Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Лекции
docx
математика
Детсад
29.07.2020
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
В средней группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Занятия проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятия- 20 минут. Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей.
проект 3.docx

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

И.Н.Бактыбаева , воспитатель

В средней группе продолжается работа по формированию  элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Занятия проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятия- 20 минут. Структура занятия определяется  объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения  соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей.

Изучение нового материала включает три вида работ-1. показ и объяснение нового задания, демонстрация образца, дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания 2. Некоторые дети выполняют индивидуально задания под непосредственном  контролем воспитателя, остальные слушают, дополняют, отвечают на вопросы.3. Дети самостоятельно работают с раздаточным материалом., овладевая новыми умения и навыками. За шестиместные столы усаживают не более 4 детей, они работают за столом либо лицом к педагогу, либо боком, но ни в коем случае не спиной, так как при проверке воспитатель постоянно привлекает внимание детей к образцу, к различного рода наглядных пособий.

Дошкольники усваивают небольшой количество математических терминов: названия геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), элементами фигур ( угол, сторона), вычислительных действий (прибавить, вычесть, получиться, равняется). На занятиях по математике используют наглядно- действенные приемы обучения (установление соответствий  между численностью множеств, счета), побуждают  к самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов (почему круг катиться, а квадрат нет?) Пояснение должны отличаться краткостью и четкостью.  Такие слова как  количество, число, фигура, педагог начинает употреблять  в работе с детьми  средней группы, но не стремиться к тому, чтобы дети ими пользовались. Недопустимо употребление непонятных слов и выражений ( множество, совокупность, диагональ). Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешая друг, другу, доводить дело до конца. На вопросы, обращенные к группе, они учаться отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»- формулирует данное требование педагога. А также педагог прибегает и к хоровым ответам. «Давайте все вместе сосчитаем». Дети поддерживают  порядок в ходе работы, на первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных набор, а после второго квартала- на общих подносах. Ребята учаться совместно  пользоваться пособиями, брать счетный материал, обмениваться им в ходе работы.

           Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях  игровых методов и приемов.       

Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов:

принципа сознательности и активности,

принципа доступности и индивидуализации,

принципа систематичности и последовательности,

принципа научности,

принципа связи с жизнью,

принципа развивающего обучения,

принципа наглядности.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.

2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми усилиями.

Воспитательные:

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека  (Л.А.Гордон).

Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы вызывать у детей желание работать.

Рассмотрим методические  основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;     

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий.

На занятиях  можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.   

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.

Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась конфетка, рыбка и др.

Пальчиковые игры  с математическим содержанием обычно находят применение после заданий на карточках.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.

Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.

Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

В процессе работы  я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного.

Игра «Прятки»

Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать. Я  даю словесную инструкцию, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы. 

Палочки Кюизенера.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной "цветной алгеброй". Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа.

С помощью составления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).

Детям можно предложить следующие упражнения: "Назови число — найди палочку", «Строим из палочек пирамидку», «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20», из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки и множество других упражнений.

Логико-малыш.  

В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие, придуманное немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком.

 Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек по разным темам: математика, развитие речи, психология, мир природы, бытовая культура, ОБЖ, география. Каждый комплект содержит 8 иллюстрированных карточек по конкретной теме. Комплекты карточек выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп. Карточки по конкретному направлению развития сохраняют последовательность и преемственность в изложении материала как в отдельном комплекте, так и между различными комплектами карточек для разных возрастных групп, что обуславливает их оптимальное применение в учебном процессе детского сада, лицея или в семье.

Ребенок поочередно вставляет карточки в планшет и, передвигая фишки, отвечает на поставленные вопросы - подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс и т.д.). Детям очень нравится передвигать эти фишки, при этом тренируется мелкая моторика ребенка, что немаловажно! Оборотная сторона содержит ответы для самопроверки – если цвет фишки Планшета и цвет кружочка с «ответом» напротив этой фишки совпали – значит, ответ был да верно. Так же она содержит дополнительные вопросы и темы бесед по иллюстрации. 

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве можно использовать игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур

Пользуется интересом у детей младшего возраста игра «Окошечко».  Используется в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности.  С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.

Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

Технологическая карта ОУД

Образовательные области: Познание

Раздел: Формирование  элементарных математических  представлений

 Тема: «Какой по счету?» «Который?»

Программное содержание:

Образовательная задача: учить детей двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вправо-влево, встать между предметами).

Развивающая задача: закреплять представления о порядковом счете, умение правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Который?». Продолжать учить считать предметы в пределах 5, относить последнее числительное ко всей группе, (например: всего 5 мячей).

Воспитательная задача: воспитывать умение общаться друг с другом.

Оборудование: две игрушки. По 5 предметных картинок.

Словарная работа: встать между предметами, «Какой по счету?», «Который?».

Билингвальный компонент: один - бір, два – еке, три – үш, четыре–төрт, пять – бес, левый - сол, правый – оң.

                               Ход занятия

Утренний круг.

Дети, за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Пожелаем всем добра,

Скажем добрые слова...

В гости к детям приходит кукла Сауле. Она здоровается с детьми и проявляет желание остаться на занятии, чтобы узнать что-то новое. Воспитатель, приглашает Сауле остаться. Игра «Слушай команду и выполняй».

Воспитатель на пол выставляет две игрушки, вызывает ребенка и дает команду:

- Сделай вперед-назад два шага.

- Сделай вправо-влево три шага.

- Встань между игрушками.

 Далее педагог повторяет эту же игру с другим ребенком и т. д.

Игра «Отгадай загадку»

Воспитатель загадывает детям загадку и вывешивает по порядку соответствующие картинки или мягкие игрушки:

Расставил Андрюшка на полке игрушки:

Рядом с мартышкой плюшевый мишка.

Рядом с лисой зайка косой.

А последняя лягушка. Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

Задает вопросы детям:

 - Какая по счету лиса? (ответы детей- третья)

- Какой по счету зайка?(ответы детей-четвертая)

- На котором по счету месте мишка?(ответы детей- второй)

- Какая по счету лягушка? ( ответы детей- пятая).

- На котором по счету месте мартышка? (ответы детей- пятая)

Физкультминутка

Бір, екі, үш,

Бойға жинап күш.

Қане қанат жазайық.

Құс боп ұшып алайық.

Дидактическая игра «Помаши платочком»»

Цель учить детей делать взмах правой рукой, в которой находиться платочек- влево, вправо, вниз, вверх.( дети выполняют движения в соответствии с заданиями).

Кукла благодарит за полученные знания, прощается и уходит.

Воспитатель подводит итог занятия:

- Дети, в какие игры мы с вами играли на занятии? ( отвечают, что – «Слушай команды и выполняй», « Отгадай загадку», « Помаши платочком».)

Круг прощания.

Біз ерекше баламыз,

Біз әдепті боламыз,

Досымызды көргенде,

Қуанып қарсы аламыз!

Ожидаемый результат

Знать: где находится правая и левая сторона.

 Иметь: представления о порядковом счете, умение правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Который?», умение общаться друг с другом.

 Уметь: двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вправо-влево, встать между предметами); считать предметы в пределах 5, относить последнее числительное ко всей группе.

             Литература:

1.Метлина Л.С. Математика в детском саду.-М.1984

2.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада, М.- 1985.

3. Методические рекомендации по проведению организованной учебной деятельности с детьми 4-5 лет. Сост. С.Л.Мадалиева.-  Шымкент: «Шикула и К» 2012


 

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Задачи: Развивающие: 1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление

Задачи: Развивающие: 1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление

На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы

На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы

Логико-малыш. В Логико-Малыш играют дети по всему миру

Логико-малыш. В Логико-Малыш играют дети по всему миру

Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи

Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи

Встань между игрушками. Далее педагог повторяет эту же игру с другим ребенком и т

Встань между игрушками. Далее педагог повторяет эту же игру с другим ребенком и т

Круг прощания . Біз ерекше баламыз,

Круг прощания . Біз ерекше баламыз,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2020