Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа с текстом до чтения. – Откройте книгу на с. 185. Что сегодня мы будем читать? – Вспомните, что такое былина. – Кто будут герои этой былины? – Где мы уже встречались с именем Святогора? Перечитайте соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179. – Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается? – Оказывается, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой мериться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем, в чём его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов село, сельский. Нетрудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: «Его мать сыра земля любит». Обработка земли – работа очень тяжёлая, и всегда мечтали крестьяне о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь. Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, – это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. – Интересно, почему же странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырём? – Рассмотрите рисунок и подумайте, что может значить: его земля через силу носит? Кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец? – Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать? 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение былины нараспев учителем (пропевание).
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur55.doc
Литературное чтение Урок 55. Тема раздела: «Сказочные богатыри». Тема: Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»). Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.   2  3 Проверка домашнего задания. Выразительное чтение (рассказывание) подготовленного отрывка. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. 2  4  1  1  2  3  Работа с текстом былины. 1. Работа с текстом до чтения. – Откройте книгу на с. 185. Что сегодня мы будем читать? – Вспомните, что такое былина. – Кто будут герои этой былины? –  Где   мы   уже   встречались   с   именем   Святогора?   Перечитайте соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179. – Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается? –  Оказывается, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой мериться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем, в чём его   сила,   а   вот   другого   богатыря,   которого   вспоминают   старцы,   звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов село, сельский. Нетрудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: «Его мать сыра земля любит».   Обработка   земли   –   работа   очень   тяжёлая,   и   всегда   мечтали крестьяне о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь. Любимый   богатырь   былин   –   Илья   Муромец   –   тоже   был   крестьянским сыном,   обороняющим   родную   землю.   И   не   случайно   первый   подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, – это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. –  Интересно,   почему   же   странники   не   советовали   Илье   бороться   со Святогором­богатырём? – Рассмотрите рисунок и подумайте, что может значить:  его земля через 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  © ООО «Баласс», 2012 2силу носит? Кто на рисунке Святогор­богатырь, а кто – Илья Муромец? – Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать? 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение былины нараспев учителем (пропевание). 3. Вопросы после прослушивания: – Как встретились Илья Муромец и Святогор? – Что произошло? – Чем закончилась эта встреча? – Как называется приём преувеличения силы богатыря? (Гипербола.) 4. Чтение былины учащимися с комментированием. 1­я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый казак да Илья Муромец...» Словарная работа по ходу чтения:  зычным голосом – звонким громким голосом. – Что подумал Илья, увидев Святогора? –  Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам черниговским? (Нет. Это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья   успел   состариться:   «Старый   казак»,   «Не   ко   мне   ли   старому   да подбираешься?») 2­я часть – до слов «И поехал он да по святым горам...» – Как Илья решил разбудить Святогора? – Прочитайте, как Илья будил Святогора. – Что из этого вышло? Словарная работа (по ходу чтения). а) – Прочитать сноску. б) – Сколько это – 40 пуд? (640 кг.) предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  © ООО «Баласс», 2012 3способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. – Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман? 3­я часть – до слов «Тут Святогор­богатырь да опомнился...» – Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться? 4­я часть – до конца. Словарная работа: орда – вражеское войско (или лагерь); попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться. – Что предложил Святогор Илье? – Почему Илья не стал сражаться со Святогором? –  Что   значит  побрататься?   (Стать   побратимами,   быть   как   братья, заключить братский союз.) 5. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. –  Эта   былина   знакомит   нас   с   самым   древним   и   загадочным   героем   – Святогором. Как вы думаете, о чём говорит его имя Святогор? – Почему Илья назвал спящего Святогора чудом? –  Святогор наделён неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будит? (Вероятно, он хочет помериться со встречным своей силою.) –  С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!» Разве он сам – не русский? Что эти слова вам напоминают? (Так говорит древняя Баба­яга в волшебных сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.) –  Два   богатыря   в   былине   сравниваются   и   даже   противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него каких­либо преимуществ перед Святогором? (Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время © ООО «Баласс», 2012 4его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу – то ли палицу к небу подбрасывать, то ли встречного богатыря с конём в карман положить. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.) 6. Наблюдения над языком былины. – Интересно ли было слушать и читать былину? – А просто ли её читать? –  Почему   в   некоторых   словах   есть   удвоение   гласной:  богатырскиим, араратскиим?  (Былину исполняли нараспев, наличие долгой гласной это отражает.) –  В отличие от сказок былины не передавались из уст в уста обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах так много архаизмов – устаревших слов. Приведите примеры. –  Для   языка   былин   характерны   постоянные   эпитеты,   одинаковое построение   предложений   (параллельные   конструкции)   и   пр.   Найдите соответствующие примеры в 4­й части былины. – В то же время любая былина очень напевна, ритмична. Найдите в тексте повторяющееся словечко да, которое замедляет течение текста. Прочитайте примеры. – Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2012 5ΙΙΙ . Итог. – Что нового вы узнали о богатырях на уроке? –  Действительно,   есть   богатыри   разных   поколений,   такие   как   Илья Муромец   и   Святогор.   Илья   стоит   во   главе   богатырской   заставы, преграждающей   путь   врагам.   На   заставе   собраны   разные   богатыри.   Но любимым героем народа остаётся Илья Муромец: …Как одно­то на небе красно солнышко. А один­то на Руси Илья Муромец… – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Читать былину. Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также