Работа с текстом до чтения.
– Откройте книгу на с. 185. Что сегодня мы будем читать?
– Вспомните, что такое былина.
– Кто будут герои этой былины?
– Где мы уже встречались с именем Святогора? Перечитайте соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.
– Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?
– Оказывается, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой мериться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем, в чём его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов село, сельский.
Нетрудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: «Его мать сыра земля любит». Обработка земли – работа очень тяжёлая, и всегда мечтали крестьяне о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.
Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, – это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.
– Интересно, почему же странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырём?
– Рассмотрите рисунок и подумайте, что может значить: его земля через силу носит? Кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?
– Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать?
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение былины нараспев учителем (пропевание).
Литературное чтение
Урок 55.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение (рассказывание) подготовленного отрывка.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 4 1 1 2 3
Работа с текстом былины.
1. Работа с текстом до чтения.
– Откройте книгу на с. 185. Что сегодня мы будем читать?
– Вспомните, что такое былина.
– Кто будут герои этой былины?
– Где мы уже встречались с именем Святогора? Перечитайте
соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.
– Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?
– Оказывается, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не
стоило силой мериться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем, в чём
его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали
Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов село, сельский.
Нетрудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда
говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: «Его мать сыра земля
любит». Обработка земли – работа очень тяжёлая, и всегда мечтали
крестьяне о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.
Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским
сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг,
который совершил Илья Муромец после своего исцеления, – это корчёвка
пней и расчистка поля для пашни.
– Интересно, почему же странники не советовали Илье бороться со
Святогоромбогатырём?
– Рассмотрите рисунок и подумайте, что может значить: его земля через
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
© ООО «Баласс», 2012
2силу носит? Кто на рисунке Святогорбогатырь, а кто – Илья Муромец?
– Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать?
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение былины нараспев учителем (пропевание).
3. Вопросы после прослушивания:
– Как встретились Илья Муромец и Святогор?
– Что произошло?
– Чем закончилась эта встреча?
– Как называется приём преувеличения силы богатыря? (Гипербола.)
4. Чтение былины учащимися с комментированием.
1я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый казак да Илья
Муромец...»
Словарная работа по ходу чтения:
зычным голосом – звонким громким голосом.
– Что подумал Илья, увидев Святогора?
– Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал
служить Владимиру, после помощи мужичкам черниговским?
(Нет. Это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что
Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да
подбираешься?»)
2я часть – до слов «И поехал он да по святым горам...»
– Как Илья решил разбудить Святогора?
– Прочитайте, как Илья будил Святогора.
– Что из этого вышло?
Словарная работа (по ходу чтения).
а) – Прочитать сноску.
б) – Сколько это – 40 пуд? (640 кг.)
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
© ООО «Баласс», 2012
3способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?
3я часть – до слов «Тут Святогорбогатырь да опомнился...»
– Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?
4я часть – до конца.
Словарная работа:
орда – вражеское войско (или лагерь);
попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.
– Что предложил Святогор Илье?
– Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
– Что значит побрататься? (Стать побратимами, быть как братья,
заключить братский союз.)
5. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.
– Эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем –
Святогором. Как вы думаете, о чём говорит его имя Святогор?
– Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?
– Святогор наделён неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его
будит? (Вероятно, он хочет помериться со встречным своей силою.)
– С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит:
«Ох, как больно русски мухи кусаются!» Разве он сам – не русский? Что
эти слова вам напоминают? (Так говорит древняя Бабаяга в волшебных
сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.)
– Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются.
Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него какихлибо
преимуществ перед Святогором? (Преимущество Ильи перед Святогором
состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он
живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время
© ООО «Баласс», 2012
4его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между
жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу – то ли
палицу к небу подбрасывать, то ли встречного богатыря с конём в карман
положить. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья
Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И
для этих подвигов силы у Ильи достаточно.)
6. Наблюдения над языком былины.
– Интересно ли было слушать и читать былину?
– А просто ли её читать?
– Почему в некоторых словах есть удвоение гласной: богатырскиим,
араратскиим? (Былину исполняли нараспев, наличие долгой гласной это
отражает.)
– В отличие от сказок былины не передавались из уст в уста обычными
людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В
результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их
сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах так много
архаизмов – устаревших слов. Приведите примеры.
– Для языка былин характерны постоянные эпитеты, одинаковое
построение предложений (параллельные конструкции) и пр. Найдите
соответствующие примеры в 4й части былины.
– В то же время любая былина очень напевна, ритмична. Найдите в тексте
повторяющееся словечко да, которое замедляет течение текста.
Прочитайте примеры.
– Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
© ООО «Баласс», 2012
5ΙΙΙ
. Итог.
– Что нового вы узнали о богатырях на уроке?
– Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья
Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы,
преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но
любимым героем народа остаётся Илья Муромец:
…Как одното на небе красно солнышко.
А одинто на Руси Илья Муромец…
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Читать былину.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
6