Игровые технологии на уроках русского языка
Оценка 4.9

Игровые технологии на уроках русского языка

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
20.03.2018
Игровые технологии на уроках русского языка
Представлена статья на тему Игровые технологии на уроках русского языка Игровые элементы, используемые учителем на уроках, формируют активность, самостоятельность, развивают мышление, внимание, память, речь. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса.В материале предлжены игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»                   Игровые технологии на уроках русского языка    Как   сделать   урок   интересным?   Как   привить   ученикам   любовь   к   своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. Предмет «русский язык» считается многими учениками скучным, однообразным. Для них русский язык ­ лингвистическая наука — свод пунктуационных и орфографических правил. На   уроке   они   пишут,   читают,   объясняют   орфограммы,   но   это   работа   не затрагивает их чувств. Как сложную науку «приблизить» к ученику, познание её   сделать   увлекательным   занятием?   «Игра   ­   эффективное   средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игра   ­  один   из   приёмов   преодоления   пассивности   учеников.»  (П.М.  Баев) Игра как метод обучения стимулирует умственную деятельность учащихся. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости любознательности».    Игра   —   веселое   занятие,   противопоставляющее   скуке   конструктивную и     деятельность. Игра ­ это торжество свободы, творчество человека, источник психологического   здоровья.   Игровые   элементы,  используемые   учителем   на уроках,   формируют   активность,   самостоятельность,   развивают   мышление, внимание, память, речь. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по­новому взглянуть на привычный урок. Следовательно, процесс обучения становится более эффективным.    Учитель подбирает игры, соответствующие учебно­воспитательным целям урока, доступные для данного ученика.    Игровые  формы  могут  быть  использованы  как  элемент  урока,  они  легко подбираются   по   тематическому   принципу   для   каждого   раздела   школьного курса.  Игры могут стать удобной  формой  актуализации  знаний  ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу   урока,   контроля   в   конце   учебного   занятия.  В   игровой   форме   может пройти   и   целый   урок   (можно   назвать   свои   уроки   по­разному:   уроки­ конференции,   аукционы,   диспуты,   путешествия,   сказка,   экзамены   и   т.   д.). Используя   игровые   элементы   на   уроках   русского   языка   при   изучении морфологии, учащиеся легко научатся различать части речи.   При изучении морфологии использую в е с ё л ы е р и ф м ы, стихотворения, в которых сочетания букв, схожих с названием числительного, заменяются на   Например,   задание:   (Спишите число. стихотворение в тетрадь, заменяя цифры соответствующими числительными.)   прочитайте   стихотворение. 3 – три Есть у нас 3сес3цы, У одной, что в С3жове, Вы не знаете их? Над окошком жил с3ж. Как бы мне ухи3ться С3чь она мастерица ­ Рассказать о троих? Приходи к ней, малыш! У другой, что в Ус3цах, А у третьей, в Быс3це, Никаких ус3ц нет, Быс3на на реке, Но зато осе3ну И резвятся 3тоны Подают на обед. По ночам на песке. 2 гнома Ночью шум стоял в по2ле, Там 2гнома побывали. Залезали на весы, Часто морщили носы, Но без гирь они е2ли На весах свой вес узнали!    Грамматические сказки о частях речи, используемые на уроках при изучении морфологии,   помогают   понять   грамматические   и   морфологические особенности   той   или   другой   части   речи.   Ученикам   нравится   сказка   про числительное «Кто подсчитает?»    Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А   хотите   послушать,  как   впервые   было   выдвинуто   Числительное   другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора. ­  Кто   за   это   предложение,  прошу   поднять   руку, ­  сказал   Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов. Кто­то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило: ­ Много! ­ Вы же не считали! Или вы не хотите считать? ­   Товарищ   Председатель,   ­   вступился   Глагол.   Существительное   не   умеет считать   по   порядку,   у   него   есть   единственное   число,   обозначающее   один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. ­ Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель. ­ Числительное!!! – хором выдохнул зал. Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.    Послушав   сказку,   ученики   определяют:   что   обозначает   числительное,   на какие вопросы отвечает. Учащиеся сами находят ответ, а не получают его в готовом   виде.   У   ребят   появляется   интерес   к   изучению   части   речи. Грамматическая   сказка   является   школой   мысли   для   ребёнка.   Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение нового или трудного. Использую   в   своей   практике   игровые   задания,   направленные   на фразеологизм», отработку лексико­фразеологических норм: «Собери   «Угадай­ка»,   «Собери   пословицу»,   «Кто   быстрее?»,   «Объясни   значение»,   «Географические «Замени   фразеологизмом»,   «Подбери   синонимы», названия»,   «Кто   больше»,   «Угадай   профессию»,   «Догадайся»,   «Слова   из слова». Лексико ­ фразеологические игры направлены на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса учащихся.     Игровые   задания,   направленные   на   отработку   орфографических   и пунктуационных норм: «Третий лишний», «Словарный диктант», «Диктант­ молчанка, «Математический диктант», «Цифровой диктант», «Найди пару», «Умный   редактор»,   «Вставь   букву»,   «Какой   глагол   задуман?»,   «Кто больше?»,   «По   опорным   словам»,   «Подбери   синонимы»,   «Замени   букву», «Поставь ударение», «Чередования», «Добавь мягкий знак», «Назови часть речи», «Добавь букву». Такие игровые задания развивают орфографическую зоркость, формируют умение грамотного письма, способствуют повышению качества обученности.      Микроисследования   как   одна   из   форм   реализации   игровых   технологий. Задания   этого   типа   предполагают   формирование   у   учащихся исследовательских   умений   (на   доступном   для   определенного   возрасте уровне):   работы   с   научно­популярной   литературой   и   справочниками,   с интернет   —   ресурсами,   умение   формулировать   выводы;   составлять   текст, писать   развернутый   ответ   на   вопрос   проблемного   характера   или   обычно сформулированный   вопрос,   сочинение   на   лингвистическую   тему.   («Зачем нужны словари русского языка?», «Зачем нужны запятые?»...)    Ребусы, шарады, головоломки по­прежнему достаточно часто используются на уроках русского языка. В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками.   Например,   нарисованы   нотные   линейки   и   нота   ре,   а затем бусы. Читаем: ре­бусы. А в этих ребусах зашифрованы слова, относящиеся к русскому языку(глагол, грамотность)     Шарады можно использовать при комплексном изучении русского языка. Например, Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он, И называется …     Шараду записываем, отгадываем, объясняем правописание и лексическое значение слова, составляем предложение.     Весёлые   шутки   —   стихотворения   разнообразны.   1.   Пропавшие   буквы   в весёлых стихах, в выделенных словах пропала буква — шалунья. Добавьте к слову   нужную   по   смыслу   стихотворения   букву.   Например:   «Кран   зажёгся голубой, фильм посмотрим мы с тобой» (кран­экран), «Землю роет старый кот,   под   землёю   он   живёт»   (кот­крот).   2.   Коварная   викторина   про   слова «Какой овощ носит с собой черепаха?», «Какое животное ходит во фраке?» Со словом составляются словосочетания, предложения. Ребята убеждаются в многообразии   и   богатстве   русского   языка.   Они   пробуют   сами   составлять подобные шуточные стихотворения. Незаменимы   головоломки   в   тех   случаях,   когда   детям   нужно   дать своеобразную   минутку   отдыха:   переключение   внимания,   возможность посмотреть   на   языковые   явления   под   другим   углом   зрения   –   хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.     Загадки   —   кладезь   народной   мудрости,   они   воспитывают   эстетическое чувство   учащихся.   Загадки   использую   при   изучении   морфологии, орфографии,   синтаксиса,   пунктуации.   Два   брюшка,   четыре   ушка   (назвать числительные, указать разряд). Кверху дном — полная, книзу дном — пустая (правописание наречий). Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она исчезает (правописание глаголов). Я хожу, а он остается. Дом шумит, хозяева молчат; пришли воры, хозяев забрали, а дом в окошки ушел. Не слышно ее и не   видно   ее;   стоит   заговорить   —   она   исчезает.   Когда   он   нужен,   его выбрасывают,   когда   не   нужен   —   поднимают   (синтаксис   и   пунктуация). Загадка — в начале урока — своеобразный подход к формулировке темы урока. Она может использоваться в качестве эпиграфа. Таким образом, мы делаем вывод: игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.      «Разнообразие   –   добрый   знак   хорошего   преподавания»,­   утверждал Ф.И.Буслаев.   Хочется   надеяться,   что   идеи   и   методические   решения, предложенные   учащимся,   помогут   мне   сделать   урок   русского   языка интересным,   а   в   преподавание   этого   непростого   предмета   внести разнообразие. Литература: 1 Баев П. М. « Играем на уроках русского языка». Издательство «Русский язык» Год 1989 2http://med-books.info/psihologiya-pedagogika- voennaya/osnovnyie-pedagogicheskie-idei.html

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018