Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Имена существительные, имеющие форму только множественного числа..docx

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

(Cлайд 1)

Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. (Слайд 2)

Задачи.                                                                                                                      Научить образовывать трудные формы множественного числа и употреблять эти существительные в речи.                                                                              Способствовать расширению словарного запаса учащихся.                                  Развивать речь учащихся.                                                                                                Воспитывать  у учащихся чувство  толерантности. (Слайд 3)

ХОД УРОКА

 (Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

– Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино». Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)

(Слайд 4)

– В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают,  что это невозможно)
 Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.

Объяснение нового материала

Работа с записью на диске – медиаурок. (Для открытия программы необходимо  подключиться к  Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)

В итоге получается следующая таблица:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

бутсы
ножницы
ворота

жмурки
переговоры
выборы

Дрожжи
чернила
очистки

Сумерки
будни
каникулы

–  Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение. (Слайд 6)

 Физкультминутка

Закрепление нового материала

1) На  экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена  существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)

4) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова – отгадки должны соответствовать теме нашего урока.

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) (Слайд 9)
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд 10)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд 10)
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) (Слайд 11)
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд 12)

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа» Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.

– Ребята, скажите, какой период времени во время учебного года вам нравится? (каникулы)
– Давайте составим со словом «Каникулы» синквейн:

Каникулы
Веселые   Долгожданные
Наступают  Веселят  Помогают
Скоро наступят долгожданные каникулы
Праздник                                                                                                                                 Итог урока

На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них.  (Слайд 13)

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)

Домашнее задание (Слайды 15-16)

Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.


121


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также