Цели:
• учить находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении,
• учить определять идею произведения, авторскую позицию,
• дать понятия образ праведника, реминисценция.
Задачи:
• знать:
• средства создания и характеристики образов;
• роль композиции рассказа в раскрытии идейного замысла рассказа.
• идейный замысел рассказа «Подсолнух»
• познакомиться с терминами: реминисценция, образ праведника.
• уметь:
• находить средства создания характеристики образов.
• находить элементы композиции в тексте
• определять авторскую позицию и средства её выражения.
• уметь выражать своё отношение к авторскому замыслу.
Идейно-художественное своеобразие рассказа
В.Закруткина "Подсолнух"
Цели:
учить находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении,
учить определять идею произведения, авторскую позицию,
дать понятия образ праведника, реминисценция.
Задачи:
знать:
средства создания и характеристики образов;
роль композиции рассказа в раскрытии идейного замысла рассказа.
идейный замысел рассказа «Подсолнух»
познакомиться с терминами: реминисценция, образ праведника.
уметь:
находить средства создания характеристики образов.
находить элементы композиции в тексте
определять авторскую позицию и средства её выражения.
уметь выражать своё отношение к авторскому замыслу.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Сообщение темы, целей, хода урока
III. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
1. Что вы знаете о композиции как литературоведческом понятии?
2. Вспомните приемы создания характеристики образа? (речь, портрет, авторская харка, пейзаж,
интерьер, поступок…)
3. В каких произведениях используются данные средства создания характеристики образа героя? Какова
их функция в тексте?
IV. Переход к изучению новой темы
– Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». А что вы знаете об это писателе?
Дополнительное слово учителя
– Произведения В.Закруткина – это «деревенская проза».
– В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения писателя.
Индивидуальное сообщение ученика о дате написания и издания рассказа
V. Анализ рассказа «Подсолнух»
– Какой эпизод запомнился больше всего из рассказа, почему?
– Какие слова остались непонятными?
Групповая работа. Работа с текстом 14 абзаца:
1 группа: Выпишите из текста приметы пейзажа, указывающие на то, что действие происходит в донской степи.
2 группа: Найдите в тексте приемы авторской, портретной характеристики героя. Как В.Закруткин изображает
дончака, степняка? В чем его отличительные особенности?3 группа: Дайте речевую характеристику героев рассказа. (Опираясь на весь текст.) В какой местности так
говорят?
Аналитическая беседа:
– С чего начинается рассказ?
– Какое настроение рождает пейзаж степи? Какие краски преобладают в описании?
– Пейзаж задает тон всему рассказу, предсказывает, что будет и «темное», и «светлое».
– Чем пейзаж в.Закруткина отличается от пейзажей других писателей? Какая природа здесь показана?
Пейзаж донской степи. Проверка работы 1 группы.
– С какой целью используется автором пейзаж?
– Что особенного в изображении степи? (Небо отображает землю)
– Как вы думаете, почему автор именно так показывает пейзаж? (Взаимосвязь в природе, равноправие Неба и
Земли. Выражение авторского мировоззрения, восприятия мира. Отсюда непонимание в «Матери Человеческой»
причин поклонения Богородице, а не земной женщине. Земля важнее чем Небо.)
– Чем является пейзаж в композиционном отношении (плане)? (Экспозиция)
– На фоне контрастного пейзажа (небо – степь) мы знакомимся с главным героем. Он находится между двумя
началами Небо и Земля, подчеркивается одиночество Отца.
– Кто он?
– Что вы знаете о нем из текста?
Проверка работы 2 группы
Для учителя:
ОТЕЦ
ТЕКСТ
Грозно топал
Знали его все(+)
К молчанию привык
Характеристика
Авторская хка. Уверенный
характер
А/х.Уважаемый
А/Х.Молчаливый, спокойный
Удостаивал двумятремя словами
А/Х.Неразговорчивый
Высокий, плечистый с могучей грудью
Портрет. Сильный
До революции батрачил
Чабановал в совхозе
А/Х.Степенный, смиренный
А/Х.Труженик
Острый взгляд замечал все, что творилось вокруг
А/Х.Наблюдательный
Все любили и побаивались этого большого, крепкого
старика
Уважали, любили
При невзрачной, угрюмой, молчаливой внешности герой обладает внутренней силой духа, напоминает богатыря
= таков герой – дончак В.Закруткина.
Проверка работы 3 группы
Нехай, грыз, брешите, чертма, ни в
Разговорная, простая, народная, диалектная – речьжисть, навроде
Проблемная ситуация:
степного крестьянина.
– Как вы думаете, почему главного героя все звали Отцом?
(– был стариком, из уважения, авторитет;
– он называл всех, кто моложе , даже животных, сынками;
– дань памяти о погибшем за Родину сыне).
Беседа:
– Что мы знаем о сыне?
– Как история сына отразилась на Отце? (Используя текст).
Воспоминание обожгло его, сдавило сердце Постоянная боль, память об утрате
не заплакал и тогда
Выносливый, твердый характер
тяжело перенес потерю сына, не мог забыть о
случившемся, не мог успокоиться
когда оставался один, вслух произносил
«ероически погиб»
– Подумайте, почему воспоминанию о сыне в тексте предшествует образ лебедя?
– Что символизирует лебедь? Что скрывается за образом лебедя, какие ценности? (Верность, чистота, забота,
нежность, память, преданность)
– Как вы считаете, обладает ли Отец этими качествами? Поясните свою мысль.
– Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать продолжение
жизни частичке сына.)
– Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте.
Осторожно, точно лаская, положил
Подержал во рту
Засыпал перетертой пушистой
землей
Любящий, помнящий сына, заботящийся о нем…
– Расскажите, как Отец ждал прорастания семечки?
– Вспомните, как воспринял Отец весть о взошедшем подсолнухе? («...глаза засияли влагой», «прикоснулся
пальцем к слабому ростку» – словно к ребенку).
– Как вы понимаете слова Отца «Ну что ж, значит, живой…»? (Слова о подсолнухе , но за ними ощущается
образ сына).
– Как рос подсолнух?
– Найдите описание подсолнуха. Какие приемы использует автор? Какое ощущение при этом возникает у
читателя? (Олицетворение: листья отбиваясь от ветра, лопотали, сравнение: желтели густо, как пчелиные соты»)
– А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям. (Все старались спасти подсолнух)
– Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному? (Подсолнух для них чтото
живое).
– Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца к подсолнуху? (Во время
грозы.)
– В чем проявилось участие Фоки?
– Как вы думаете, случайно ли дан образ дяди Фоки в тексте?
Учитель обращает внимание на ассоциацию с Фомой Неверующим. Сила Веры Отца, его Надежды, Любви
заставляет поверить и Фоку в будущее подсолнуха.
Можно провести параллели Фока – Фома Неверующий, Отец – Спаситель, Носитель Веры, Надежды, Любви.
Обратите внимание на триединство в христианстве Отца, Духа и Сына. Может быть главный герой все же ближе
не к Христу, а к Отцу Небесному, так как не проповедует, а является носителем веры, силы духа. И это является
ответом на вопрос рассказа: небо = степи. Небо повторяет картину земли или же наоборот, земля является
отображением небесной жизни. Отец Небесный спускается на землю.– Давайте в таком же ключе посмотрим на образ Доньки, сопоставим его с героем библийского сюжета «Притчи
о блудном сыне». (Донька – «блудный сын», обретший веру, нашедший Отца,…)
Чтение и анализ эпизода:
– Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки, когда он бежит за зоотехником.
– Как вы можете проанализировать эту фразу : «Чудо явиться всем»
Слово учителя: Здесь уже прослеживается связь с Новым Заветом «чудо явится всем» – явление Христа
народу. На самом деле это глубокое произведение с элементами реминисценции.
Реминисценция – это включение автором в свое произведение образов, стихов, фраз и т.п. из другого
литературного произведения. Это воспоминание, ассоциация с другими художественными текстами, образами.
Реминисценция именно на христианскую тему (Библия, Новый Завет) имеется не только в этом рассказе, но и в
повесть «Матерь Человеческая». Видение обычных земных людей сквозь призму небесного христианского мира–
это мировоззрение В.Закруткина , его мировосприятие.
Аналитическая беседа:
– Какой момент в рассказе «Подсолнух» является кульминацией? Докажите свое мнение.
– Как вы оцениваете поступок Отца? Почему он поступил именно так?
– Какое отношение к человеку скрыто в это фразе: «Да разве ж мы не для людей его растили»? Поясните.
– Чем являются слова Отца в композиции текста? (Развязка действия)
– Зачем автор обращает наше внимание на то, что Отец «медленно провел ладонью по шершавому заполненному
семечками гнезду»? О чем говорит этот жест. (Ощущение сыновей близости, его частички, для Отца подсолнух,
как сын)
Слово учителя: В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях Солженицына, еще ранее
в творчестве Лескова.
Кто такой праведник? Посмотрим в словарь Ожегова.
На доске:
ПРАВЕДНИК:
1) у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2) человек ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
Элемент дискуссии:
– Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните свою точку зрения.
Запись в тетради и на доске:
ПРАВЕДНИК:
Прошлое – труженик.
Нынешнее – не грешит против правил нравственности, добра;
– проповедует жизненные принципы гуманизма.
– одинок
– привязан к родине: «Отец родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи»
Слово учителя: Виталий Закруткин в книге «В родном краю» пишет так:
«Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь, что в труде
земляковземледельцев есть малая частица моего труда, что уже поднялись высаженные мною тополя, вишни и
яблони, что они незаметно входят в разлив донских садов и останутся людям.»
– Чем слова самого автора схожи со словами Отца? Сопоставьте их.
– Как эта фраза помогает понять основную мысль рассказа? (В произведениях В. Закруткина прослеживается
взаимосвязь человека и природы, их взаимопроникновение, взаимопродолжение друг в друге.)
– Можем ли мы определить авторскую позицию смысла жизни ? В чем она заключается?
Проблемная ситуация:
– Как эта авторская позиция раскрывается в повести «Матерь Человеческая»?
– Как вы считаете, почему Отец и Мария («Матерь Человеческая») не озлобились после случившихся трагедий в
их жизни?Беседа:
– Чем заканчивается рассказ?
– Впервые ли появляется образ лебедей?
– С какой целью автор показывает их в начале и в конце истории об Отце?
(Круговерть в природе, это подчеркивается последней фразой «неминуемый приход весны», кольцевая
композиция: ведь история подсолнуха начинается с истории сына,
а воспоминанию о сыне предшествует появление стаи лебедей).
– Чем является в композиционном отношении последний абзац. Объясните.
Эпилог – выражение авторской позиции, замысла произведения.
– Как вы считаете, где же в рассказе завязка действия? Объясните свою точку зрения. (Завязка сюжетной
линии – история с семечком. Завязка идейного содержания – история сына, здесь особую роль играет как раз
образ лебедей. Композиция рассказа становится кольцевой, что выражает авторское мировосприятие: все в мире
движется по кругу, всё взаимозаменяемо.)
– Обратите внимание: какой символ имеется в последнем абзаце, для чего его использует автор? (Здесь
символичен « звон дальнего колокола»– божье благословение в делах, поступках героев)
VI. Подведение итогов урока
– Какая идея раскрывается в рассказе «Подсолнух»?
– Почему рассказ назван «Подсолнух»?
– Вспомните, что выносится в заголовок?
– Как основная мысль рассказа связана с заглавием?
– Какие художественные средства и с какой целью используются в рассказе?
– Какие новые литературоведческие термины появились у вас в словаре? Дайте им определение.
– Как тема исторической памяти раскрывается в рассказе?
VI. Домашнее задание
На любую из предложенных тем напишите свое рассуждение (доказательства к тезису):
1. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» – это философское произведение. Докажите это.
2. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» решает проблему смысла жизни человека, потерявшего все самое
дорогое. Докажите.