1.сценарий урока:
фамилия, имя, отчество педагога, должность и место
работы; направление конкурса; тема и тип урока; класс; цели и задачи урока;
оборудование; этапы и ход урока; деятельность педагога и обучающихся
(воспитанников);
2.пояснительная записка к уроку: фамилия, имя, отчество педагога, должность
и место работы; направление конкурса; тема урока; программа, используемая
в
работе; автор учебника (УМК), раздел учебника; учебная нагрузка; краткая
характеристика класса (количественная, социальная, психологическая);
технологии и методики, применяемые на уроке; активные формы обучения;
анализ результатов урока;
3.приложения: материалы по методическому обеспечению образовательных
технологий (презентация к уроку, графики, рисунки, таблицы и др.); описание
используемых современных технологий и методов; описание организации
творческой деятельности обучающихся (воспитанников); методики оценки
эффективности урока;
4.рецензия на урок заместителя директора или методиста: анализ урока,
описание эффективности применения используемых современных
образовательных технологий и методов, оценка деятельности педагога и
обучающихся (воспитанников), результативность урока.
Фамилия,имя,отчество педагога |
Войнич Татьяна Альбертовна |
Должность и место работы |
Учитель русского языка и литературы,МБОУ Комсомольская СОШ |
Направление конкурса |
Гуманитарное |
Тема и тип урока |
Имя прилагательное как часть речи. |
Класс |
5 |
Цели и задачи урока
|
создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся. - восстановить знания об имени прилагательном; - углубить понятие о роли прилагательных в речи; - развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного. |
Оборудование |
компьютер учителя, мультимедийный проектор. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения - анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль; - различать полную и краткую форму прилагательных; - находить в тексте имена прилагательные и определять их роль; - знать, что такое эпитеты и уметь их подбирать .
|
Личностные УУД: - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - работать по плану, инструкции; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Структура урока
Этапы урока |
Задачи |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание. |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений. |
Отработка умения находить имена прилагательные, определять их морфологические признаки. |
3. Построение проекта выхода из затруднения |
Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного. Развитие умения извлекать необходимую информацию, анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. |
|
Выполнение учащимися тестирования по первичному закреплению материала на ноутбуках ( с самопроверкой). Оценка успешности достижения цели. |
|
|
6. Включение в систему знаний и повторение. |
Совершенствование умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных-эпитетов. |
|
Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями. |
|
Выбор домашнего задания в соответствии с полученными результатами освоения темы. |
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас присутствуют гости. Запишите в тетрадях число, классная работа Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое? Слайд 1. Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика) С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)О какой части речи пойдёт речь? Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи». Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить? (вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.) Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой? Учитель: Все слова вам понятны? Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем? Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь. Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова? Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи? ВЫВОД – вопросы
|
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы
Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока. |
УУД
Метапредметные :
регулятивные: -осуществлять самоконтроль;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; личностные: -положительное отношение к учению;
познавательные: осознавать познавательную задачу |
Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные? Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным. Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным. Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Разберите слово по составу. Дети: Прилагается к чему-то. Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Слайд
А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите (приложите) имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ. Определить род, число, падеж у первого и последнего словосочетания КАФЕ, КОФЕ, КОЛЬРАБИ, ТЮЛЬ, РОЯЛЬ ВЫВОД - сочетается с именами существительными |
Выполняют упражнение устно.
Отвечают на вопросы.
Смотрят мультимедийную презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. |
регулятивные: -осуществлять контроль правильности ответов обучающихся; - дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания; - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; познавательные: - выделять существенную информацию из прослушанного; коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других;
|
Слайд Задание. - Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются. Умная с…бака ре…ко лает. Наша с…бака умна. В саду цв..тут красивые розы. Эти розы красивы. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных.
ВЫВОД: ( Полные прилагательные – определения, краткие сказуемые).
После самостоятельной работы предлагаю физминутку для глаз – слайд
|
Отвечают на вопросы, высказывают предположения.
Составляют схему-опору, работают в парах, сверяют её со схемой на доске.
Делают вывод.
Выполняют физкультминутку для глаз. |
познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы; личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
регулятивные: -осуществлять проверку; самооценку;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
предметные: - знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.
|
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту. С. Есенин А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? Дети: Потому что поэт использовал прилагательные. Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит? Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым. Чтение текста об эпитетах ВЫВОД: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину – использование эпитетов
|
Отвечают на вопросы |
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
|
Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к словам - по рядам 1 ряд – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный) 2 ряд – зима (седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная) 3 ряд – утро (прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное) |
Работа по рядам |
|
- - Представьте, что мы
приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков.
Вы должны хлопнуть в ладоши,если это прилагательное , и топнуть ногами, если
слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. - 3 мин
Послушаем стихотворение и сделаем вывод: Если б всё на свете было одинакового
цвета, - 2 мин
|
Работают с учебником, выполняют упражнение.
Отвечают на вопросы, формулируют роль прилагательных в тексте. |
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - отличать верно выполненное задание от неверного; Коммуникативные: уметь общаться в парах, уметь выслушать.
|
Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных мы использовали на нашем уроке. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение. 5 мин |
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке. |
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
|
Домашнее задание - правило стр. 85 Письменное задание по желанию: составить сказку
1 мин |
|
|
Самоанализ урока.
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» в 5а классе первый в системе уроков по изучению самостоятельной части речи «Имя прилагательное». Он отличается от традиционного по следующим позициям: дети сами ставят цель урока; сами предлагают, как этой цели добиться; самостоятельно подводят итог урока, осуществляют рефлексию (на данном уроке рефлексия осуществляется с помощью творческой работы: «Дополни текст именами прилагательными»). Тип урока – урок общеметодологической направленности (в традиционном обучении – комбинированный). Занимаемся по учебнику «Русский язык. 5 класс» В 2ч. Авторы: /Ладыженская. Баранов - М.: Просвещение, 2012. - 108 с.
Структура урока также несколько отличается от традиционной. Цели и задачи, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Отражены предметные умения и УУД. В процессе формулирования темы, определения цели, задач принимали участие обучающиеся.
В 5а классе 15 человек, из них отличную оценку по русскому языку имеют 2 человека, занимаются на «4» и «5» 7 человек. Класс активный, работоспособный. Дети умеют строить предположения, высказывать свои мысли, умеют работать самостоятельно и контролировать свою деятельность. На уроке применялись компьютерные технологии, что также способствует активности, высокой работоспособности и результативности. Все учащиеся справились с выполнением теста. Была осуществлена самооценка результатов. Дети с удовольствием выполняют работу.
На уроке использовались такие формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная.
Несмотря на то, что немного не хватило времени (на рефлексию планировалось чуть больше, учащиеся же потратили больше времени на работу с эпитетами), считаю, что замысел урока реализован. Дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель. Ушли с урока с хорошим настроением, судя по творческим работам, которые они выполняли на этапе рефлексии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.