Роман Евгения Замятина «МЫ» по-прежнему занимает умы читателей, интересует критиков, вызывая бурную реакцию и шквал эмоций как положительных, так и отрицательных; он удивляет и оставляет в недоумении, но, несомненно то, что, прочитав его однажды, остаться к нему равнодушным нельзя в виду его сложности, неповторимости; роман не является обязательным к изучению в школе, но, очевидно, является достойным произведением и заслуживает внимания любопытного читателя; не менее достоин изучения и язык автора, его «игра в слово».
Цель занятия: привлечь внимание школьников и студентов к русской прозе.
Задачи:
• ознакомиться с романом Е.Замятина «МЫ»; проанализировать созданную Е.Замятиным реальность;
• дать подробную оценку героям Е.Замятина;
• проанализировать роман Е.Замятина с точки зрения синтаксиса, лексики, принципов построения текста;
• познакомить учеников (студентов) с основными лингвистическими явлениями и понятиями (дефинициями): синестезия, метафора, эпитет, неологизмы, синонимы, архаизмы и историзмы и др;
• познакомить обучающихся с основами лингвистического анализа текста.
Имя в романе Е.Замятина "Мы"
Роман Евгения Замятина «МЫ» попрежнему занимает умы читателей, интересует критиков, вызывая бурную
реакцию и шквал эмоций как положительных, так и отрицательных; он удивляет и оставляет в недоумении, но,
несомненно то, что, прочитав его однажды, остаться к нему равнодушным нельзя в виду его сложности,
неповторимости; роман не является обязательным к изучению в школе, но, очевидно, является достойным
произведением и заслуживает внимания любопытного читателя; не менее достоин изучения и язык автора, его
«игра в слово».
Цель занятия: привлечь внимание школьников и студентов к русской прозе.
Задачи:
ознакомиться с романом Е.Замятина «МЫ»; проанализировать созданную Е.Замятиным реальность;
дать подробную оценку героям Е.Замятина;
проанализировать роман Е.Замятина с точки зрения синтаксиса, лексики, принципов построения текста;
познакомить учеников (студентов) с основными лингвистическими явлениями и понятиями
(дефинициями): синестезия, метафора, эпитет, неологизмы, синонимы, архаизмы и историзмы и др;
познакомить обучающихся с основами лингвистического анализа текста.
Реальность в романе Е. Замятина «МЫ» подчинена строгой логике, терминологичности и математической
точности, выверенности. Люди больше не люди, человек – не человек, а нумера. И у каждого нумера есть свое
буквенночисловое обозначение, являющее собой имя.
Все нумера представляют собой однотонную безликую массу, без имени, без индивидуальности, и даже их
нумера, за исключением шести, никак не раскрываются в романе. Всего в романе мы встречаем 6 «имен»: Д
503, О90, S, R13, I330, Ю. Что же они могут обозначать и почему именно эти буквы выбраны автором?
Так, например В. Набоков также разграничивал окраску звучания букв различных языков: «Чернобурую группу
составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное по сравнению с рваным R, Р; крепкое каучуковое
Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темнокоричневое, отполированное
Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, Х, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели,
смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков
образуют клистирное Ч, пушистосизое Ш и такое же, но с прожелтью Щ» [13]. В. В. Набоков наделял буквы не
только цветом, но и вкусом, употребляя феноменальные развернутые сравнения, опирающиеся на его
гастрономический опыт; все это является собой синестезию, широко распространенную в художественной
литературе и тесно связанную с индивидуальным опытом писателя, его субъективным мироощущением.
Возвращаясь к роману Е.Замятина, необходимо отметить, что мужские имена обозначены согласными буквами, а
женские – гласными. Вероятнее всего, это объясняется тем, что согласные буквы дают жесткие, громкие,
резкие, рычащие, иногда агрессивные звуки в отличие от гласных – поющих, звонких, «хрустальных», мягких и
плавных.
Так, например, R–13 – поэт Единого Государства.Английское r, русское р –
резкие, рычащие, шумные, грубоватые звуки. «R13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из
толстых губ – брызги; каждое «п» – фонтан, «поэты» – фонтан», «…слова брызгали, хлестали…» [7] . «Слова
брызгали» – пример синестезии.
Или двоякоизогнутый S, сопровождавший I330. Буква S до начала 19 века имела альтернативную форму ſ и
называлась «длинная» или «срединная» s. Иногда s обозначалась маленьким значком интеграла, который от нее
и произошел. Это особенно важно в виду того, что именно на эту (двоякоизогнутость) черту внешности S
обращает внимание Д503, инстинктивно чувствуя неладное, иррациональное, иксовое, √ –1 в обоих персонажах
и в S, и в I.
Итак, главным героем романа является нумер под «именем» или буквенночисловым обозначением Д503. Д503
– это Строитель Интеграла, делающий записи, которые и составили содержание романа.
Д – это пятая согласная буква почти всех славянских кириллических алфавитов, в старо и церковнославянских
азбуках носившая название «добро». Обратим внимание на то, что Замятин в романе «МЫ», по мнению критиков,
представляет Россию будущего – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), одним из символов
которого, наряду с серпом и молотом, стала и пятиконечная звезда.
Каким же предстает перед нами Д503? Сам Д – 503 видит себя как творца, доброго гения, несущего свет науки
в массы, сквозь бесконечность Вселенной. По сути, он такой и есть: он верит в Благодетеля, в строительство
Интеграла, во всеобщее счастье…пока в его жизни не появляется I330.
I9 буква латинского алфавита, в англ. языке – личное местоимение 1 лица, единственного числа – «Я», в
системе римских цифр – 1 (единица), т.е. единственная, первая. Именно I330 показана в романе как
незаурядная смелая личность, осознающая свою индивидуальность, свое «Я», имеющая собственное мнение,
стремящаяся изменить реальность, а при невозможности этого – вырваться из нее. I стремится быть первой,
выделяться из толпы. Она сродни пророку.
I330 воплощает в себе черты Настоящего Нового Человека. Она: уверена в себе; свободна; независима; смела
(«Она была в легком шафранножелтом древнего образца платье» [7], более того она пьет ликер и курит);
непреклонна; до конца верна своим принципам.
Замятин рисует I как революционерку, Пророка, ведь именно благодаря I Д503 задумывается о том, кто он и
кто все те, окружающие его. Он начинает мечтать о матери – как у древних – и чтобы для нее он был «не
Строитель Интеграла и не нумер Д503 и не молекула Единого Государства, а просто человеческий кусок –
кусок ее же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный…» [7]. I330 говорит его, Д503, языком,
произносит его невысказанные мысли о рае, о счастье, о мечте.I – 330 выступает и как провокатор, преступница: ведь прежде чем принять философию и мироощущение I330,
Д503 делается, прежде всего, ее сообщником: она заставляет его испытывать страх разоблачения и
наказания. Для этого I ведет его в Древний Дом, потом за Стену, где ему открывается другой мир диких, но
свободных людей. Уже в конце романа I – 330 предстает перед читателем стоиком: «…ее ввели под Колокол
(..изпод Колокола стали выкачивать воздух..)…так повторялось три раза – она всетаки не сказала ни слова»,
«…она должна была дать свои показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась» [7] . Именно женщина, а
не нумер. Она считала себя женщиной и убедила в этом Д503. Хотел он того или нет, но даже после великой
операции в нем, в глубине его подавленного «Я» осталось воспоминание об I330 и другом свободном,
счастливом, диком, не выхолощенном обществе.
I330 была свободным человеком, как свободный человек она сделала свой выбор – предала идеалы Единого
Государства, переправила беременную О90 за Стену – , понесла ответственность за свой выбор: нет сомнений
в том, что после жестоких пыток ее, в конце концов, казнили. Казнь I330, возможно, говорит о том, что время
таких, как она еще не пришло, их успехи незначительны, а мечты обычного человека ничтожны и мнимы, недаром
символом i в математике обозначает мнимую величину.
А что же Д503? Через характер I330 раскрывается и он сам, выступая человеком ведомым, боязливым,
осторожным, сомневающимся, нерешительным. Он перенес Великую Операцию, был сделан счастливым
человеком и рассказал Благодетелю о врагах счастья. Но после него останется Новый Человек, их с О90 еще
пока не родившийся ребенок, которого I330 всетаки переправила за стену.
О90. «… вся кругло обточенная…. круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей» [7],
«милая О», «радостнорозово открыла рот О» [7] («розово» открывала рот» – синестезия), «О розово, кругло
смеялась» [7] (еще один пример синестезии). О выступает как ласковая, человечная, доверчивая, на первый
взгляд несколько поверхностная. Ее имя полностью является отражением ее характера. Она безумно любит и
хочет иметь детей. И вот, несмотря на свою видимую покорность и принятие государственных порядков
(детоводство, Материнская и Отцовская нормы) она решается родить ребенка. Ее ребенок, который,
несомненно, родится уже за Стеной, становится, с одной стороны, символом, надеждой на крушение
всеобъемлющей грубой безнравственной власти замятинского математизированного общества, а, с другой
стороны, противопоставляет одного человека всему обществу и сравнение силы и возможностей одного и массы
происходит не в пользу одного: один бежит за стену. Один отступает и прячется…
Наряду с терминами, которые в романе Замятина Е. Мы не выступают более как термины в обычном
понимании этого слова, буквенночисловые обозначения вместо имён всесторонне раскрывают проблему
унификации личности и подчинения ее интересов массовому, всеобщему. Это достигается путем:
введения в текст необычных имен;
широкого употребления терминов с целью выражения идеи подчинения всех и вся строжайшим законам
логики, математики;
отказа от традиционного понимания и построения текста.
Роман Е.Замятина МЫ представляет интерес не только как философский, исторический роман, он является
интересным еще и с точки зрения смыслового развития слов, «их индивидуальнотворческого применения и
преобразования, поскольку индивидуальное употребление слова может быть связано с выполнением им
характерологических функций в языке художественной литературы» [3]. Термины у Замятина Е. не выступают
более как термины в обычном понимании этого слова: они приобретают эмоциональную окраску, становятся
стилистически оправданными и создают неповторимые образы в силу новых приобретенных ими свойств. Так,
например: «… один благодетель, другой – преступник, один со знаком плюс, другой со знаком минус»; «√– 1
заглох, не шевелился» [7] или «… опять заворочался √– 1» [7], а вот еще пример: «И нет счастливее цифр,
живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений»[7]. В данных
примерах четко видно, что математические термины у Е. Замятина выполняют определенную стилистическую
функцию и являются контекстуальными синонимами уже существующим в литературном языке словам:
Положительный, добрый, порядочный, благодетель = плюс
Отрицательный, нечестный, злой, преступник = минус
Непонятное, неизвестное, иррациональное, непознанное, трансцендентальное = √– 1
Заблуждения, сомнения, блуждания = колебания.В данных примерах термины не потеряли своего исходного основного (денотативного) значения, но приобрели
дополнительное, более эмотивное (коннотативное значение) в силу использования в новом непривычном для них
окружении – художественном тексте.
«Более того, один термин может выступать синонимом другому[6], например: «…я все время дышал чистейшим
горным воздухом мысли, – а внутри както облачно, паутинно и крестом какойто четырехлапый икс» [7], где икс
выступает контекстуальным синонимом √– 1, обозначая одно и тоже – состояние смятения, неуверенности,
ожидания чегото необычного, невероятного и необъяснимого логикой» [6].
Термины активно участвуют в создании таких экспрессивностилистических средств, как: синестезия, напр.:
квадратная гармония; ассиметричное молчание; пестрый шум; метафора и персонификация, напр.: опять
заворочался √– 1 и другие [6].
Замена имени буквенночисловым обозначением также способствует раскрытию темы «математизированного»
выверенного мира, где все подчинено законам логики, где все линейно, предсказуемо и константно.
Синестетизм и терминологичность повествования Е.Замятина позволяют создать уникальные по
выразительности и экспрессивности образы, обогатить тексты индивидуальными метафорами и сравнениями,
обострить чувства читателя, приблизив его к авторскому мироощущению. Исследование механизмов синестезии,
взаимодействия терминов между собой и с общеупотребительной лексикой, отображенных в текстах, углубляет
представление о художественном творчестве, его связи с когнитивными способностями и языковой
компетенцией автора.
Задания для работы с текстом
Предлагаемые ниже задания и вопросы для обсуждения могут использоваться преподавателем литературы в
любом удобном порядке, могут быть дополнены другими заданиями.
1. Представьте биографию Е.Замятина и список с раскрытием краткого содержания наиболее значимых
произведений.
2. Найдите отличительные черты романа «МЫ» как образца современной прозы. Охарактеризуйте роман на
уровне:
построения гипертекста
протяженности во времени повествования (линейное/нелинейное повествование)
синтаксиса
лексики
морфологии
3. Опишите характеры главных героев Д503 и I330 (не менее 2025 эпитетов) и попытайтесь «нарисовать» их
внешность. Найдите определение слова «имя», кем дается имя человеку? Почему у главных героев нет имен?
4. Наглядно представьте этапы развития Д503 (начало ведения дневника как отправная точка; знакомство с I
330; все промежуточные этапы (если они есть); этап осознания себя или «я чувствую себя»; другие), используя
ломаную линию. Может ли один и тот же этап жизни Д503 рассматриваться и как взлет, и как падение. Если
да, то с какой точки зрения? Если нет, то почему? Опишите каждый этап развития Д503, пользуясь его
«языком».
5. На основе текста сформулируйте основные правила, по которым живет общество, представленное в романе
«МЫ». Какие из этих правил вы считаете приемлемыми/неприемлемыми? Почему?
6. Найдите определения следующих терминов и выучите их. Проиллюстрируйте примерами из романа:
синестезия
метафора
метонимия
синекдоха
окказионализм
антитеза
гипербола
эллипсис
парцелляция
бессоюзие
сравнение
зевгма
поток сознания
эпитет
архаизмы
неологизмы
историзмы
синоним, контекстуальные синонимы
антоним, контекстуальные антонимы
7. Какие слова современного русского языка стали архаизмами и историзмами в данном романе? Какой эффект
при этом достигается автором?
8. Прокомментируйте следующие выражения, подберите к ним синонимичные фразы из современного русского
языка:
иксово усмехнулась мне
пунктирное дыхание
вертикальные морщины
«вдохновение» – неизвестная форма эпилепсии
все время в квадратном положении
человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза
√– 1 заглох, не шевелился
терять цифроощущение
хореизировать приговор
думать о свободе – думать об ошибке
холодная вода логики
вы обросли цифрами, по вас цифры ползают, как вши
дети – единственно смелые философы
молекулярная дрожь
9. Ознакомьтесь с романом Дж. Оруэлла «1984». В чем сходства и различия данных романов? (данные сведите в
таблицу). Которое изображение тоталитарного общества вам кажется более реалистичным, почему?
10. Напишите рецензию на роман Е.Замятина «МЫ».
11. Подготовьте лингвистический анализ текста.
Рекомендуемая к использованию литература и другие источники:
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7е изд., стереотип. —
Москва: Русские словари, 1999;
2. Арнольд И.В. Стилистика современного русского языка. – М., 1990;
3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и
лексикография. – М., 1977;
4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – Москва, 1981
5. Графский В.Г. История политических и правовых учений – М.: «Издательство Проспект», 2005;
6. Глазкова В.С. Функциональностилистические особенности терминов в художественной литературе (на
примере романа Е.Замятина «МЫ») // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», М.:
Издательский дом «Первое сентября», 20072008;
7. Замятин Е. Мы. – Екатеринбург, 2002;
8. Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания. – 1983
9. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка – М., 1990;
10. Оруэлл Дж. 1984 – М.: АСТ издательство, 2008;11. Galperin I.R. Stylistics, M., 1989;
12. Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). – Москва, 1986.
13. Набоков В. Другие берега / В. Набоков. – М. : Книжная палата, 1989. – 288 с.