Урок 27
Имя существительное. Местоимение
Цель деятель- |
Создать условия для актуализации знаний учащихся об изученных частях речи (признаках имен существительных, местоимений), их роли в речи, обучения умению различать имена существительные и местоимения и правильно употреблять их в речи, организации повторения правила написания слов с заглавной буквы |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень
владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение
к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;
научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и
правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно
составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки
компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- |
Запись задач темы, элементов букв |
Окончание табл.
Основные понятия и термины |
Части речи. Имя существительное. Местоимение.
Признаки имен существительных и местоимений. Слово |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Постановка |
Формулирование учебных задач |
– Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока. – Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке? – Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске): • Какие части речи вы знаете? • Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи? • Что такое имя существительное? • Какие признаки имени существительного вы знаете? • Что такое местоимение? • Какие признаки местоимения вы знаете? |
– «Части речи. Что такое части речи?». Ответы уча-щихся. Внимательно слушают |
Фрон-тальная |
П
– извлекают Р
– осознают Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
II. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков,
овладение начерта- |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые |
– Заглавной
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р
– осознают |
Написание элементов букв |
III. Повторение 1. Работа |
Работа над упражнением с целью актуализации знаний о частях речи |
– Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы: 1. Какие части речи вы знаете?
2. Какие части речи вы еще знаете, но они |
Выполняют
– Имя существительное, имя прилагательное, глагол,
место- – Предлоги, частицы, |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют различные способы поиска информации, речевые средства для ре- |
Представ-ление |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Если учащиеся затрудняются ответить 3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных.
4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных.
|
– Отвечает – Отвечает Например: |
|
ческими дейст- Р
– принимают К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л – осознают границы своего знания и «незнания», проявляют интерес к изучению предмета |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает?
6. На какие вопросы отвечает местоимение
|
морозная, – Отвечает Обозначают действие пред-мета. Например:
моет, – Отвечает |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах?
– Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя |
– Эти части Предлоги служат для связи слов в пред- Внимательно слушают |
|
|
|
2. Работа |
Упражнение в актуализации |
– Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки? – Что обозначает словосочетание «осень – Определите предложения по интонации |
Выполняют – Скоро осень.
– Первое |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового |
Объяснение значения словосочетания. Определение предложений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
знаках |
– Найдите обращения.
– Найдите знакомые части речи. Объясните, |
невосклицательное, по цели высказывания повество-вательное. Второе – Третье и четвертое предложения по интонации невосклицательные, по цели высказывания вопросительные. – Темные леса, птичьи голоса. – Клекот, осень, леса, |
|
чтения текстов Р
– принимают К
– слушают |
нации и цели высказывания, обращений. Определение частей речи. Списывание стихотворного текста |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
что?,
обозна-чает предмет), журавлиный – прил. (отвечает на вопрос заплелось – |
|
Л
– проявляют |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
глаг. (отвечает на вопрос что сделало?,
обозначает действие предмета), лесу – сущ. |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Спишите. Проверьте написанное |
признак Осуществляют самопроверку |
|
|
|
3. Работа |
Упражнение в актуализации |
– Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова. – Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное. – Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски):
|
Выполняют
Осуществляют взаимопро- |
Индиви-дуальная. Парная |
П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений. Р
– принимают |
Списывание предложений. Определение частей речи, членов предло- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
К
– излагают |
|
4. Работа |
Упражнение в различении одушевленных |
– Перечислите признаки имени существитель-
– Какие существительные мы относим к оду-
– А к неодушевленным? |
– Постоянные признаки: род, склонение, – Те, которые отвечают – Соответст-венно отвечают на вопро-сы: что? чего? |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового Р
– принимают |
Знание признаков имени существительного (оду-шевленное или неодушев-ленное). Различение одушевленных и не-одушевленных имен существительных. Списывание предложения. Выпол- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст.
– Озаглавьте текст.
– Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное. – Назовите одушевленное и неодушевленное имена
существительные в четвертом предло-
|
чему? чем? – О тракторе, который является помощником человека – «Стальной конь». («Маши-на-помощ- – Четвертое предложение.
– Трактором – имя существительное неоду-шевленное. Тракторист – имя существи- |
|
деятельности, К
– слушают свер-стников и взрослого, излагают Л
– проявляют |
упражнений физкультминутки |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Упражнения физкульт- |
– Выпишите предложение. Проверьте напи-
Физкультминутка |
тельное оду-шевленное. Выполняют Выполняют упражнения физкульт- |
|
|
|
5. Словарная работа |
Работа над словом |
– Прочитайте слово, записанное на с. 55 про-писными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Запишите предложения с комментированием: На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги. |
– Трактор*. Отвечают – Безударная гласная – Выполняют задания. |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– владеют Р
– принимают К
– слушают |
Запись |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг». При необходимости педагог побуждает уча-щихся обращаться к толковому словарю.
– Дома заучите правильное написание слова |
– Пашня – |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6. Работа |
Упражнение в различении собственных и нарицательных имен существительных |
– Какие имена существительные мы относим
– Как пишутся собственные имена существи- – Найдите упр. 95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.
|
– Имена существительные, которые обозна-чают
географические названия, имена, фамилии, отчества людей, клички животных, – С заглавной буквы. – Девочка |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Р
– принимают К – слушают свер-стников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. |
Знание признаков имени существительного (нарицательное или собственное). Различение собственных Знание правила написания собственных имен су-ществительных |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Запишите сочетания слов. Подчеркните |
Вороново, деревня Богатая, улица Садовая, корова Буренка, собака Жучка, коза Машка, кошка Мурка, конь Гнедой. Выполняют |
|
Л
– проявляют |
|
7. Работа |
Упражнение в распознавании числа имен существи- |
– Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов, – Докажите, что данные слова являются именами существительными. – Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе.
– Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.
|
Выполняют
– Зáмок – замóк, áтлас – атлáс, ирис – ирис. – Гвóздики – гвозди́ки, стрéлки –
|
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Р
– принимают |
Знание признаков имени существитель- Распознавание числа имен |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения |
Выполняют |
|
и задачи учебной деятельности, |
|
8. Работа |
Упражнение в актуализации |
– В чем сходство и различие в признаках
– Откройте учебник на с. 56, найдите упр. 96. Прочитайте предложения. – Какое из выделенных имен существительных в каждой
паре предложений надо заменить – Выполните письменное задание упражнения.
– Проверьте написанное (демонстрируется на доске или при помощи интерактивной доски): |
– Могут отвечать на одни Выполняют Отвечают
Выполняют Осуществляют самопроверку |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируют-ся на страницах учебника, владеют логическими операциями. Р
– принимают К – слушают свер-стников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения. Л
– проявляют |
Знание признаков место-имения. Замена имен существительных местоимениями или сино-нимами |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
В лесу ребята собирали грибы. Под елью дети нашли семейку лисичек. Птенец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал. Из-за туч выглянуло солнышко. Оно светило ярче летнего. На пень вползла ящерица. Она захотела погреться на солнышке |
|
|
ницы своего знания и «незнания», |
|
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 32, |
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р
– оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.