Цели.
1. Учить вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание.
2. Продолжать работу над формированием семантического поля «Посуда», понимание обобщающего значения слова – посуда (накопление пассивного словаря детей и активизация слов).
4. Познакомить с многозначными словами «ручка», «носик», объяснив разницу в значении слов.
5. Тренировать выдох ртом.
6. Подготовить детей к логопедической работе с массажными зондами (снятие тревоги при работе с металлическими инструментами). Развивать мышцы артикуляционного аппарата.
7. Способствовать укреплению мускулатуры кисти руки.
8. Развивать пространственное мышление, конструктивный праксис.
9. Формировать ряд нравственно-волевых черт: дисциплинированность, организованность, самостоятельность и ответственность при выполнении задания, умение преодолевать трудности, а также положительную установку на участие в занятии.
Оборудование. Маски «Кошки» и зеркала, салфетки, одноразовые пластиковые тарелочки, шарики для тенниса, карточки «Лото посуда», красные и зеленые квадраты (9 шт)- по количеству детей (и учителю-логопеду), посуда: чашка, чайник, тарелки, кастрюля, бутылки, самовар, нож, ложки десертные (чайные)
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игровое упражнение на вызов положительной установки на участие в занятии, желания вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, развитие умения дифференцировать звуки и желание отображать в собственной речи услышанное.
Учитель-логопед. Отгадайте, кем я сегодня буду? (Действия на ковре.)
"Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается" (Кошка)
Учитель-логопед. Правильно, я сегодня буду Кошкой. (Надевает маску кошки)
Разговариваю я с другими кошками, вот так… (Включает запись мяуканья в личном телефоне - до 5-9 секунд).
Как я мяукала? (Дети подражают)
Жили-была Кошка. Её звали Царапка. Почему у неё была такая кличка? (Ответы детей).
Правильно, у неё была кличка….. Царапка. Её так звали, потому что у неё были острые коготки и она многих царапала.
У кошки было семь котят. (Логопед раздает (надевает) маски детям, с комментарием; опора – произносительные умения детей, для создания ситуации успеха.) ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Котенок Мурчик. Его так назвали, потому что он много мурчал. Как он мурчал? Дети подражают.
2. Котенок Рыжик. Его так назвали, потому что он был рыжим цветом, оранжевым.
3. Котенок Мяука. Его так назвали, потому что он много мяукал. Как он мяукал? Дети подражают.
4. Котенок Малыш. Его так назвали, потому что он был очень маленький. Такой, как наш мизинчик, маленький, малыш.
5. Котёнок Черныш. Его так назвали, потому что он был весь черный. Каким он был цветом?
6. Котёнок Фуфик. Его так назвали, потому что он часто фырчал, вот так: ф-ф-ф.
2. Основная часть.
Однажды Кошка Царапка повела своих котят на кухню.(Показ картинки «Кухня»)
(Жестом руки и звукоподражанием кошки учитель-логопед предлагает детям пройти с коврика к рабочим столам).
Учитель-логопед. Там стояли три стола, стулья и было много разной посуды. Посмотрите внимательно, котята, какую вы посуду видите на кухне? (Дети вспоминают названия посуды, с опорой на натуральные предметы).
Стол 1. На столе: самовар, в котором лежат чайные ложки для артикуляционного игротренинга, одна деревянная ложка, чашки с водой и трубочками, салфетки, маленькие зеркала.
Учитель-логопед. Котята сначала подошли к тому столу, где стоял большой блестящий самовар и много маленьких чашечек с водой.
Сначала сядет тот котёнок, у которого рыжая шерсть. (Ребёнок «Рыжик» садится.)
Можно сесть тому котёнку, у которого чёрная шерсть. (Ребёнок «Черныш» садится.)
Теперь сядет на стул тот котенок, который может громко мурчать, лучше всех. (Ребёнок «Мурчик» садится.)
Можно сесть тому котёнку, который много мяукает. (Ребёнок «Мяука» садится.)
Потом сядет котёнок, который самый маленький, ну совсем малыш. (Ребёнок «Малыш» садится.)
Последним сядет Котёнок Фуфик, который часто фырчал, вот так: ф-ф-ф. (Ребёнок «Фуфик» садится.),…
Учитель-логопед описывает самовар (его части), по ходу рассказа знакомит с многозначными словами «ручки», «носик», объясняя разницу в значении этих слов.
Вопросы по ходу игры: Для чего (зачем) нужен самовар? (чашки) (Ответы детей)
3. Д/игра «Отгадай на ощупь».
И тут, Рыжий котенок залез в самовар лапой. Ой! Ой! Ой! Что же он там нащупал? (Там лежат ложки) Одна какая? (Учитель-логопед показывает большую деревянную ложку.)
Дети. Большая.
Учитель-логопед. Из чего сделана ложка?
Дети. Из дерева.
Учитель-логопед. Если ложка сделана из дерева, значит она деревянная.
А это, какие ложки?
Дети. Маленькие.
Учитель-логопед. Из чего сделаны ложки?
Дети. Из металла.
Учитель-логопед. Если ложки сделаны из металла, значит они металлические.
4. Артикуляционный нетрадиционный игротренинг ложками.
Цель. Подготовка детей к логопедической работе с массажными зондами (снятие тревоги к работе с металлическими инструментами). Развитие мышц артикуляционного аппарата.
Нетрадиционные упражнения с ложкой:
1. Взять чайную ложечку в правую (левую) руку и совершать легкие похлопывающие движения ложкой по губам. (5-6 раз)
2. Выпуклой стороной чайной ложечки надавливать на внутреннюю часть щёк (правую, левую). (3 раза)
3. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. (5-6 раз)
4. Язык - «Лопаточка». Кончиком ложечки водим (расчёсываем) по языку.
5. Облизывание ложки со всех сторон, высунув язык «лопаточкой».
Котята любят молоко:
Нальешь - и нет ни капли вмиг.
Лакают быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык. (Дети вытирают салфетками губы.)
5. Д/игра «Пузыри».
Цель. Повышение легочной вентиляции и увеличение жизненной емкости легких.
Мама Кошка опустила в маленькие чашечки с водой по трубочке, и котята стали дуть в трубочку, образовывая пузыри в воде.
6. Физкультурная пауза «Мороженое на тарелочке». (Стоя, между столами.)
Цель. Развивать координацию движений, способствовать укреплению мускулатуры кисти руки.
После еды у котят появилось много сил для игры. Увидели они белые пластиковые тарелочки с белым, круглым мороженым. И стали играть вот так. Показ учителем-логопедом игры «Мороженое на тарелочке».
Описание игры. Взять одноразовую пластиковую тарелочку двумя руками за края, и двигать её так, чтобы теннисный шарик катался по кругу и не падал.
Надоело котятам играть, и подошли они на цыпочках к другому столу, где находились кухонные шкафчики. Каждый котенок сел перед шкафчиком.
Стол 2 На столе: Настольная игра «Лото посуда». ПРИЛОЖЕНИЕ 3
7. Д/игра «Наведём порядок в шкафчике».
Цель. Формировать семантические поля по теме: «Посуда». Учить вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, выполнять инструкции учителя-логопеда. Закрепить в практической деятельности названия цветов: зеленый, красный.
Описание игры.
Учитель-логопед показывает (описывает) - 9 предметов посуды: чайник, тарелку, кастрюлю, бутылку, самовар, нож, вилку, ложку, кувшин. Дети накрывают изображения посуды квадратиками (зелёными, красными) на карточке.
Пример. Вот нож. Он металлический, а ручка у него деревянная. Найдите в шкафчике много ножей. Накройте ножи красным квадратиком.
Котята навели порядок в шкафчиках, но нечаянно разбили чашки. Давайте «склеим» их. Сложите части картинок так, чтобы получилась целая чашка .
8. Д/игра «Разбитая чашка» (нужно найти осколки от каждой чашки, среди других осколков). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Цель. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, развитие умения соотносить предметы по цвету, форме и размеру; подбирать детали, подходящие друг другу.
9. Заключительная часть. Итог игры-занятия.
Молодцы котята, все справились.
Учитель-логопед. Где сегодня были котята? В какой комнате дома?
Дети. На кухне.
Учитель-логопед. Вспомните, какую посуду мы там видели?
Дети. Чашку, чайник, тарелки, кастрюлю, нож, ложки, самовар.
Учитель-логопед. Правильно, мы видели много разной посуды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.