Имя в романе Е.Замятина "Мы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Роман Евгения Замятина «МЫ» по-прежнему занимает умы читателей, интересует критиков, вызывая бурную реакцию и шквал эмоций как положительных, так и отрицательных; он удивляет и оставляет в недоумении, но, несомненно то, что, прочитав его однажды, остаться к нему равнодушным нельзя в виду его сложности, неповторимости; роман не является обязательным к изучению в школе, но, очевидно, является достойным произведением и заслуживает внимания любопытного читателя; не менее достоин изучения и язык автора, его «игра в слово». Цель занятия: привлечь внимание школьников и студентов к русской прозе. Задачи: • ознакомиться с романом Е.Замятина «МЫ»; проанализировать созданную Е.Замятиным реальность; • дать подробную оценку героям Е.Замятина; • проанализировать роман Е.Замятина с точки зрения синтаксиса, лексики, принципов построения текста; • познакомить учеников (студентов) с основными лингвистическими явлениями и понятиями (дефинициями): синестезия, метафора, эпитет, неологизмы, синонимы, архаизмы и историзмы и др; • познакомить обучающихся с основами лингвистического анализа текста.
Иконка файла материала Имя в романе Е.Замятина.doc
Имя в романе Е.Замятина "Мы" Роман Евгения Замятина «МЫ» по­прежнему занимает умы читателей, интересует критиков, вызывая бурную  реакцию и шквал эмоций как положительных, так и отрицательных; он  удивляет и оставляет в недоумении, но,  несомненно то, что, прочитав его однажды,  остаться к нему равнодушным  нельзя в виду его сложности,  неповторимости; роман не является обязательным к изучению в школе, но, очевидно,  является достойным  произведением и заслуживает внимания любопытного читателя; не менее достоин изучения и язык автора, его  «игра в слово». Цель занятия: привлечь внимание школьников и студентов к русской прозе. Задачи:        ознакомиться с романом Е.Замятина «МЫ»; проанализировать созданную Е.Замятиным реальность; дать подробную оценку  героям  Е.Замятина; проанализировать роман Е.Замятина с точки зрения синтаксиса, лексики, принципов построения текста; познакомить учеников (студентов) с основными лингвистическими явлениями и понятиями  (дефинициями): синестезия, метафора, эпитет, неологизмы, синонимы, архаизмы и историзмы и др; познакомить обучающихся с основами лингвистического анализа текста. Реальность в романе Е. Замятина «МЫ» подчинена строгой логике, терминологичности  и математической  точности, выверенности. Люди больше не люди, человек – не человек, а нумера. И у каждого нумера есть свое  буквенно­числовое обозначение, являющее собой имя. Все нумера представляют собой однотонную безликую массу, без имени, без индивидуальности, и даже их  нумера, за исключением шести,  никак не раскрываются в романе.  Всего в романе мы встречаем 6 «имен»: Д­ 503, О­90, S, R­13, I­330, Ю. Что же они могут обозначать и почему именно эти буквы выбраны автором? Так, например В. Набоков также разграничивал окраску звучания букв различных языков: «Черно­бурую группу  составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное по сравнению с рваным R, Р; крепкое каучуковое  Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно­коричневое, отполированное  Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, Х, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели,  смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков  образуют клистирное Ч, пушисто­сизое Ш и такое же, но с прожелтью Щ» [13]. В. В. Набоков наделял буквы не  только цветом, но и вкусом, употребляя феноменальные развернутые сравнения, опирающиеся на его  гастрономический опыт; все это является собой синестезию, широко распространенную в художественной  литературе и тесно связанную с индивидуальным опытом писателя, его субъективным мироощущением. Возвращаясь к роману Е.Замятина, необходимо отметить, что мужские имена обозначены согласными буквами, а женские – гласными. Вероятнее всего, это объясняется тем, что согласные буквы дают жесткие, громкие,  резкие, рычащие,  иногда агрессивные звуки в отличие от гласных – поющих, звонких, «хрустальных»,  мягких и  плавных.  Так, например, R–13 – поэт Единого Государства.Английское r, русское р –  резкие, рычащие, шумные, грубоватые звуки. «R­13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из  толстых губ – брызги; каждое «п» – фонтан, «поэты» – фонтан», «…слова брызгали, хлестали…» [7] .  «Слова  брызгали» – пример синестезии. Или двоякоизогнутый S, сопровождавший I­330.  Буква S до начала 19 века имела альтернативную форму ſ и  называлась «длинная» или «срединная» s. Иногда s обозначалась маленьким значком интеграла, который от нее и произошел. Это особенно важно в виду того, что именно на эту (двоякоизогнутость) черту внешности S  обращает внимание Д­503, инстинктивно чувствуя неладное, иррациональное, иксовое, √ –1 в обоих персонажах  и в S, и в  I. Итак, главным героем романа является нумер под «именем» или буквенно­числовым обозначением Д­503. Д­503  – это Строитель Интеграла, делающий записи, которые и составили содержание романа. Д – это пятая согласная буква почти всех славянских кириллических алфавитов, в старо­ и церковнославянских  азбуках носившая название «добро». Обратим внимание на то, что Замятин в романе «МЫ», по мнению критиков,  представляет Россию будущего – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), одним из символов  которого, наряду с серпом и молотом, стала и пятиконечная звезда. Каким же предстает перед нами Д­503? Сам Д – 503 видит себя как творца, доброго гения, несущего свет науки  в массы, сквозь бесконечность Вселенной. По сути, он такой и есть: он верит в Благодетеля, в строительство  Интеграла, во всеобщее счастье…пока в его жизни не появляется I­330. I­9 буква латинского алфавита, в англ. языке –  личное местоимение 1 лица, единственного числа – «Я», в  системе римских цифр – 1 (единица), т.е. единственная, первая.  Именно I­330 показана  в романе как  незаурядная смелая личность, осознающая свою индивидуальность, свое «Я»,  имеющая собственное мнение,  стремящаяся изменить реальность, а при невозможности этого – вырваться из нее. I стремится быть первой,  выделяться из толпы. Она сродни пророку. I­330 воплощает в себе черты Настоящего Нового Человека. Она: уверена в себе; свободна; независима; смела  («Она была в легком шафранно­желтом древнего образца платье» [7], более того она пьет ликер и курит);  непреклонна; до конца верна своим принципам.  Замятин рисует  I  как революционерку, Пророка, ведь именно благодаря I Д­503 задумывается о том, кто он и  кто все те, окружающие его. Он начинает мечтать о матери – как у древних – и чтобы для нее он был «не  Строитель Интеграла и не нумер Д­503 и не молекула Единого Государства, а просто человеческий кусок –  кусок ее же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный…» [7]. I­330 говорит его, Д­503, языком,  произносит его невысказанные мысли о рае, о счастье, о мечте.I – 330 выступает и как провокатор, преступница: ведь прежде чем принять философию и мироощущение I­330,  Д­503 делается, прежде всего, ее сообщником: она заставляет его  испытывать страх разоблачения и  наказания. Для этого I ведет его в Древний Дом, потом за Стену, где ему открывается другой мир диких, но  свободных людей. Уже в конце романа I – 330 предстает перед читателем стоиком: «…ее ввели под Колокол  (..из­под Колокола стали выкачивать воздух..)…так повторялось три раза – она все­таки не сказала ни слова»,  «…она должна была дать свои показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась» [7] . Именно женщина,   а  не нумер. Она считала себя женщиной и убедила в этом Д­503. Хотел он того или нет, но даже после великой  операции в нем, в глубине его подавленного «Я» осталось воспоминание об I­330 и другом свободном,  счастливом, диком, не выхолощенном  обществе. I­330 была  свободным человеком, как свободный человек она сделала свой выбор – предала идеалы Единого  Государства, переправила беременную О­90 за Стену – , понесла ответственность за свой выбор: нет сомнений  в том, что после жестоких пыток ее, в конце концов, казнили. Казнь I­330, возможно,  говорит о том, что время  таких, как она еще не пришло, их успехи незначительны, а мечты обычного человека ничтожны и мнимы, недаром символом i в математике обозначает мнимую величину. А что же Д­503? Через характер I­330 раскрывается и он сам, выступая человеком ведомым, боязливым,  осторожным, сомневающимся, нерешительным. Он перенес Великую Операцию, был  сделан счастливым  человеком и рассказал Благодетелю о врагах счастья. Но после него останется Новый Человек, их с О­90 еще  пока не родившийся ребенок, которого I­330 все­таки переправила за стену. О­90. «… вся кругло обточенная…. круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей» [7],  «милая О», «радостно­розово открыла рот О» [7] («розово» открывала рот» – синестезия), «О розово, кругло  смеялась» [7] (еще один пример синестезии). О выступает как ласковая, человечная,  доверчивая, на первый  взгляд несколько поверхностная. Ее имя полностью является отражением ее характера. Она безумно любит и  хочет иметь детей. И вот, несмотря на свою видимую покорность и принятие государственных порядков  (детоводство, Материнская и Отцовская нормы) она решается родить ребенка. Ее ребенок, который,  несомненно,  родится уже за Стеной,  становится, с одной стороны,  символом, надеждой на крушение  всеобъемлющей грубой безнравственной власти замятинского математизированного общества, а, с другой  стороны, противопоставляет одного человека всему обществу и сравнение силы  и возможностей одного и массы происходит не в пользу одного: один бежит за стену. Один отступает и прячется… Наряду с терминами, которые в романе Замятина Е. Мы  не  выступают более как  термины  в обычном  понимании этого слова, буквенно­числовые обозначения вместо имён всесторонне раскрывают проблему  унификации личности и подчинения ее интересов массовому, всеобщему. Это достигается путем: введения в текст необычных имен;   широкого употребления терминов с целью выражения идеи подчинения всех и вся строжайшим законам  логики, математики; отказа от традиционного понимания и построения текста.   Роман Е.Замятина МЫ представляет интерес не только как философский, исторический роман, он является  интересным еще и  с точки зрения смыслового развития слов, «их индивидуально­творческого применения и  преобразования, поскольку индивидуальное употребление слова может быть связано с выполнением им  характерологических функций в языке художественной литературы» [3]. Термины у Замятина Е.  не  выступают  более как  термины  в обычном понимании этого слова: они приобретают  эмоциональную окраску, становятся  стилистически оправданными и   создают неповторимые образы в силу новых приобретенных ими свойств. Так,  например: «… один благодетель, другой – преступник, один со знаком плюс, другой со знаком минус»; «√– 1  заглох, не шевелился» [7] или «… опять заворочался √– 1» [7], а вот еще пример: «И нет счастливее цифр,  живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений»[7]. В  данных  примерах четко видно, что математические термины у Е. Замятина выполняют определенную стилистическую  функцию и являются контекстуальными синонимами уже существующим в литературном языке словам: Положительный, добрый, порядочный, благодетель = плюс Отрицательный, нечестный, злой, преступник = минус Непонятное, неизвестное, иррациональное, непознанное, трансцендентальное =  √– 1 Заблуждения, сомнения, блуждания = колебания.В данных примерах термины не потеряли своего исходного основного (денотативного)  значения, но приобрели  дополнительное, более эмотивное (коннотативное значение) в силу использования в новом непривычном для них окружении – художественном тексте. «Более того, один термин может выступать синонимом другому[6], например: «…я все  время дышал чистейшим  горным воздухом мысли, – а внутри как­то облачно, паутинно и крестом какой­то четырехлапый икс» [7], где икс  выступает контекстуальным синонимом  √– 1, обозначая одно и тоже – состояние смятения, неуверенности,  ожидания чего­то необычного, невероятного и необъяснимого логикой» [6]. Термины активно участвуют в создании таких экспрессивно­стилистических средств, как: синестезия, напр.:  квадратная гармония; ассиметричное молчание; пестрый шум; метафора и персонификация, напр.: опять  заворочался √– 1  и другие [6]. Замена имени буквенно­числовым обозначением также способствует раскрытию темы «математизированного»   выверенного мира, где все подчинено законам логики, где все линейно, предсказуемо и константно. Синестетизм и терминологичность повествования Е.Замятина позволяют  создать уникальные по  выразительности и экспрессивности образы, обогатить тексты индивидуальными метафорами и сравнениями,  обострить чувства читателя, приблизив его к авторскому мироощущению.  Исследование механизмов синестезии, взаимодействия терминов между собой и с общеупотребительной лексикой,  отображенных в текстах, углубляет  представление о художественном творчестве, его связи с когнитивными способностями и языковой  компетенцией автора. Задания для работы с текстом Предлагаемые ниже задания и вопросы для обсуждения могут использоваться преподавателем литературы в  любом удобном порядке, могут быть дополнены другими заданиями. 1.  Представьте биографию Е.Замятина и список с раскрытием краткого содержания наиболее значимых  произведений. 2. Найдите отличительные черты романа «МЫ» как образца современной прозы. Охарактеризуйте роман на  уровне:      построения гипертекста протяженности во времени повествования (линейное/нелинейное повествование) синтаксиса лексики морфологии 3. Опишите характеры  главных героев Д­503 и I­330 (не менее 20­25 эпитетов) и попытайтесь «нарисовать» их  внешность. Найдите определение слова «имя», кем дается имя человеку? Почему у главных героев нет имен? 4. Наглядно представьте этапы развития Д­503 (начало ведения дневника как отправная точка; знакомство с I­ 330; все промежуточные этапы (если они есть); этап осознания себя или «я чувствую себя»; другие), используя  ломаную линию. Может ли один и тот же этап жизни Д­503 рассматриваться и как взлет, и как падение. Если  да, то с какой точки зрения? Если нет, то почему? Опишите каждый этап развития Д­503, пользуясь его  «языком».      5. На основе текста сформулируйте основные правила, по которым живет общество, представленное в романе  «МЫ». Какие из этих правил вы считаете приемлемыми/неприемлемыми? Почему? 6. Найдите определения следующих терминов и выучите их. Проиллюстрируйте примерами из романа:       синестезия метафора метонимия синекдоха                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     окказионализм антитеза             гипербола эллипсис парцелляция бессоюзие сравнение зевгма поток сознания эпитет архаизмы неологизмы историзмы синоним, контекстуальные синонимы антоним, контекстуальные антонимы 7. Какие слова современного русского языка стали архаизмами и историзмами в данном романе? Какой эффект  при этом достигается автором? 8. Прокомментируйте следующие выражения, подберите к ним синонимичные фразы из современного русского  языка:               иксово усмехнулась мне пунктирное дыхание вертикальные морщины «вдохновение» – неизвестная форма эпилепсии все время в квадратном положении человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза √– 1 заглох, не шевелился терять цифроощущение хореизировать приговор думать о свободе – думать об ошибке холодная вода логики вы обросли цифрами, по вас цифры ползают, как вши дети – единственно смелые философы молекулярная дрожь 9. Ознакомьтесь с романом Дж. Оруэлла «1984». В чем сходства и различия данных романов? (данные сведите в таблицу). Которое изображение тоталитарного общества вам кажется более реалистичным, почему? 10. Напишите рецензию на роман Е.Замятина «МЫ». 11. Подготовьте лингвистический анализ текста. Рекомендуемая к использованию литература и другие источники: 1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7­е изд., стереотип. —  Москва: Русские словари, 1999; 2. Арнольд И.В. Стилистика современного русского языка. – М., 1990; 3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и  лексикография. – М., 1977; 4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – Москва, 1981 5. Графский В.Г. История политических и правовых учений – М.: «Издательство Проспект», 2005; 6. Глазкова В.С. Функционально­стилистические особенности   терминов в художественной литературе (на  примере романа Е.Замятина «МЫ») // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»,  М.:  Издательский дом «Первое сентября», 2007­2008; 7. Замятин Е.  Мы. – Екатеринбург, 2002; 8. Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания. – 1983 9. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка – М.,  1990;  10.  Оруэлл Дж. 1984  –   М.: АСТ издательство,  2008;11. Galperin I.R. Stylistics, M., 1989; 12. Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). – Москва, 1986. 13. Набоков В. Другие берега / В. Набоков. – М. : Книжная палата, 1989. – 288 с.

Посмотрите также