из рук. Как молния, мне в сердце глянул Победно возраставший звук. И сон, который был так долог, вдруг кратким стал, как все во сне. Я распахнул тяжелый полог И потонул в палящем дне. В последний раз взглянул я свыше В мое высокое окно: Увидел солнце, небо, крыши И города морское дно. И странно мне открылась новой,  В тот полный и мгновенный миг, Вся жизнь толпы многоголовой, заботы вспененный родник. И я – в слезах, что снова, снова Душе открылся мир другой, Бегу от пышного алькова, Безумный, вольный и нагой! В.Брюсов (1901)

Посмотрите также