И.Крылов – баснописец. Басня как литературный жанр. Музыка в баснях

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Повторение и углубление знаний учащихся о баснях Крылова; • Знакомство с понятиями “квартет”, “бас”, “альт”, “прима”, “втора” • Взаимопроникновение музыки и литературы, взаимообогащение двух видов искусств. Оборудование: Портрет И. Крылова, иллюстрация к басне “Квартет”, нарисованные инструменты. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Постановка темы и цели урока. Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов 3. Понятие басни. - Какие вы знаете литературные жанры? Басня – это тоже литературный жанр. Басни любят взрослые и дети. И я предлагаю викторину “Угадай басню”.
Иконка файла материала Музыка в баснях.doc
И.Крылов – баснописец. Басня как литературный жанр. Музыка в баснях Цели:  Повторение и углубление знаний учащихся о баснях Крылова;   Знакомство с понятиями “квартет”, “бас”, “альт”, “прима”, “втора” Взаимопроникновение музыки и литературы, взаимообогащение двух видов искусств. Оборудование: Портрет И. Крылова, иллюстрация к басне “Квартет”, нарисованные инструменты. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Постановка темы и цели урока. Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов 3. Понятие басни. ­ Какие вы знаете литературные жанры? Басня – это тоже литературный жанр. Басни любят взрослые и дети. И я предлагаю викторину “Угадай басню”. Вот то­то мне и духу придает,  Что я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки  (“Слон и Моська”) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (“Ворона и Лисица”) К несчастью, то ж бывает у людей Как ни полезна вещь, цены не зная ей, Невежа про неё свой толк всё к худу клонит, А ежели невежа познатней, Так он её и гонит (“Мартышка и очки”) А Васька слушает, да ест. (“Кот и повар”) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (“Лебедь, Щука и Рак”) Вперед чужой беды не смейся, голубок. (“Чиж и Голубь”) Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (“Зеркало и Обезьяна”) А воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”) ­ Кто автор этих басен? ( Да, Иван Крылов, но басни придумал не Крылов) 5. История возникновения басни.Басня возникла давно, когда ещё не было письменности. И первым баснописцем считают Эзопа. Эзоп жил в  Древней Греции и писал свои Басни в 5 – 6 веке до н.э. В своих баснях он говорил о недостатках людей, но  говорил не прямо, а иносказательно т.е. придавал животным, птицам черты человеческого характера. И до сих  пор язык иносказания называют Эзоповым языком. Послушаем одну из басен Эзопа “Конь и колесо”. К басням Эзопа обращались многие поэты Федром, Жан Лафонтен, Сумароков, Козьма Прутков и другие. Но  самым известным баснописцем считается Крылов т.к. его басни легки, просты и интересны. 6. Слово о И.Крылове (мальчик в цилиндре) Я, Иван Андреевич Крылов, родился в семье капитана. Самый большой драгоценностью в семье былт книги.  Отец собирал их много и тратил на них последние гроши Очень рано он начал меня обучать грамоте, вместе со  мной училась и мать т.к. она была неграмотна. Как – то раз отец взял меня в гости к богатому помещику Львову. Там было много гостей, я декламировал стихи,  играл на скрипке. Гости удивились моим способностям и говорили, что мне надо учиться. Львов предложил,  чтобы я жил у него в доме и учился вместе с его детьми. А у детей помещика Львова были французы –  гувернеру, к ним ходили учителя, которые обучали их разным наукам и я многому у них научился. Но немало обид и унижений пришлось мне пережить в барском доме. Здесь я впервые понял, что такое неравенство: учителя  относились ко мне пренебрежительно и показывали, что учат меня из жалости, да и взрослые давали знать, что  я неровня их детям. Но я упорно учился. Когда мне исполнилось 9 лет, умер мой отец, мать бросилась искать работу, чтобы не отрывать меня от учебы. Мне было 11 лет, когда я поступил на службу в Тверской суд, в чине подкалериста. Я переписывал бумаги,  разносил пакеты, чистил гусиные перья и потихоньку читал книги, за это меня ни раз бил начальник. Постепенно я начал понимать: где правда, а где ложь, как обманывают людей, что виноват бедняк, а богач всегда прав. Вскоре я уезжаю в Петербург, в надежде увидеть большой театр. И я его увидел. Природа дала мне талант, я мог стать художником т.к. прекрасно рисовал почти самоучкой я научился играть на  скрипке, позднее музыканты изумлялись моей игрой на инструменте, но я решил стать писателем. В Петербурге я выпускал журналы, даже написал оперу “Илья Муромец”, которая принесла мне успех. Но в  России все осталось по­ старому и надо было писать так, чтобы цензура не могла придраться, а смысл  произведения , чтоб был понятен всем. Меня привлекла басня. На первый взгляд это небольшой невинный  рассказ, в котором легче обмануть цензуру, если герои не люди, а звери, птицы, вещи. 7. Анализ басни “Кукушка и Петух” ­ Какое это произведение по объёму, по форме? ­ Кто герои этой басни? ­ О чём эта басня? ­ Почему Петушок, Кукушка написаны с большой буквы? ­ Какие недостатки людей высмеивает автор? ­ Какой вывод делает автор? Почитайте этот вывод басни. ­ А за что они хвалят друг друга? Понять читателю басню помогает мораль. Мораль – вывод автора, его оценка того, что он изобразил. ­ А как вы думаете, что такое басня? Попытайтесь дать определение басни. Запишем определение в тетрадь. Басню можно инсценировать и группа ребят приготовила небольшое выступление. 8. Инсценировка басни Крылова “Квартет” ­ Что называется квартетом? ­ Какие инструменты звучат в басне? ­ Какие герои участвуют в басне?Представляете какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих горе – музыкантов? А если  эти инструменты находятся в руках настоящих музыкантов, то самая разнообразная музыка = медленная и  быстрая, нежная и мужественная , печальная и радостная звучит красиво, выразительно, увлекательно. Сейчас  вы услышите “Второй квартет” А. Бородина – фр. из 3 частей. ­ Какая музыка прозвучала? ­ Сколько инструментов вы услышали? Какие? ­ Так что же нужно для того, чтобы музыка звучала красиво, гармонично? 9. Обобщение. ­ Кто первый баснописец? _ Почему басни Крылова любят дети и взрослые? ­ Что такое басня, мораль? 10. Домашнее задание. Наизусть басню “Квартет”.

Посмотрите также