Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие в 9-м классе по литературе. Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Цели: • Обобщение, систематизация и углубление материала по теме: “Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. • Развитие интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова. • Расширение представления о личности и творчестве нашего земляка, воспитание чувства гордости. Оформление класса: • на доске записан эпиграф, фамилия автора временно закрыта от участников; • портрет М.Ю.Лермонтова; • выставка книг поэта и о поэте; • в ходе урока используется музыка Л.Шварца из кинофильма “Княжна Мери”; • дамские перчатки, декоративный пистолет, свечи и т.д.; • в центре класса нарисованы три дорожки: красная, желтая, зеленая.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие в 9-м классе по литературе..doc
Внеклассное мероприятие в 9-м классе по литературе. Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Цели:  Обобщение, систематизация и углубление материала по теме: “Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего  времени”. Развитие интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова. Расширение представления о личности и творчестве нашего земляка, воспитание чувства гордости.   Оформление класса:       на доске записан эпиграф, фамилия автора временно закрыта от участников; портрет М.Ю.Лермонтова; выставка книг поэта и о поэте; в ходе урока используется музыка Л.Шварца из кинофильма “Княжна Мери”; дамские перчатки, декоративный пистолет, свечи и т.д.; в центре класса нарисованы три дорожки: красная, желтая, зеленая. ПРАВИЛА ИГРЫ Игра состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из девяти участников в финал выходят трое.  Финальное состязание определяет победителя. За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. В случае если учащийся затрудняется ответить или  ответ его неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток,  можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап состязания (вопросы см. в приложении № 5). Перед началом соревнования ведущий предлагает учащимся определить дорожку, на которой они хотели бы  состязаться, предварительно объяснив следующее:    у первой группы самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на два  вопроса. Выбрав красную дорожку, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на  ошибку; на желтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в  ответе; участникам, выбравшим зеленую дорожку, задается четыре вопроса, но они имеют право ошибиться  дважды. Судит состязание жюри, в составе которого учителя литературы, старшеклассники, родители. ХОД ИГРЫ 1. Приветственное слово учителя, объявление целей и задач внеклассного мероприятия. В этом романе…есть что­то неразгаданное. (В.Г.Белинский) Добрый день, дорогие друзья, гости и уважаемое жюри. Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре  “Умники и умницы”. Стало доброй традицией итоговые занятия по литературе проводить в игровой форме. Сегодня нас ожидает  новая игра “Умники и умницы” по роману М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Мы попытаемся с вами  обобщить и систематизировать тот материал, который изучали на уроках по творчеству М.Ю.Лермонтова,  расширить представление о личности и творчестве нашего земляка.Почему и сегодня роман М.Ю.Лермонтова волнует нас? “В этом романе…есть что­то неразгаданное”, ­ говорил  известный вам критик, слова которого являются эпиграфом ко всей нашей игре. Недолгая, но яркая жизнь  самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Сто девяносто лет, прошедшие со дня  рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей. Постараемся сегодня разгадать те тайны, которые скрыты в романе “Герой нашего времени”. В добрый путь! Желаю всем удачи! 2. Объяснение правил игры. ПЕРВЫЙ ТУР Вопросы для розыгрыша первой тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны  начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников – быстрее и точнее продолжить  стихотворения). ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Кому принадлежат эти слова: “В этом романе…есть что­то неразгаданное”? 2. Многие критики после выхода в свет романа создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов  изобразил себя. Как ответил сам автор в романе на этот вопрос? (“Герой нашего времени” ­ это портрет,  составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.) 3. Кто и когда сказал эти слова: “Я прочел “Героя…” до конца и нахожу вторую часть отвратительною,  вполне достойную быть в моде. <…> Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту  историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени…но в этом романе  капитан являлся как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был неспособен  провести до конца этот благородный и простой характер и заменил его жалкими, очень  малопривлекательными личностями… Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою  голову, если это возможно…” (Такими словами напутствовал Николай I поэта, сосланного на Кавказ, 1840 г.) ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. В предисловии к изданию “Героя нашего времени” на английском языке переводчик Владимир Набоков  заметил: “…Весь фокус…композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина,  пока он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых”. Какие особенности  композиции подтверждают этот тезис? (Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести  “Бэла” (рассказчик Максим Максимыч), в повести “Максим Максимыч” (рассказчик – автор), в журнале  Печорина ­ автопортрет героя.) 2. В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Бэла”, “Фаталист”, “Максим Максимыч”.) 3. В предисловии к “Журналу Печорина” автор пишет: “Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из  Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…” Чему обрадовался автор? (Смерть Печорина  давала право печатать записки.) ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса: 1. Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу? (Это герои разных повестей.) 2. Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе? (В Тифлисе не служил.) 3. На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Не общались.) ВТОРОЙ ТУР Вопросы для розыгрыша второй тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны  начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников – быстрее и точнее продолжить  стихотворения) ВОПРОСЫ 1 ЭТАПАОбъясните значение слов. “И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.” (Ундина – в средневековых сказках дух воды, русалка.) “За нею шел человек с большими усами, в венгерке*, довольно хорошо одетый для лакея”. (Венгерка – куртка с  нашитыми на груди поперечными шнурками, какие носили венгерские гусары.) “Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо “оказия”* еще не пришла”. (Оказия – благоприятный  случай для путешествия, поездки вместе с военным отрядом.)  ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА За что Максим Максимыч получил два чина при генерале Алексее Петровиче Ермолове? (За дела против  горцев.) Назовите воинские звания каждого персонажа. (Печорин ­ прапорщик, Максим Максимыч – штабс­капитан,  Вулич ­ поручик, Грушницкий – юнкер, Василий Петрович С*** ­ майор.) В повести “Бела” герой высказывает отрицательное суждение о чеченцах следующими фразами: “Жалкие  люди!”, “Преглупый народ!”. Назовите этого героя. Согласны ли вы с ним? (Максим Максимыч.) ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА Повесть “Бела” начинается фразой: “Я ехал на перекладных из Тифлиса…” Где находится Тифлис? (В Грузии.) Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести “Княжна Мери”?  (Пятигорск.) “Тамань” ­ так называется одна из повестей. А где находится Тамань? (“Тамань ­ самый скверный городишка из  всех приморских городов России”.) ТРЕТИЙ ТУР Вопросы для розыгрыша третьей тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны  начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников – быстрее и точнее продолжить  стихотворения) ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Кому принадлежат эти высказывания? Обоснуй свою точку зрения. 1. 2. “Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком  отвратительным фарсом”. (Грушницкий.) “Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком  нелепой мелодрамой”. (Печорин.) 2. Несчастная любовь Печорина и Веры основана на реальных фактах. Назовите прототипов этих героев.  (Лермонтов и Варвара Лопухина.) 3. Каким образом Грушницкий запечатлел в памяти день встречи с Мери? (Заказал серебряное кольцо с  чернью. Мелкими буквами на внутренней стороне было вырезано имя Мери и рядом число дня, когда она  подняла стакан.) ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. Диалог между Печориным и Грушницким. ­ Я уверен, ­ продолжал я, ­ что княжна в тебя уж влюблена.  Он покраснел до ушей и надулся.  О самолюбие! Ты рычаг, которым…хотел приподнять земной шар… Кто говорил, что рычагом можно поднять земной шар? (Архимед – математик и механик Древней  Греции.) “Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине,  если б его секунданты не поддержали. ­ Берегитесь! – закричал я ему, ­ не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!”. А  что случилось с Юлием Цезарем? (Он шел в Сенат. По пути споткнулся и упал. В тот же день он был убит заговорщиками. Падение истолковали как дурное предзнаменование.) 2.3. “Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы  начали хохотать…” Кто такие римские авгуры? (Римские авгуры ­ в Древнем Риме жрецы­гадатели,  предсказывающие будущее. По словам Цицерона, авгуры при гадании смотрели друг на друга,  подсмеиваясь над легковерием людей.) ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА “Однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно”. Так начинается  “Пиковая дама” А.С.Пушкина. В какой именно повести есть похожая сцена? (“Фаталист”.) Повесть “Княжна Мэри” имеет вид дневниковых записей. Сколько времени длятся события, описанные в  повести? (Чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня.) Описание пейзажа: “Холм, покрытый пеленою снега; мимо его вела едва­едва заметная дорога, по которой  проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом”. Какая гора так живописно изображена  М.Ю.Лермонтовым в романе “Герой нашего времени”, а в 1837 г. запечатлена на картине? (Крестовая гора.) ФИНАЛ Вопросы для розыгрыша финалистов (участникам раздаются карточки, на которых написаны предложения из  романа “Герой нашего времени” с пропущенными орфограммами и пунктограммами, задача участников: (1).  ответить на вопрос, (2). быстрее и точнее вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания) ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА Какое прозвище дала молодежь доктору Вернеру? (Мефистофель.) При описании Грушницкого автор отмечает одну деталь, которая свидетельствует о храбрости персонажа.  Какая это деталь? (Георгиевский солдатский крестик.) Какой персонаж “Героя нашего времени” по характеру напоминает пушкинского Германа из “Пиковой дамы”?  (Вулич.) ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. Кем, по мнению Герцена, Печорин приходится Онегину? (Младшим братом.) Что их объединяет? (Они –  “лишние” люди.) 2. Жизнь Печорина до приезда на Кавказ не отражена на страницах романа. Неясны причины, которые  привели героя из Петербурга на юг. Доктор Вернер так говорит: “Кажется, ваша история там (в  Петербурге) наделала много шума”. Как вы думаете, что это за история? Какое отношение она имеет к  пребыванию Печорина на Кавказе? (Дуэль.) 3. Какие правила были нарушены при проведении дуэли между Грушницким и Печориным? (Дуэль –  страшный способ решения споров, единственное его достоинство в том, что он предполагает честность  обеих сторон. Дуэль в “Княжне Мери” ­ бесчестный заговор драгунского капитана. Цель заговора –  представить Печорина трусом. Во время проведения дуэли были нарушены следующие правила: а) секунданты до дуэли должны попытаться примирить дуэлянтов, но драгунский капитан нарушил этот закон,  доктор Вернер – выполнил; б) драгунский капитан сам зарядил пистолет Грушницкого, но не зарядил пистолет Печорина; в) изменение условий дуэли во время ее проведения (Печорин перед своим выстрелом просит доктора  перезарядить пистолет, что снова противоречит правилам дуэли; Печорин же настаивает на еще более жестких  условиях: каждый из противников должен стать на краю площадки, чтобы тот, кто будет ранен, полетел вниз и  разбился.) ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА В приведенных ниже фрагментах романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” звучат отголоски  произведений других русских писателей. Назовите эти произведения и их авторов. 1. “В это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках,  кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским” (А.С.Грибоедов “Горе от ума”,  реплика Чацкого: “Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским.”)2. “Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь.  Но смешивать два эти ремесла Есть тьма охотников – я не из их числа”. (А.С.Грибоедов “Горе от ума”. Чацкий: “А смешивать два эти ремесла  Есть тьма охотников ­ я не из их числа”.) 3. Печорин:  “Все, что я говорю о них, есть только следствие  Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет”. (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.)  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА ЖЮРИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны разгаданы сегодня,  впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы еще не раз обратитесь к произведениям нашего  великого земляка и откроете для себя что­то новое. И пусть Меняют русла и теченья реки, Меняются названья городов, А Лермонтов есть Лермонтов навеки, Ровесник новых и былых годов. <…> Поэта время отнесло далеко, Но нет нигде – ни рядом, ни вдали – Для слова русского такого срока, Чтобы стереть его с лица земли.

Посмотрите также