Задачи игры:
• привить интерес к русским народным сказкам, литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина;
• развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания,
• памяти;
• обогащение словарного запаса учащихся.
Оформление:
• портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.);
• иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся;
• выставка книг.
Условия игры. В игре принимают участие команды из учащихся 5 класса. за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. Победителем является команда, набравшая большее количество жетонов.
Эпиграф:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
Игра-конкурс "Знатоки сказок". 5-й класс
Задачи игры:
привить интерес к русским народным сказкам, литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина;
развитие нагляднообразного, словеснологического мышления, внимания,
памяти;
обогащение словарного запаса учащихся.
Оформление:
портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.);
иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся;
выставка книг.
Условия игры. В игре принимают участие команды из учащихся 5 класса. за каждый правильный ответ
учащиеся получают жетон. Победителем является команда, набравшая большее количество жетонов.
Эпиграф:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
ХОД ИГРЫ
1 тур. Угадайка
1. О какой сказке идёт речь, если в ней есть слова: дед, баба, билабила? (Русская народная сказка «Курочка
Ряба»)
2. О какой сказке идёт речь, если в ней есть следующие слова: « Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит
хозяйке:
– Здравствуй, божья старушка! Дайка мне чегонибудь поесть.
А старушка в ответ:
– Вот там на гвоздике повесь!» (Русская народная сказка «Каша из топора»)
3. О какой сказке идёт речь, если в ней есть следующие слова:
«Ах, Иванцаревич, что же ты наделал! Если бы ты ещё 3 дня подождал, я бы вечно твоя была. А теперь прощай,
ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве у Кащея
Бессмертного!» («Царевналягушка»).
4. Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иванцаревич стеречь отцов сад и даже присесть
боится, не то, что прилечь. Половина ночи проходит, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад
осветило. Он видит – на яблоню села Жарптица и клюёт золотые яблоки. (Русская народная сказка «Иван
царевич и серый волк»)
5. В некотором царстве, в некотором государстве жилибыли старик и старуха, и было у них три сына. Младшего
звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали. (Русская
народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудоюдо»)
6. Жилибыли Лиса и Заяц. У Лисы была избенка ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла веснакрасна – у
лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит постарому. (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
7. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П.Ершов. «Конекгорбунок».)8. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жилбыл славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».)
Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто лучше всех помнит русские народные и литературные сказки. Но наш
конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале.
2 тур. Портретная галерея. Угадай героя сказки
Учитель: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной
галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас
познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого
портрета – автора сказки, дать полное ее название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
1. На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать,
только в сказке сказать. (Василиса Премудрая. Русская народная сказка «ЦаревнаЛягушка»)
2. …В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. …Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама–то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речьто говорит,
Будто реченька журчит. (ЦаревнаЛебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
4. …и девица …
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи… (Шамаханская царица. А. С Пушкин «Сказка о Золотом петушке»).
5. Эта вовсе не красива:
И бледнато, и тонка,
Чай, в обхватто три вершка;
А ножонкато, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка. (Царьдевица. П.П.Ершов «Конекгорбунок».)
6. Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь
лохматый от верху до низу, из рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были
совиные. (Зверь лесной, чудо морское. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».)
7. Изза картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его
лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал:
«Здравствуйте, меня зовут…» (Пьеро. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»)8. Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он
вообще любил яркие краски… (Незнайка. Н.Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей»)
Учитель: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как
вы будете отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, тем больше чудес.
3 тур. Мир сказок А.С.Пушкина
Задание: Угадай сказку А. С. Пушкина по следующим словам:
1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка.
4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт.
Ответы:
1. «Сказка о Мёртвой Царевне и о семи богатырях».
2. «Сказка о Рыбаке и Рыбке».
3. «Сказка о Попе и о работнике его Балде».
4. «Сказка о Золотом петушке».
Задание: Какое из названных выражений не принадлежит сказкам А.С.Пушкина?
4 тур. Знатоки
1. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря…
3. Жилабыла женщина, а детей у неё не было.
5 тур. Кто быстрее?
1.С какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду
доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)
2. Что молвила третья царица? (Кабы я была царица, – третья молвила сестрица, – я б для батюшки царя
родила богатыря».)
3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон? (На острове Буяне).
4. В какой сказке работник принёс своему хозяину оброк, обманув чертей? («Сказка о попе и о работнике его
Балде»).
5. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)
6. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
7. В кого превращалась царевна в «Сказке о царе Салтане…»? (Лебедь)
8. Под каким древом жила белка? (Под елью).
9. Кем приходится Бабариха царевичу Гвидону? (Бабушкой. « А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой
бабушки своей…»)
9. В кого влюбился царь Дадон? (В Шамаханскую царицу).
10. Сколько богатырей выходило из вод? (33).
12. О каком фрукте с любовью рассказывал А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане…»? (Яблоко)
13. А кто вспомнит эти слова?
…И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
…Оно
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто
Так румянозолотисто.
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.6 тур. Сказочный обед
Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной
викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не
простой – обед будет сказочный.
Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?
1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с
дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса Премудрая для царя.
Русская народная сказка «Царевналягушка»)
2. Наварила манной каши и размазала по тарелке:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. Русская народная сказка «Лиса и
журавль»)
3. – Съешь моего ржаного пирожка.
– Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! (Печка – девочке. Русская народная
сказка «Гусилебеди»)
4. Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. (Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
7 тур. В гостях у сказки
Учитель: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в
рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы
еще больше подружились со сказкой! И она вновь зовет и манит нас к себе, Давайте прогуляемся по сказочному
царствугосударству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто в сказке живет по этому адресу?
Итак, кто, кто в теремочке живет?
1. Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)
3. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
6. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сырбор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут… (Село на спине Рыбыкита, Кита Китовича. П.П.Ершов «Конекгорбунок»)
Учитель: Вот и закончилась играконкурс «Знатоки сказок».Пока жюри подводит итоги игрыконкурса, мы с вами ответим на несколько вопросов:
Игра «Путаница»
Учитель: Пришёл к нам герой сказки Н. Носова Незнайка и стал рассказывать сказки. Послушайте, правильно
ли он рассказывает сказки:
1. «Жилабыла девочка, звали её Синяя Шапочка. Однажды позвал её папа и говорит: «Пойдика, дочка, к тёте
и отнеси ей игрушки…»
2. Сварила лиса кашу, разложила по тарелкам и говорит: «Эта тарелка – для Михаила Ивановича, эта – для
Настасьи Петровны, а эта – для Мишутки!..»
3. Маша кричит из корзины: « Несёт меня лиса за тёмные леса, за синие моря, за высокие горы!..»
Игра «Быль или небылица»
Учитель: Рассказывает Буратино детям то быль, то небылицу. Дети смеются. Подумайте и ответьте, почему они
смеются. Что не так?
1. На дворе дождь. Дети играют в комнате. Петя и Маша пошли поливать клумбы.
2. Дети пошли на речку. Там они плавали, играли в мяч, катались на коньках.
3. Скоро праздник Восьмое марта. Вот какие подарки приготовила Маша: папе и дедушке – рисунок с
тюльпанами, маме и бабушке – рисунок с самолётами.
Награждение победителей конкурса.
Литература:
1. Аникин В.П. "Пересказать посвоему..." // Аникин В.П. К мудрости ступеньки – М.: Детлит, 1988. – С. 2833.
2. Бонди С. Сказки Пушкина // Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10ти т. Т. 3. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 467
475.
3. Пушкин А. С. Сочинения. В 3х т. – М.: Художественная литература, 1985.
4. Шаров А. Пушкин и сказка // Шаров А.– Волшебники приходит к людям – М.: Дет. лит., 1985. – С. 131167.