Игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: 1. Развивать аналитические навыки работы с публицистическими текстами, отбирать нужный материал, работать с разными источниками. 2. Проверить знание текста. 3. Стимулировать действия учащихся для достижения современного качества образования через игру. 4. Воспитывать социально - активную личность, способную самостоятельно и активно идти к намеченной цели. 5. Способствовать выявлению индивидуальных интересов, развитию их личных достижений через творческую активность. Наглядность: 1. Выставка книг Л.Н.Толстого. 2. Газеты “Л.Н.Толстой в фотографиях”, “ Ясная поляна”. 3. Рисунки учащихся к рассказу “После бала”. 4. Высказывания известных людей о писателе. 5. Костюм Вареньки (помощница).
Иконка файла материала Игра по рассказу Л.Н. Толстого.doc
Игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н. Толстого "После бала" Цели и задачи: 1. Развивать аналитические навыки работы с публицистическими текстами, отбирать нужный материал,  работать с разными источниками. 2. Проверить знание текста. 3. Стимулировать действия учащихся для достижения современного качества образования через игру. 4. Воспитывать социально ­ активную личность, способную самостоятельно и активно идти к намеченной  цели. 5. Способствовать выявлению индивидуальных интересов, развитию их личных достижений через  творческую активность. Наглядность: 1. Выставка книг Л.Н.Толстого. 2. Газеты “Л.Н.Толстой в фотографиях”, “ Ясная поляна”. 3. Рисунки учащихся к рассказу “После бала”. 4. Высказывания известных людей о писателе. 5. Костюм Вареньки (помощница). Ход игры Учитель: Сегодня мы снова встретимся с Л.Н. Толстым ­ писателем огромного дарования и трудолюбия , автором известных всему миру гениальных произведений и его рассказом “После бала”. Удивительную жизнь прожил Л.Н.Толстой. Родился он в 1828 году, еще при жизни А.С.Пушкина. Был участником героической обороны Севастополя в 1854­ 1855 годах, видел Русь крепостническую, пережил реформу 1861  года, дожил до революции 1905 года и умер в 1910 году в возрасте 82 лет. Его творческая деятельность  продолжалась свыше полувека. О его жизни нам расскажет Ученик: Л.Н. Толстой родился и воспитывался в большой дворянской семье, рано осиротел, был очень дружен с  братьями Сергеем, Николаем, Дмитрием и сестрой Марией. Его воспитание и образование были типичными для  дворянства со всеми их сословными предрассудками. В трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Толстой с  великолепной художественной свежестью воссоздает картину жизни своего сословия и поколения. Но мы знаем, что жизнь поместного дворянства тесно соприкасалась с жизнью крестьян. Отсюда и глубокий  интерес Льва Николаевича к простому народу, к крестьянству. Сам Толстой как помещик был очень добр и  разумен. Он много помогал крестьянам, особенно в голодные 1873 и 1892 годы. В первой половине своего творческого пути Толстой с большой симпатией описывает ( в романах “Война и мир”,  “Анна Каренина” и других) тот слой знатного и культурного дворянства, к которому он сам принадлежал. Однако это не мешало ему видеть отрицательные стороны жизни и характеров аристократов. Критическое отношение к своему классу достигает необычайной силы в его последних произведениях – романе  “Воскресение” и рассказе “После бала”. Принимая непосредственное участие в героической обороне Севастополя, Толстой близко познакомился с  русскими солдатами и в простых, правдивых картинах “Севастопольских рассказов” показал их героизм. Л.И. Толстой ­ один из самых известных и любимых писателей не только в русской, но и мировой литературе. Он, как и его герои, ищет смысл жизни. И смысл этот – в правде, в справедливости, в человеческой любви. Лев  Николаевич велик и прекрасен не только как писатель, но и как человек. Он необыкновенно честен и  справедлив, добр и великодушен к людям и особенно к детям. Толстой вырастил в своей семье восемь детей.  Больше всего на свете он ценил человеческую жизнь.Вся долгая и прекрасная жизнь писателя наполнена любовью к русской природе, к искусству, к музыке.  Особенно он любил народную музыку, называя ее “удивительным сокровищем” .Он неоднократно повторял:  “Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни”. Он далее собирал и записывал их. Сборник с  записями песен писатель подарил Петру Ильичу Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой  композитора наслаждение. А в молодости Лев Николаевич даже сочинил вальс для фортепьяно, но записали  его только в 1906 году, когда он сыграл его своим друзьям Танееву и Гольденвейзуру. Лев Толстой – величайший гуманист. Пройдут столетия, а толстого люди будут читать и любить. Представление жюри, помощницы в платье Вареньки. Учитель: В сегодняшней игре будут участвовать 3 человека, а все остальные будут им помогать. Всем было дано задание: 1. Прочитать рассказ. 2. Познакомиться с биографией. 3. Познакомиться с высказываниями критиков о Толстом . Чтобы выбрать дорожку, вы должны за 30 секунд выполнить задание по русскому языку. Исправьте ошибки и  вставьте пропущенные знаки препинания. (Текст дается каждому игроку.) 1 задание Мир Толстого это мир залетый солнечным светом прастым и ярким мир, в котором все отрожения по размерам  прапорцыям и светотени соответствует явлениям действительности. В.Г. Короленко Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким, мир, в котором все отражения по  размерам, пропорциям и светотени соответствуют явлениям действительности. В.Г. Короленко “Л.Н.Толстой” Пока судьи решают, кто лучше выполнил задание, мы с вами посмотрим фотографии писателя в разные годы  жизни. У нас есть возможность посмотреть фотографии, рассказывающие о тех местах , где жил и работал  Л.Н.Толстой. 2 задание по красноречию За одну минуту вы должны согласиться или не согласиться с мнением М.Горького: “Толстой – это целый мир”. Условия игры: Право выбора предоставляется:  На красной дорожке 2 правильных ответа.  На желтой дорожке 2 правильных ответа и 1 ошибка допускается.  На зеленой дорожке 2 правильных ответа и 2 ошибки допускается. Ученик сам выбирает тему и номер вопроса. Сегодня мы представляем такие темы: Музыка, танцы, герои,  любовь, история, художественные особенности произведения, творчество и биография. Музыка: 1. Толстой известен как и композитор. Что он сочинил в молодости , а только в 1906 году переложили на ноты? (Вальс для фортепьяно) 2. Какие звуки доносились до Ивана Васильевича, когда он прогуливался ранним утром? ( .. .звуки флейты и барабана, это была какая­то другая, жесткая, нехорошая музыка. Позади стояли  барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли неприятную, визгливую мелодию) Танцы: 1 .Какие танцы исполнялись на балу?(и кадрили, и вальсы, и польки, и мазурки) 2. Почему главный герой не танцевал мазурку с Варенькой? (Мазурку у меня отбили: препротивный инженер Анисимов пригласил ее, только что она вошла, а я  заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал) Герои: 1. Как выглядел отец Вареньки на балу? ('Зачитать из книги) 2. Какую картину увидел Иван Васильевич ранним утром? (зачитать из учебника) История: 1. Кого прозвали Николаем Панкиным и за что? (царя Николая 1 Павлыча за то, что солдат в армии русской насмерть забивали палками за любую  провинность) 2. Что за случай послужил для написания рассказа? (Реальные события. Статья учебника) Любовь: 1. Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника? (Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его  сапоги, обтянутые штрипками, хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с  четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником.  Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные, – думал я,  и эти сапоги меня умиляли. В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе  способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью) 2. Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.? (Зачитать из текста) Художественные особенности произведения: 1. Какие художественные средства использует Толстой в рассказе? (цветопись, подбор эпитетов, прямая авторская оценка, звукопись, описание героя, экспрессивные  глаголы, антонимы, противопоставление) 2. Работая над рассказом , Л.Н.Толстой долго думал над заглавием. Появлялись варианты: “Рассказ о бале и  сквозь строй”, “Отец и дочь”, “ Дочь и отец”, “ А вы говорите...”, И только затем он выбрал такое “ После  бала”.Почему остановился на последнем? (Именно это название отражает главную мысль, именно то, что увидел полковник после бала , повлияло на всю его дальнейшую жизнь) Биография и творчество: 1. Участником и свидетелем каких исторических событий был Л.Н.Толстой? (оборона Севастополя, революция 1905 года, реформа 1861 года) 2. Какую игру придумали братья Толстые, и что она для них значила? (“Муравейные братья”, имелась тайна, она состояла в том, что когда она откроется, то все люди должны  стать счастливыми, не было бы несчастий, горя, люди бы никогда не ссорились; но для этого надо было  бы выполнить несколько условий; “ И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть истина ичто будет она открыта людям и даст им то, что она обещает”. Толстой 3. В чем Толстой видит смысл жизни? (Ответ на листке.) Вывод по игре: Значение рассказа “После бала” огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к  обращению с солдатами , он ставил , как мы увидели , широкие гуманистические проблемы: почему одни живут  беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское состояние? Что такое справедливость , честь, достоинство?  Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомним случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа. Пером писателя водило желание  обратить внимание современников на раны общества. Да и сегодня эти проблемы тоже не решены. Они  существуют , и их необходимо решать. Л.Н. Толстой говорил: “Как следит атлет за увеличением мускулов, так следи за увеличением любви или хоть,  по крайней мере, за уменьшением злобы и лжи, и будет полная, радостная жизнь”. Жизненное кредо: Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.” Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для одного себя нельзя. Самыми счастливыми годами  своей жизни Толстой считал те, когда он отдавал себя благу народа, работе в Яснополянской школе, помощи  голодающим. Объявление результатов игры и награждение.

Посмотрите также