Игра-конкурс "Знатоки сказок". 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи игры: • привить интерес к русским народным сказкам, литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина; • развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания, • памяти; • обогащение словарного запаса учащихся. Оформление: • портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.); • иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся; • выставка книг. Условия игры. В игре принимают участие команды из учащихся 5 класса. за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. Победителем является команда, набравшая большее количество жетонов. Эпиграф: Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С.Пушкин
Иконка файла материала Игра-конкурс Знатоки сказок. 5-й класс.doc
Игра-конкурс "Знатоки сказок". 5-й класс Задачи  игры:     привить интерес к русским народным сказкам, литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина; развитие наглядно­образного, словесно­логического мышления, внимания, памяти; обогащение словарного запаса учащихся. Оформление:    портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.); иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся; выставка книг. Условия игры. В игре принимают участие  команды из  учащихся 5 класса. за каждый правильный ответ  учащиеся получают жетон. Победителем является команда, набравшая большее количество  жетонов. Эпиграф: Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С.Пушкин ХОД ИГРЫ 1 тур. Угадай­ка 1. О какой сказке  идёт речь, если  в ней есть  слова: дед, баба, била­била? (Русская народная сказка «Курочка­ Ряба») 2. О какой сказке идёт речь, если в ней есть следующие слова: « Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит  хозяйке: –  Здравствуй, божья старушка! Дай­ка мне чего­нибудь поесть. А старушка в ответ: –  Вот там  на гвоздике повесь!»  (Русская народная сказка «Каша из топора») 3. О какой сказке идёт речь, если в ней есть следующие слова: «Ах, Иван­царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё 3 дня подождал, я бы вечно твоя была. А теперь прощай,  ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве у Кащея  Бессмертного!» («Царевна­лягушка»). 4. Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван­царевич стеречь отцов сад и даже присесть   боится, не то,  что прилечь. Половина ночи проходит, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад  осветило. Он видит – на яблоню села Жар­птица и клюёт золотые яблоки. (Русская народная сказка «Иван­ царевич и серый волк») 5. В некотором царстве, в некотором государстве жили­были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего  звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали. (Русская  народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо­юдо») 6. Жили­были Лиса и Заяц. У Лисы была избенка ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла весна­красна – у  лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по­старому. (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух») 7. За горами, за лесами, За широкими морями Против неба – на земле Жил старик в своем селе.  (П.П.Ершов. «Конек­горбунок».)8. Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил­был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело.  (А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».) Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто лучше всех помнит русские  народные и литературные сказки. Но наш  конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. 2 тур. Портретная галерея. Угадай героя сказки Учитель: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной  галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас  познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать  создателя этого  портрета – автора сказки, дать полное ее название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это? 1. На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать,  только в сказке сказать. (Василиса Премудрая.   Русская народная сказка «Царевна­Лягушка») 2.  …В дорогой собольей душегрейке, Парчёвая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха.  А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».) 3. …Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает  –  Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама–то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь­то говорит, Будто реченька журчит. (Царевна­Лебедь.  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».) 4. …и девица … Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя. Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи… (Шамаханская царица.  А. С Пушкин «Сказка о Золотом петушке»). 5. Эта вовсе не красива: И бледна­то, и тонка, Чай, в обхват­то три вершка; А ножонка­то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыпленка. (Царь­девица. П.П.Ершов «Конек­горбунок».) 6. Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди  –  сзади горбы великие верблюжьи, весь  лохматый от верху до низу, из рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были  совиные. (Зверь лесной, чудо морское.  С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».) 7. Из­за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его  лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал:  «Здравствуйте, меня зовут…»  (Пьеро.  А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»)8. Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он  вообще любил яркие краски… (Незнайка.  Н.Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей») Учитель: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как  вы будете отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше,  тем больше чудес. 3 тур.  Мир сказок  А.С.Пушкина Задание: Угадай сказку А. С. Пушкина  по  следующим словам: 1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. 2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. 3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка. 4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт. Ответы:  1. «Сказка о Мёртвой Царевне и о семи богатырях». 2. «Сказка о Рыбаке и Рыбке». 3. «Сказка о Попе и о работнике его Балде». 4. «Сказка о Золотом петушке». Задание: Какое из названных выражений не  принадлежит сказкам А.С.Пушкина? 4 тур. Знатоки 1. Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… 2. Жил старик со своей старухой  У самого синего моря… 3. Жила­была женщина, а детей у неё не было. 5 тур.  Кто быстрее? 1.С какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду  доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?») 2. Что молвила третья царица? (Кабы я была царица,  –  третья молвила сестрица,  –  я б для батюшки царя  родила богатыря».) 3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон? (На острове Буяне). 4. В какой сказке работник принёс своему хозяину оброк, обманув чертей? («Сказка о попе и о работнике его  Балде»). 5. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко) 6. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер) 7. В кого превращалась царевна в «Сказке о царе Салтане…»? (Лебедь) 8. Под каким древом жила белка? (Под елью). 9. Кем приходится Бабариха царевичу Гвидону? (Бабушкой.  « А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей…») 9. В кого влюбился царь Дадон? (В Шамаханскую царицу). 10. Сколько богатырей выходило из вод? (33). 12. О каком фрукте с любовью рассказывал А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане…»? (Яблоко) 13. А кто вспомнит эти слова? …И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит… …Оно Соку спелого полно Так свежо и так душисто Так румяно­золотисто. Будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.6 тур.  Сказочный обед Учитель:  Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной  викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не  простой – обед будет сказочный. Наш вопрос: кто кого  и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный? 1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с  дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса Премудрая для царя.  Русская народная сказка «Царевна­лягушка») 2.  Наварила манной каши и размазала по тарелке: – Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!  (Лиса – журавлю.  Русская народная сказка «Лиса и  журавль») 3. – Съешь моего ржаного пирожка. – Не стану я  ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! (Печка – девочке.  Русская народная  сказка «Гуси­лебеди») 4. Усадили в уголок, Подносили пирожок, Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она, Пирожок лишь разломила Да кусочек откусила. (Семь богатырей – царевну.  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 7 тур. В гостях у сказки Учитель:  Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в  рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что ушел с пира несолоно хлебавши!  Ведь здесь мы  еще больше подружились со сказкой! И она вновь зовет и манит нас к себе, Давайте прогуляемся по сказочному  царству­государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто в сказке живет по этому адресу? Итак, кто, кто в теремочке живет? 1. Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи. А.С.Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке») 2. В светлой горнице;  кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей.  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи  богатырях») 3. Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона.  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане») 6. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр­бор шумит, На спине село стоит; Мужички на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут… (Село на  спине Рыбы­кита, Кита Китовича.  П.П.Ершов «Конек­горбунок») Учитель: Вот и закончилась игра­конкурс «Знатоки сказок».Пока жюри подводит итоги игры­конкурса, мы с вами ответим на несколько вопросов: Игра «Путаница» Учитель: Пришёл к нам герой сказки Н. Носова Незнайка и стал рассказывать сказки. Послушайте,  правильно  ли он рассказывает сказки: 1. «Жила­была девочка, звали её Синяя Шапочка. Однажды  позвал её папа  и говорит: «Пойди­ка, дочка, к тёте  и отнеси ей игрушки…» 2. Сварила лиса кашу, разложила по тарелкам и говорит: «Эта тарелка – для Михаила Ивановича, эта – для  Настасьи Петровны, а эта – для Мишутки!..» 3. Маша кричит из корзины: « Несёт меня лиса за тёмные леса, за синие моря, за высокие горы!..» Игра «Быль или небылица» Учитель: Рассказывает Буратино детям то быль, то небылицу. Дети смеются. Подумайте и ответьте, почему они  смеются. Что не так? 1. На дворе дождь. Дети играют в комнате. Петя и Маша пошли поливать клумбы. 2. Дети пошли на речку. Там они плавали, играли в мяч, катались на коньках. 3. Скоро праздник Восьмое марта. Вот какие подарки приготовила Маша: папе и дедушке  –  рисунок с  тюльпанами, маме и бабушке – рисунок с самолётами. Награждение победителей конкурса. Литература: 1. Аникин В.П. "Пересказать по­своему..." // Аникин В.П. К мудрости ступеньки – М.: Дет­лит, 1988. – С. 28­33. 2. Бонди С. Сказки Пушкина // Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10­ти т. Т. 3. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 467­ 475. 3. Пушкин А. С. Сочинения. В 3­х т. – М.: Художественная литература, 1985. 4. Шаров А. Пушкин и сказка // Шаров А.– Волшебники приходит к людям – М.: Дет. лит., 1985. – С. 131­167.

Посмотрите также