Цели:
• обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова, дополнить знания учащихся о писателе;
• развивать речь учащихся, умение выражать свои мысли, логическое мышление учащихся, интерес к литературе как учебному предмету;
• воспитывать уважительное отношение к литературе, творчеству А.П. Чехова.
Ход игры
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами игра “Звёздный час”.
Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче “Звёздный час”. Слайд № 1.
Слайд № 2.
Знакомство с правилами игры.
Тема игры: “Жизнь и творчество А.П. Чехова”. Сегодня мы с вами обобщим знания о жизни и творчестве А.П. Чехова и, я надеюсь, узнаем новые интересные факты из биографии писателя.
Демонстрируется портрет А.П. Чехова. Слайд № 3.
Давайте послушаем стихотворение А.Крон “К портрету Чехова”.
Игра по литературе «Звездный час». 6-й класс
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова, дополнить знания
учащихся о писателе;
развивать речь учащихся, умение выражать свои мысли, логическое мышление учащихся, интерес к
литературе как учебному предмету;
воспитывать уважительное отношение к литературе, творчеству А.П. Чехова.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами игра “Звёздный час”.
Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче “Звёздный час”. Слайд № 1.
Ход игры
Слайд № 2.
Знакомство с правилами игры.
Тема игры: “Жизнь и творчество А.П. Чехова”. Сегодня мы с вами обобщим знания о жизни и творчестве А.П.
Чехова и, я надеюсь, узнаем новые интересные факты из биографии писателя.
Демонстрируется портрет А.П. Чехова. Слайд № 3.
Давайте послушаем стихотворение А.Крон “К портрету Чехова”.
Я стою перед старым портретом,
Озарённый торжественным светом
Предвечерней, усталой тиши,
Перед взглядом спокойным, молчащим,
Слышу голос, в тоске говорящий
О страдании русской души.
Я стою перед старым портретом,
Озарённым мечтательным светом
Уходящих вечерних лучей.
Вдруг повеяло свежей прохладой,
Ароматом Вишнёвого Сада
И степных многозвездных ночей.
Я стою перед старым портретом,
Озарённый тускнеющим светом.
Серых будней томителен круг...
Но, мне кажется, Чехов улыбкой
Хочет сгладить их боль и ошибку,
Точно верный, испытанный, друг.
Я стою перед старым портретом,
Озарённым таинственным светом.
Здесь повеяло Чайки крыло...
Сквозь печаль невеселого смеха
Мне кивает приветливо Чехов,
Улыбаясь тому, что ушло...
Итак, мы начинаем игру “Звёздный час”.
I тур “Места, связанные с жизнью А. П. Чехова”. Слайд № 4.
У вас на столах лежат комплекты карточек с цифрами от 1 до 6. После того, как я задам вопрос, вы, подумав,
даёте ответ – поднимаете карточку с цифрой, которая соответствует, по вашему мнению, правильному ответу.
Варианты ответов демонстрируются на слайде: 1) Москва, 2) Ялта, 3) Мелихово, 4) Таганрог, 5) Сахалин, 6)
Баденвейлер.Слайд № 5. Вопрос 1.Назовите город, в котором родился А.П. Чехов.
Правильный ответ: А.П. Чехов родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге в многодетной купеческой семье.
Будущий писатель учился в гимназии в Таганроге, одновременно помогал отцу в торговле. К гимназическим
годам относятся первые литературные опыты Чехова – водевили, сцены, очерки, анекдоты. Кроме Антона
Павловича, в семье было ещё четверо детей. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными,
высокообразованными людьми: Николай был художником, Михаил писателем, юристом, Иван учителем, Мария
– художником.
Слайд № 6.Демонстрируются фотографии “Отчий дом А.П. Чехова в Таганроге” и “Семья Чеховых”.
Слайд № 7. Вопрос 2.Назовите город, в котором А.П. Чехов продолжил образование, поступив в университет.
Правильный ответ: в 1879 году, окончив таганрогскую гимназию, Чехов переехал в Москву и поступил в
Московский университет.
Слайд № 8.Демонстрируются изображение здания Московского университета, фотографии А.П. Чехова этого
периода жизни.
Слайд № 9. Вопрос № 3. Назовите остров, на который отправляется А.П. Чехов в 1890 году.
Правильный ответ: в 1890 году Чехов совершил поездку на Сахалин. Итогом этой поездки стала книга писателя
“Остров Сахалин”, написанная в жанре “путевых записок”. В ее основу легли личные впечатления от
многочисленных встреч и собранные им на острове статистические данные.
Слайд № 10. Демонстрируются фотографии “А.П. Чехов на Сахалине”.
Слайд № 11. Вопрос № 4. Назовите имение А.П. Чехова, которое он приобрёл в 1892 году.
Правильный ответ: в 1892 году А. П. Чехов приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде под Москвой.
Слайд № 12. Демонстрируются фотографии “А.П. Чехов в Мелихове”.
Слайд № 13. Вопрос № 5. Назовите южный город, в котором Чехов жил в последние годы жизни.
Правильный ответ: в 1898 году А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза перебрался из Мелихова в Ялту,
здесь писатель встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном.
Слайд № 14. Демонстрируются фотографии “А.П. Чехов в Ялте”, “Дом А.П. Чехова в Ялте”.
Слайд № 15. Вопрос № 6. Назовите город, в который в 1904 году А.П. Чехов отправился на лечение.
Правильный ответ: летом 1904 года Чехов отправился на курорт в Германию изза резкого обострения болезни,
с которой ему не удалось справиться.
Писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в г. Баденвейлере (Германия). Был похоронен на Новодевичьем
кладбище в Москве.
Слайд № 16. Демонстрируется фотографии Домамузея А.П. Чехова в Баденвейлере.
II тур “Логические цепочки”.
Слайд № 17. Задание: восстановить взаимосвязь между изображениями и фактами биографии писателя. Право
ответа предоставляется участнику, первому поднявшему звезду.
Слайд № 18. Задание 1. Демонстрируются портрет А.П. Чехова и изображения сатирических журналов
(“Стрекоза”, “Будильник”, “Осколки” и др.)
Правильный ответ: с первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и двум его братьям Николаю и Михаилу
пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. Молодой Антон Чехов начал писать маленькие рассказы в
юмористические журналы. В 1880 году в журнале “Стрекоза” появляется его первое печатное произведение. С
этого времени начинается литературная деятельность А. П. Чехова. Он сотрудничает с журналами “Зритель”,
“Будильник”, “Свет и тени”, “Мирской толк”, “Осколки”. Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески,
сценки. Слайд № 19.
Слайд № 20. Задание 2. Демонстрируются портрет А.П. Чехова и медицинский инвентарь.Правильный ответ: в 1884 году А.П. Чехов окончил Московский университет и получил звание уездного врача,
некоторое время он занимался врачебной практикой.
Слайд № 21. Демонстрируются изображение диплома врача Чехова, фотография кабинета А. П. Чехова, в
котором он принимал пациентов.
Слайд № 22. Задание 3. Демонстрируются портрет А.П. Чехова и изображение здания МХАТа.
Правильный ответ: А. П. Чехов создал четыре произведения, ставшие классикой мировой драматургии: “Чайка”,
“Дядя Ваня”, “Три сестры” и “Вишневый сад”. Пьесы были поставлены на сцене МХАТа. С 1989 года театр носит
имя А. П. Чехова. Московский художественный театр им. А.П. Чехова (МХАТ) один из самых значимых и
знаменитых театров России.
Слайд № 23. Демонстрируются фотографии: “Театральная труппа МХАТа в Ялте”, “Афиши постановок пьес А.
П. Чехова”.
Слайд № 24. Гимнастика для глаз. А сейчас, ребята, давайте немножко отдохнём, проведём гимнастику для
глаз.
Задание: на экране вы видите звезду, ваша задача – следить взглядом за передвижением звезды. Все готовы?!
Проведение гимнастики для глаз.
А сейчас давайте продолжим урокигру. Переходим к следующему туру.
III тур “Сложите слово!”
Слайд № 25. Задание: из кубиковбукв составить слово.
Подсказка: вымышленное имя автора (подсказка даётся при затруднении учащихся справиться с заданием).
Правильный ответ: псевдоним.
Слайд № 26. Псевдонимы Чехова: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый
человек, Гайка № 6, Дяденька, Крапива, Человек без селезенки, Юный старец и др. Всего писатель использовал
около 40 псевдонимов.
IVтур “Литературная галерея”.
Слайд № 27. Задание: рассмотрите иллюстрации к рассказам А. П. Чехова, прослушайте фрагменты из
произведений писателя, вспомните их названия.
Демонстрируются иллюстрации к рассказам А. П. Чехова, звучат фрагменты аудиозаписей. Учащиеся называют
произведения писателя.
Слайд № 28. Рассказ “Хамелеон”.
Слайд № 29.Рассказ “Толстый и тонкий”.
Слайд № 30. Рассказ “Злоумышленник”.
Слайд № 31. Рассказ “Лошадиная фамилия”.
Слайд № 32.Рассказ “Хирургия”.
V тур “Составьте слова”.
Слайд № 33. Задание: в течение 1 минуты составить из слова ЛИТЕРАТУРА новые слова (имена
существительные в форме единственного числа, именительного падежа).
Подведение итогов урокаигры. Награждение.
Слайд № 34. Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче “Звёздный час”.
Слайд № 35.