Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • учить находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении, • учить определять идею произведения, авторскую позицию, • дать понятия образ праведника, реминисценция. Задачи: • знать: • средства создания и характеристики образов; • роль композиции рассказа в раскрытии идейного замысла рассказа. • идейный замысел рассказа «Подсолнух» • познакомиться с терминами: реминисценция, образ праведника. • уметь: • находить средства создания характеристики образов. • находить элементы композиции в тексте • определять авторскую позицию и средства её выражения. • уметь выражать своё отношение к авторскому замыслу.
Иконка файла материала Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина.doc
Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух" Цели:    учить находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении, учить определять идею произведения, авторскую позицию, дать понятия образ праведника, реминисценция. Задачи:    знать:    средства создания и характеристики образов; роль композиции рассказа в раскрытии идейного замысла рассказа. идейный замысел рассказа «Подсолнух» познакомиться с терминами: реминисценция, образ праведника. уметь:     находить средства создания характеристики образов. находить элементы композиции в тексте определять авторскую позицию и средства её выражения. уметь выражать своё отношение к авторскому замыслу. ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Сообщение темы, целей, хода урока III. Актуализация знаний Фронтальный опрос: 1. Что вы знаете о композиции как литературоведческом понятии? 2. Вспомните приемы создания характеристики образа? (речь, портрет, авторская хар­ка, пейзаж,  интерьер, поступок…) 3. В каких произведениях используются данные средства  создания характеристики образа героя? Какова  их функция в тексте? IV. Переход к изучению новой темы – Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». А что вы знаете об это писателе? Дополнительное слово учителя – Произведения В.Закруткина – это  «деревенская проза». – В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения писателя. Индивидуальное сообщение ученика о дате написания и издания рассказа V. Анализ рассказа «Подсолнух» – Какой эпизод  запомнился больше всего из рассказа, почему? – Какие слова остались непонятными? Групповая работа. Работа с текстом 1­4 абзаца: 1 группа: Выпишите из текста приметы пейзажа, указывающие на то, что действие происходит в донской степи. 2 группа: Найдите в тексте приемы авторской, портретной характеристики героя. Как В.Закруткин изображает  дончака, степняка? В чем его отличительные особенности?3 группа: Дайте речевую характеристику героев рассказа. (Опираясь на весь текст.) В какой местности так  говорят? Аналитическая беседа: – С чего начинается рассказ? – Какое настроение рождает пейзаж степи? Какие краски преобладают в описании? – Пейзаж задает тон всему рассказу, предсказывает, что будет и «темное», и «светлое». – Чем пейзаж в.Закруткина отличается от пейзажей других писателей? Какая природа здесь показана? Пейзаж донской степи. Проверка работы  1 группы. – С какой целью используется автором пейзаж? – Что особенного в изображении степи? (Небо отображает землю) – Как вы думаете, почему автор именно так  показывает пейзаж? (Взаимосвязь в природе, равноправие Неба и  Земли. Выражение авторского мировоззрения, восприятия мира. Отсюда непонимание в «Матери Человеческой» причин поклонения Богородице, а не земной женщине. Земля важнее чем Небо.) – Чем является пейзаж в композиционном отношении (плане)? (Экспозиция) – На фоне контрастного пейзажа (небо – степь) мы знакомимся с главным героем. Он находится между двумя  началами Небо и Земля, подчеркивается одиночество Отца. – Кто он? – Что вы знаете о нем из текста? Проверка работы 2 группы Для учителя:                                                             ОТЕЦ   ТЕКСТ Грозно топал Знали его все(+) К молчанию привык Характеристика Авторская х­ка. Уверенный  характер А/х.Уважаемый А/Х.Молчаливый, спокойный Удостаивал двумя­тремя словами А/Х.Неразговорчивый Высокий, плечистый с могучей грудью Портрет.   Сильный До революции батрачил Чабановал в совхозе А/Х.Степенный, смиренный А/Х.Труженик Острый взгляд замечал все, что творилось вокруг А/Х.Наблюдательный Все любили и побаивались этого большого, крепкого  старика Уважали, любили При  невзрачной, угрюмой, молчаливой внешности герой обладает внутренней силой духа,  напоминает богатыря = таков герой – дончак  В.Закруткина. Проверка работы 3 группы Нехай, грыз, брешите, черт­ма, ни в  Разговорная, простая, народная, диалектная – речьжисть, навроде Проблемная ситуация: степного крестьянина. – Как вы думаете, почему главного героя  все звали Отцом? (– был стариком, из уважения, авторитет; – он называл всех, кто моложе , даже животных, сынками; – дань памяти о погибшем за Родину сыне). Беседа: – Что мы знаем о сыне? – Как история сына отразилась на Отце? (Используя  текст). Воспоминание обожгло его, сдавило сердце Постоянная боль, память об утрате не заплакал и тогда Выносливый, твердый характер тяжело перенес потерю  сына, не мог забыть о  случившемся, не мог успокоиться  когда оставался один, вслух произносил  «ероически погиб» – Подумайте, почему воспоминанию о сыне в тексте предшествует образ лебедя? – Что символизирует лебедь? Что скрывается за образом лебедя, какие ценности? (Верность, чистота, забота,  нежность, память, преданность) – Как вы считаете, обладает ли Отец этими качествами? Поясните свою мысль. – Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать продолжение  жизни частичке сына.) – Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте. Осторожно, точно лаская, положил Подержал во рту Засыпал перетертой пушистой  землей Любящий, помнящий сына, заботящийся о нем… – Расскажите, как Отец ждал прорастания семечки? – Вспомните, как воспринял Отец весть о взошедшем подсолнухе? («...глаза засияли влагой», «прикоснулся  пальцем к слабому ростку» – словно к ребенку). – Как вы понимаете слова Отца «Ну что ж, значит,  живой…»? (Слова о подсолнухе , но за ними  ощущается  образ сына). – Как рос подсолнух? – Найдите описание подсолнуха. Какие приемы использует автор? Какое ощущение при этом возникает у  читателя? (Олицетворение: листья отбиваясь от ветра, лопотали, сравнение: желтели густо, как пчелиные соты») – А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям. (Все старались спасти подсолнух) – Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному? (Подсолнух для них что­то  живое). – Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца  к подсолнуху? (Во время  грозы.) – В чем проявилось участие Фоки? – Как вы думаете, случайно ли дан образ дяди Фоки в тексте? Учитель обращает внимание на ассоциацию с Фомой Неверующим. Сила Веры Отца, его Надежды, Любви  заставляет поверить и Фоку в будущее подсолнуха. Можно провести параллели Фока – Фома Неверующий, Отец – Спаситель, Носитель Веры, Надежды, Любви.  Обратите внимание на триединство в христианстве Отца, Духа и Сына. Может быть главный герой все же ближе  не к Христу, а к Отцу Небесному, так как не проповедует, а является носителем веры, силы духа. И это является  ответом на вопрос рассказа: небо = степи. Небо повторяет картину земли или же наоборот, земля является  отображением небесной жизни. Отец Небесный спускается на землю.– Давайте в таком же ключе посмотрим на образ Доньки, сопоставим его с героем библийского сюжета «Притчи о блудном сыне». (Донька – «блудный сын», обретший веру, нашедший Отца,…) Чтение и анализ эпизода: – Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки, когда он бежит за зоотехником. – Как вы можете проанализировать эту фразу : «Чудо явиться всем» Слово учителя: Здесь уже  прослеживается связь с Новым  Заветом «чудо  явится всем» – явление Христа  народу. На самом деле это глубокое произведение с элементами реминисценции. Реминисценция – это включение автором в свое произведение образов, стихов, фраз и т.п. из другого  литературного произведения. Это воспоминание, ассоциация с другими художественными текстами, образами. Реминисценция именно на христианскую тему (Библия, Новый Завет)  имеется не только в этом рассказе, но и в   повесть «Матерь Человеческая». Видение обычных земных людей сквозь призму небесного христианского мира– это мировоззрение В.Закруткина , его мировосприятие. Аналитическая беседа: – Какой момент в рассказе «Подсолнух» является кульминацией? Докажите свое мнение. – Как вы оцениваете поступок Отца? Почему он поступил именно так? – Какое отношение к человеку скрыто в это фразе: «Да разве ж мы не для людей его растили»? Поясните. – Чем являются слова Отца в композиции текста? (Развязка действия) – Зачем автор обращает наше внимание на то, что Отец «медленно провел ладонью по шершавому заполненному семечками гнезду»? О чем говорит этот жест. (Ощущение сыновей близости, его частички, для Отца подсолнух,  как сын) Слово учителя: В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях Солженицына, еще ранее  в творчестве Лескова. Кто такой праведник? Посмотрим  в словарь Ожегова. На доске: ПРАВЕДНИК: 1) у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2) человек ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Элемент дискуссии: – Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните свою точку зрения. Запись в тетради и на доске: ПРАВЕДНИК: Прошлое – труженик. Нынешнее  – не грешит против правил нравственности, добра;                    – проповедует жизненные принципы гуманизма.                    – одинок                    – привязан к родине: «Отец родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи» Слово учителя: Виталий Закруткин в книге «В родном краю» пишет так: «Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь, что в труде  земляков­земледельцев есть малая частица моего труда, что уже поднялись высаженные мною тополя, вишни и  яблони, что они незаметно входят в разлив донских садов и останутся людям.» – Чем слова самого автора схожи со словами Отца? Сопоставьте их. – Как  эта фраза помогает понять основную мысль рассказа? (В произведениях В. Закруткина прослеживается  взаимосвязь человека и природы, их взаимопроникновение, взаимопродолжение друг в друге.) – Можем ли мы определить авторскую позицию смысла жизни ? В чем она заключается? Проблемная ситуация: – Как эта авторская позиция раскрывается в повести «Матерь Человеческая»? – Как вы считаете, почему Отец и Мария («Матерь Человеческая») не озлобились после случившихся трагедий в  их жизни?Беседа: – Чем заканчивается рассказ? – Впервые ли появляется образ лебедей? – С какой целью автор показывает их в начале и в конце истории об Отце? (Круговерть в природе, это подчеркивается последней фразой «неминуемый приход весны», кольцевая  композиция: ведь история подсолнуха начинается с истории сына,  а воспоминанию о сыне предшествует появление стаи лебедей). – Чем является в композиционном отношении последний абзац. Объясните. Эпилог – выражение авторской позиции, замысла произведения. – Как вы считаете, где же в рассказе  завязка действия? Объясните свою точку зрения. (Завязка сюжетной  линии – история с семечком. Завязка идейного содержания – история сына, здесь особую роль играет как раз  образ лебедей. Композиция рассказа становится кольцевой, что выражает авторское мировосприятие: все в мире движется по кругу, всё взаимозаменяемо.) – Обратите внимание: какой символ имеется в последнем абзаце, для чего его использует автор? (Здесь  символичен  « звон дальнего колокола»– божье благословение в делах, поступках героев) VI. Подведение итогов урока – Какая идея раскрывается в рассказе «Подсолнух»? – Почему рассказ назван «Подсолнух»? – Вспомните, что выносится в заголовок? – Как основная мысль рассказа  связана с заглавием?  – Какие художественные средства и с какой целью используются в рассказе? – Какие новые литературоведческие термины появились у вас в словаре? Дайте им определение. – Как тема исторической  памяти раскрывается в рассказе? VI. Домашнее задание На любую из предложенных тем напишите свое  рассуждение (доказательства к тезису): 1. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» – это философское произведение. Докажите это. 2. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» решает проблему смысла жизни человека, потерявшего все самое  дорогое. Докажите.

Посмотрите также