Душкина Вера Николаевна
МОУ «Межозерная СОШ»
Методические разработки уроков русского языка
в 6 классе по теме
«Имя прилагательное».
(УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.)
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Урок 1.
Тема: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.
Цели: обучающая - актуализировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;
развивающая – формировать умение отличать имя прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки им.прил.(род, число, падеж, полную/краткую форму); навык правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме; развивать орфографическую зоркость; находить грамматические и речевые недочёты, исправлять их; навык синтаксического разбора предложения.
воспитывающая – бережное отношение к природе; умение ценить её красоту; навык самоконтроля и взаимоконтроля, умение лояльно высказывать своё мнение.
Оборудование: АРМ, таблички со словарными словами, презентация «Имя прилагательное».
Ход урока.
№ и цель этапа урока |
наглядность |
время |
Деятельность учителя |
ЗУН, формируемые у учащихся |
4. Тренировочные упражнения. Формировать умения отличать имена прилагательные от других частей речи, определять их грамматические признаки
|
доска
Таблички со словами
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
1
4
1
1
3
5
2
3
10
1 9
2
|
- Здравствуйте, рада вас сегодня видеть красивыми, нарядными и, конечно, как всегда любознательными. - Какая часть речи помогла мне так точно вас описать, кто заметил? (прилагательное)
- Давайте вспомним словарные слова - имена прилагательные.(диктуют слова ученику, работающему у доски, записывают в тетрадь. Проверят другой ученик, ему тоже ставится оценка за проверку. Остальные, поменявшись тетрадями проверяют работу соседа, ставят оценку.) 3. – Запишите 2 новых словарных слова, которые вы должны будете выучить: иссиня-чёрный, изжелта-красный -Какие буквы мы должны запомнить, что необычного в написании этих слов? Какое отношение эти слова имеют к теме нашего сегодняшнего урока, обоснуйте своё мнение. 4. Беседа: - О какой части речи идёт речь?(Имени прилаг.) - Итак, тема звучит так «Повторение изученного об имени прилагательном».Что вы помните об этой интересной части речи? - Какова цель нашего урока, сформулируйте её.(Вспомнить грамматические признаки им.прил., учиться узнавать эту часть речи, обогащать речь с помощью прилагательных. ) 5. Самостоятельная работа - Перед вами один из прелестных уголков нашей потрясающе красивой природы. Какие чувства вызывает у вас эта картина? Подберите как можно больше прилагательных, передающих описание, впечатление от этого вида природы (задание даётся на 2 минуты. Спрашиваются 2 ученика, написавшие наибольшее количество прилагательных, они читают по очереди, затем предлагается остальным дополнить непрозвучавшими прилагательными)
6. Работа в парах - Для чего нужны прилагательные? Какую они несут службу в нашем языке? (делают речь образнее, интереснее, служат для описания чего-либо или кого-либо). Давайте прочитаем выразительно текст. Оцените, он вам нравится? Чего не хватает этому тексту? (отсутствуют прилагательные, чем очень обедняют высказывание). Исправьте недочёт. (Слушается несколько вариантов, обсуждаются «удачные находки», далее сравнивают с авторским текстом). - Скажите, а какие «удачные» находки вы видите у автора этого текста? Как называется этот приём в литературе? (Эпитет). 7. Упражнения.
- В тексте найдите словосочетания прил.+ сущ., определите род, число, падеж. Кто помнит, как у прилагательного можно определить эти признаки? (по существительному, от которого зависит прилагательное. Задние выполняется под диктовку желающих ответить).
- образовать от данных существительных словосочетания: прилагательное (из 1-го существ.) + существительное. ( выполняется по цепочке). 8. Творческая работа - Используя словосочетания, которые у вас получились, составьте 2 сложных предложения (для слабых уч-ся) или небольшой рассказ(для сильных уч-ся.). Какое название вы можете дать своему рассказу, о чём будете писать. (Слушается несколько работ, выбирается рецензент на каждую работу, который говорит, что понравилось, а что бы он изменил в прослушанном тексте ) - Поделитесь своими «находками». Кому в своём сочинении удалось использовать эпитеты? (зачитывают примеры) 9. Физкультминутка (массаж для глаз). 10. – Что это за предложения?(поговорки). Очень часто прилагательные встречаются в народном творчестве. Ими особенно богаты пословицы, поговорки, загадки. Вам нужно списать эти поговорки, полные прилагательные заменить краткими.(1-ый делают под диктовку, дальше выполняют самостоятельно) Какими членами предложения будут краткие прилагательные? (сказуемые) (Пока проверяем упражнение 1 ученик идёт к доске делать синтаксический разбор 4 предложения) -Какие орфограммы вы видите в этих пословицах? (соревнование по рядам «Кто больше?») 11.Домашнее задание. - письменная часть на выбор.
- Чему вы учились на уроке? (обобщает сильный уч-ся) 12.Ответ по опорным словам (слабый уч-ся) |
- отличать прилагательные на слух
- знание словарных слов - навык взаимопроверки
-разв. орфогр.зоркости -ум. обосновательно доказывать своё мнение, ум анализировать
- нав. Устного высказывания на лингвистическую тему. - ум ставить перед собой цель работы
- ум. использовать прилагательные в речи - воспит. чувства прекрасного,
- нав. выразительного чтения, чтения- понимания - расширение активного лексического запаса - ум. слушать и корректировать написанное
- ум. определять грамматические признаки прилагат. -ум. видеть словосочетание и выделять в нём главное слово
- ум. образовывать прилагательные от существительных -развитие творческого воображения - ум. определять тему тескта, глав. мысль - ум. излагать мысли в письменной форме - ум. совершенствовать, редактировать собственные и чужие тексты. - ум. различать полные и краткие прилагательные. - знание синтаксической роли кратких и полных прилагательных -нав. синтаксического разбора - разв. орфогр.зорк.
- нав. связного высказывания на лингвистическую тему. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.