Имя прилагательное как часть речи- 6 класс
Оценка 4.8

Имя прилагательное как часть речи- 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
05.01.2017
Имя прилагательное как часть речи- 6 класс
презентация, которая поможет провести урок
Публикация является частью публикации:
Войнич Т.А - сценарий интегрированного урока.doc

1.сценарий урока: фамилия, имя, отчество педагога, должность и место
работы; направление конкурса; тема и тип урока; класс; цели и задачи урока;
оборудование; этапы и ход урока; деятельность педагога и обучающихся
(воспитанников);
2.пояснительная записка к уроку: фамилия, имя, отчество педагога, должность
и место работы; направление конкурса; тема урока; программа, используемая в 
работе; автор учебника (УМК), раздел учебника; учебная нагрузка; краткая
характеристика класса (количественная, социальная, психологическая);
технологии и методики, применяемые на уроке; активные формы обучения;
анализ результатов урока;
3.приложения: материалы по методическому обеспечению образовательных
технологий (презентация к уроку, графики, рисунки, таблицы и др.); описание
используемых современных технологий и методов; описание организации
творческой деятельности обучающихся (воспитанников); методики оценки
эффективности урока;
4.рецензия на урок заместителя директора или методиста: анализ урока,
описание эффективности применения используемых современных
образовательных технологий и методов, оценка деятельности педагога и 
обучающихся (воспитанников), результативность урока.

 

Фамилия,имя,отчество педагога

Войнич Татьяна Альбертовна http://uld11.mycdn.me/image?t=0&bid=665758362297&id=665758362297&plc=WEB&tkn=MAXIr7JJy7Rr30l_JdDE8C09bjc

Должность и место работы

Учитель русского языка и литературы,МБОУ Комсомольская СОШ

Направление конкурса

Гуманитарное

Тема и тип урока

Имя прилагательное как часть речи.

Класс

5

Цели и задачи урока

 

 

создание условий для систематизации полученных в начальной школе  сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся.

 - восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятие о роли прилагательных в речи;

 - развивать  умения  анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного.

Оборудование

компьютер учителя, мультимедийный проектор.

 

 

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать  и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- различать полную  и краткую форму прилагательных;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;

- знать, что такое эпитеты и уметь их подбирать .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции;

   - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

   Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

 

 

 

Структура урока

Этапы урока

Задачи

1.      Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

2.      Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.

Отработка умения находить имена прилагательные, определять их морфологические признаки.

3.      Построение проекта выхода из затруднения

Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного. Развитие умения извлекать необходимую информацию, анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

  1. Самостоятельная работа.

Выполнение учащимися тестирования по первичному закреплению материала  на ноутбуках ( с самопроверкой). Оценка успешности достижения цели.

  1. Физкультминутка для глаз.

6.      Включение в систему знаний и повторение.

Совершенствование умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных-эпитетов.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями.

  1. Домашнее задание

Выбор домашнего задания в соответствии с полученными результатами освоения темы.

 

 

 

 

 

     ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

 -  Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас присутствуют гости.  Запишите в тетрадях число, классная работа

Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?

Слайд 1. Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика)

С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)О какой части речи пойдёт речь?

Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи».

 Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?

(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.)

Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах).  На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Учитель:  Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

  Учитель: К какой части речи  относятся выделенные слова?

Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

ВЫВОД – вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

Отвечают на вопросы

 

Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока.

  УУД

 

 

Метапредметные :

 

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

 

 

 

 

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

личностные:

-положительное отношение к учению;

 

 

 

познавательные: осознавать познавательную задачу

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Разберите слово по составу.

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

 

Слайд

 

А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите (приложите) имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ.

Определить род, число, падеж у первого и последнего словосочетания

 КАФЕ, КОФЕ, КОЛЬРАБИ, ТЮЛЬ, РОЯЛЬ

ВЫВОД - сочетается с именами существительными

 Выполняют упражнение устно.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят мультимедийную презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других;

 

 

 

Слайд  Задание.

- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются.

Умная с…бака ре…ко лает.

Наша с…бака  умна.

В саду цв..тут красивые розы.

Эти розы красивы.

Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных.

 

ВЫВОД: ( Полные прилагательные – определения, краткие сказуемые).

 

 

После  самостоятельной работы предлагаю физминутку для глаз  – слайд

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

 

Составляют схему-опору, работают в парах, сверяют её со схемой на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод.

 

 

 

Выполняют физкультминутку для глаз.

познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?).

 

регулятивные:

-осуществлять проверку; самооценку;

 

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

предметные:

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.

 

 

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным?  Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

Дети: Потому что  озеро  похоже  на серебро, блестело, было очень красивым.

Чтение текста об эпитетах

ВЫВОД: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину – использование эпитетов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

 

 

Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к словам  - по рядам

1 ряд – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный)

2 ряд – зима (седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная)

3 ряд – утро (прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное)

 Работа по рядам

 

-

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши,если это прилагательное , и  топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
 Веселый,  глупый,  фиолетовый,  птичка,  ловкий,  бегают,  летают, умный,  разноцветные,  мальчики,  девочки,  играют,  радостные.

-  3 мин

 

Послушаем стихотворение и сделаем вывод:

Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Жёлтым. Синим. Красным.
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.

- 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником, выполняют упражнение.

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют роль прилагательных в тексте.

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 

 

 

 

 

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

Коммуникативные:

уметь общаться в парах,

уметь выслушать.

 

Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных мы использовали на нашем уроке. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

 

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________  . Мои одноклассники  были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________.     И сейчас у меня _______________  настроение.  5 мин

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

 

Домашнее задание - правило стр. 85

Письменное задание по желанию: составить сказку

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока.

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» в 5а классе первый в системе уроков по изучению самостоятельной части речи «Имя прилагательное». Он отличается от традиционного по следующим позициям: дети сами ставят цель урока; сами предлагают, как этой цели добиться; самостоятельно подводят итог урока, осуществляют рефлексию (на данном уроке рефлексия осуществляется с помощью творческой работы: «Дополни текст именами прилагательными»). Тип урока – урок общеметодологической  направленности (в традиционном обучении – комбинированный). Занимаемся по учебнику «Русский язык. 5 класс» В 2ч. Авторы: /Ладыженская. Баранов - М.: Просвещение, 2012. - 108 с.

  Структура урока также несколько отличается от традиционной. Цели и задачи, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Отражены предметные умения и УУД.  В процессе формулирования темы, определения цели, задач принимали участие обучающиеся.

В 5а классе 15 человек, из них  отличную оценку по русскому языку имеют 2 человека, занимаются на «4» и «5» 7 человек. Класс активный, работоспособный. Дети умеют строить предположения, высказывать свои мысли, умеют работать самостоятельно и контролировать свою деятельность. На уроке применялись компьютерные технологии, что также способствует активности, высокой работоспособности и результативности. Все учащиеся справились с выполнением теста. Была осуществлена самооценка результатов. Дети с удовольствием выполняют работу.

На уроке использовались такие формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная.

Несмотря на то,  что немного не хватило времени (на рефлексию планировалось чуть больше, учащиеся же потратили больше времени на работу с эпитетами), считаю, что замысел урока реализован. Дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель. Ушли с урока с хорошим настроением, судя по творческим работам, которые они выполняли на этапе рефлексии.

                                                                                   


УМК), раздел учебника; учебная нагрузка; краткая характеристика класса (количественная, социальная, психологическая); технологии и методики, применяемые на уроке; активные формы обучения; анализ результатов урока; 3

УМК), раздел учебника; учебная нагрузка; краткая характеристика класса (количественная, социальная, психологическая); технологии и методики, применяемые на уроке; активные формы обучения; анализ результатов урока; 3

УУД обучающихся. - восстановить знания об имени прилагательном; - углубить понятие о роли прилагательных в речи; - р азвивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические…

УУД обучающихся. - восстановить знания об имени прилагательном; - углубить понятие о роли прилагательных в речи; - р азвивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические…

Структура урока Этапы урока

Структура урока Этапы урока

Имя прилагательное как часть речи- 6 класс

Имя прилагательное как часть речи- 6 класс

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку -

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку -

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Слайд Задание. - Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы

Слайд Задание. - Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков

Вот и подошел к концу наш урок

Вот и подошел к концу наш урок

Самоанализ урока. Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» в 5а классе первый в системе уроков по изучению самостоятельной части речи «Имя…

Самоанализ урока. Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» в 5а классе первый в системе уроков по изучению самостоятельной части речи «Имя…
Скачать файл