Водопьянова Т.М. МАОУ № 29 Липецк
Общая информация: «Музыка» 5 класс.
Тема: «Взаимосвязь музыки с другими видами искусства – литературой, ИЗО. Выразительные свойства музыкального языка»
Цель: (для учителя): формирование устойчивых предметных учебных навыков, личностных и коммуникативных результатов в процессе игровой деятельности учащихся на уроке музыки: закрепление понимания значения средств музыкальной выразительности и умения это применять на практике, умение сравнивать их с арсеналом возможностей других видов искусства.
Цель (для учащихся): обучение секретам работы музыкального режиссера при выборе музыки для озвучивания персонажей спектакля «Золотой ключик» по сказке А.Толстого.
Трудоёмкость: 15 минут
Аннотация для ученика:
Сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с детства знали бабушки и дедушки, мамы и папы сегодняшних малышей. История деревянного мальчика и его друзей не раз была снята в кино и мультфильмах, где звучит много музыки, есть песни и танцы. Попробуем экранизировать или сыграть на сцене «Буратино» еще раз. Для этого придумаем, как должны звучать музыкальные темы - характеристики персонажей нашего фильма, спектакля, их называют лейтмотивами. Такие яркие музыкальные темы часто звучат при появлении персонажа, музыка передает характер, манеру говорить, особенности мимики, жестов. Вы можете сделать свои описания музыки и подобрать другие примеры в классической и современной музыке! Не нужно брать на веру подобранные другими учащимися музыкальные характеристики, думайте, спорьте, выдвигайте свои предложения! Вот одно из них: давайте попробуем, что будет, если все герои сказки поменяются своими лейтмотивами, например, Мальвина и Карабас, Пьеро и Буратино. Задавайте себе вопросы: почему среди инструментов нет балалайки или органа, почему у Тортиллы предполагается ритм вальса, а у Карабаса – марш? А как бы звучал ваш музыкальный портрет или лейтмотивы других участников игры, почему? Кто бы из героев «Золотого ключика», если бы попал в наше время, сумел бы читать рэп и танцевать хип – хоп?
Игра «Помогите звукорежиссеру» поможет вам в игровой форме освоить и закрепить несколько музыкально - теоретических понятий: взаимосвязь литературного произведения и музыки, роль различных средств музыкальной выразительности в создании звукового портрета героя. Вам станет понятно, что общего и отличного между портретами в динамичных видах искусства (литература, музыка) и статичным изображением в живописи, скульптуре, фотографии. В ходе игры можно научиться приемам, которые могут быть с успехом использованы в практике ваших занятий в театральных коллективах, при озвучивании авторских фильмов, в навыках понимания себя и окружающих, в ходе бытового общения. Для достижения результата вам придется анализировать, сравнивать, слушать и оценивать мнение своих одноклассников, что поможет вам стать дружной командой. Вы не только вспомните замечательную книгу о Буратино и его друзьях, музыку А.Рыбникова из мюзикла о нем - в процессе игры у вас улучшится зрительная память, логическое мышление, мелкая моторика. Позже можно самостоятельно сделать необходимые наборы карточек (игровых полей) по самым разнообразным темам и фишек с различными изображениями. Например, очень удобно использовать этот прием при изучении таких тем, как «Виды оркестров», «Инструменты симфонического оркестра», «В музыкальном театре. Опера. Балет. Мюзикл». На каждой карточке находится несколько изображений, а на каждой из фишек помещается текстовый фрагмент, который соответствуют одной из картинок на карточек.
Наглядные материалы: 1. Карточки (По количеству игроков, возможно добавление необходимого количества карточек)
,
2.Фишки : А. «Словесное описание персонажа»
Мужчина с золотыми руками, он вырезает мальчика из волшебного полена
Плут и обманщик и пройдоха, хитрец и интриган
Самый мудрый персонаж. Она милая, добрая и неторопливая
Симпатичная девочка, любит чистые руки и аккуратные тетрадки
Собака, которая показала, что пудель, это реально самая умная порода
Веселый мошенник, продавец пиявок
Это жуткий непоседа, наивный и прямой, как поленце. Постепенно учится жить
Его боятся все и вся. Этот злодей ужасен и беспощаден
Напарница кота, похожа на своего друга кота, только в ней еще есть и женское коварство
Очень глубокий и меланхоличный персонаж кукольного театра, грустный арлекин, не умеющий смеяться
Фишки Б. «Угадайте персонаж по описанию музыкального портрета»
Ссылки на треки А.Рыбникова «Приключения Буроатино»:
Песня папы Карло: https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE,
Шарманка:
https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
Буратино:
https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
Песня Дуремара:
https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
Песня Пьеро:
https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
Песня Тортиллы:
https://zvooq.pro/tracks/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B
Песнь Карабаса:
https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
Песня Базилио и Алисы:
https://zvooq.pro/tracks/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE
Песня Мальвины: https://zaycev.net/pages/23668/2366836.shtml
Описание деятельности учащихся по достижению образовательной цели, поставленной в задании
Описание хода игры «Помогите звукорежиссеру» (Музыкальное лото)
Каждый из игроков получил:
1.Карточку с портретами нескольких персонажей «Золотого ключика» (Варианты: «Незнайки», «Чипполино», «Гостьи из будущего» или оживших персонажей картин - «Опять двойка» или «Садко у морского царя» и т.д.)
2.Фишку А «Словесное описание персонажа», Фишку Б.«Описание музыкального портрета»
3. Для проверки правильного ответа - ссылка на прослушивание трека – лейтмотива героя.
Ведущий организует последовательность ответов игроков (можно, по ходу солнца), которые зачитывают текст очередной «фишки».Сначала по кругу читаются Фишки А, чтобы определиться с портретами персонажей. Затем проводится игра второго круга с Фишками Б. Участники игры оценивают предложения своего товарища. Побеждает тот игрок, который первым подберет описания музыки для всех персонажей своей карточки, и докажет участникам игры правильность ответов. В заключительной части работы можно выбрать каждому игроку роль одного из персонажей и попробовать произнести реплику на фоне подобранного трека и передать характер героя.
Форма предоставления результата: ответ на вопрос
Рубрикатор: ответ считается правильным, если выбранные средства музыкальной выразительности соответствуют характеру персонаж
(один из вариантов ответа)
Муз. средства |
Папа Карло |
Буратино |
Мальвина |
Пьеро |
Артемон |
Тортилла |
Дуремар |
Базилио |
Алиса |
Карабас |
|
Мелодия |
Ровная |
Скачками |
Плавная |
Нисходящая |
Изменчивая |
Плавная |
Плавная |
Плавная |
Скользящая |
Жесткая |
|
Лад |
Мажор |
Мажор |
Минор |
Минор |
Мажор |
Минор |
Мажор |
Минор |
Мажор |
Мажор\ минор |
|
Ритм |
Спокойный |
Неровный |
Танца |
Серенады |
Четкий |
Вальса |
Танца |
Синкопированный |
Танца |
Марща |
|
Темп |
Умеренный |
Быстрый |
Медленный |
Медленный |
Умеренный |
Медленный |
Быстрый |
Оживленный |
Оивленный |
Умеренный |
|
Тембр |
Шарманка |
Флейта |
Фортепиано |
Скрипка |
Труба |
Виолончель |
Саксофон |
Кларнет |
Гобой |
Туба |
|
Регистр |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Низкий |
|
Динамика |
Тихая |
Громкая |
Тихая |
Тихая |
Громкая |
Тихая |
Громкая |
Тихая |
Тихая |
Громкая |
|
Интонация |
Добрая |
Взволнованная |
Капризная |
Плачущая |
Резкая |
Задумчивая |
Пафосная |
Вкрадчивая |
Приторная |
Уверенная |
|
Названия универсальных компетентностей, развитию которых способствуют предлагаемые задания:
«Решаю проблемы (задачи)» – универсальные компетентности, связанные с эффективным разрешением сложных задач, проблемных ситуаций. Взаимодействие с другими «Действую в команде» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией совместной деятельности с другими людьми;
«Понимаю других» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием других людей (их эмоций, намерений, поведения).
Взаимодействие с собой «Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений);
«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности, самостоятельной работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.