Индивидуально-психологические особенности детей из интернатных учреждений.

  • ppt
  • 25.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуально-психологические особенности детей из интернатных учреждений.ppt


Индивидуально-психические особенности развития
детей из интернатных учреждений



Психологические
особенности:


- отклонение в развитии;

- поведенческие проблемы.





Причины отклонения
в психическом развитии:


- разлука с матерью

- обеднённость среды



Направления:

1. Когнитивная сфера
2. Двигательная сфера
3. Речевая сфера
4. Сфера эмоционального развития
5. Сфера личностного развития

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

- МЫШЛЕНИЕ:

Отставание в общей осведомлённости
(элементарные знания об окружающем и др.).

Затруднение выполнения мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Отставание в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления.

- ПАМЯТЬ:

Для большинства детей характерно нарушение опосредованного (непроизвольного) запоминания, что говорит об общем интеллектуальном отставании.

- ВНИМАНИЕ:

Легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чём-либо. Для многих из них характерна быстрая утомляемость, переключаемость с одного вида деятельности на другой.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

- В раннем возрасте нередки так называемые стереотипии (нецеленаправленные,
повторяющиеся действия): раскачивание, сосание пальцев и пр.
- Уровень овладения двигательными навыками cнижен. (фильм «Ранние отношения»)
- Характерны: малоподвижность, двигательная неловкость, нарушение координации движений, невыразительность мимики. (пример с Фаей)

СФЕРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задержка речевого развития (речь практически отсутствует);
Уровень развития речи ниже возрастной нормы:
- бедный словарный запас
- нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи;
- речь несвязная.

Сфера эмоционального развития


«Эмоциональный голод» - предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить, прижаться, взять за руку.
Эмоциональные проявления бедны, невыразительны, поверхностны.
Не различают эмоций окружающих.
Склонность к быстрой смене настроения.
Повышенная склонность к тревожности и беспокойству.
Конфликтны, не коммуникабельны, характерно отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер;
Отношение к взрослым часто определяется практической полезностью для ребёнка, потребительством.



СФЕРА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Отсутствие эмпатии;
Отчуждённость;
Обособленность;
Продуцирование в дальнейшем дефицита любви, тепла в отношении уже к своим детям;
Неумение строить интимно-личностное общение с окружающими.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:

Негативная наследственность;
Стрессогенные условия вынашивания беременности;
Комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях;
Насильственный отрыв их от родительской семьи и помещение в детское специализированное учреждение.

НЕГАТИВНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ



ОТЯГОЩЁННОСТЬ АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ;

ВРОЖДЁННАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ И НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАТАЛОГИЯ;

ВРОЖДЁННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ;

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ И ШИЗОФРЕНИЯ.

СТРЕССОГЕННЫЕ УСЛОВИЯ ВЫНАШИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ:


Искажение жизненно важного взаимодействия между матерью и ребёнком во время внутриутробного развития:
а) отсутствие положительных эмоций, негативное или равнодушное отношение к плоду, искажённые ожидания;
б) ребёнок переживает вместе с матерью эмоциональный шок, приступ тревоги, вспышку ненависти или агрессии, подавленность.

Материнский стресс влечёт за собой выработку гормона кортизола, который ухудшает кровоснабжение и питание плода.

Патогенные факторы: нежелательная беременность, неудачные попытки прервать беременность, злоупотребления, отсутствие контроля за здоровьем, неготовность к родам.

Комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях

Форма неправильного воспитания: безнадзорность и гипоопека;
Вопиющее социальное неблагополучие (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, проживание с тяжелобольными родственниками;
Лишение родительской любви;
Не посещение организованных детских коллективов.


Двойная жизненная травма:

плохое обращение в родной семье;
сам факт разрыва с семьёй.

Дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Насильственный отрыв ребёнка от родительской семьи и помещение в детское специализированное учреждение

ОТСЮДА:

Признаки сенсорной и социальной депривации;
Отставание в психическом развитии;
Признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами;
Энурез;
Нарушения познавательной деятельности;
Расторможенность;
Эмоциональная неустойчивость;
Склонность ко лжи, паталогическим фантазированиям с выраженными невротическими реакциями.

Отрицательные поведенческие
проявления:

Негативизм
Диагностика:
- противодействие требованиям окружающих;
- отвечает «нет» на все предложения, просьбы;
- когда предлагают помощь — отказывается, говорит
«я сам»;
- делает вопреки просьбам;
- вредничает.

Проблемы в общении
Диагностика:
- тихий, спокойный ребёнок (чрезмерно);
- боится чужих (незнакомых) людей;
- когда все играют — сидит в стороне или играет с
одним хорошо знакомым ребёнком;
- мало друзей;
- боится проявлять себя;
- трудно входит в коллектив;
- может быть изгоем в группе;
- не умеет отстаивать свою точку зрения.

Агрессивность
Диагностика:
- разрушительное отношение к вещам (рвёт книги и
т.д.);
- причинение боли окружающим (кусает, царапает,
бьёт и т.д.);
- причинение боли себе;
- вербальная агрессия (оскорбление других);
- не умеет сдерживать негативные эмоции.

Пассивность
Диагностика:
- «тихоня»;
- отличается хорошим поведением;
- подавленный;
- застенчивый;
- не предпринимает действия самостоятельно;
- не берёт инициативу на себя;
- уходит от конфликтов, а не решает их.

Эмоциональная несдержанность
Диагностика:
- по незначительному поводу устраивает истерики;
- часто плачет;
- моментальная непосредственная реакция на всё;
- все эмоции ярко выражены;
- не может сдерживать волнение.

Неуверенность в себе
Диагностика:
- не выделяется в обществе остальных детей;
- мало верит в свои силы («я не смогу это сделать»);
- стеснительный;
- скромный;
- всё время в задних рядах;
- тихий голос.

Страхи
Диагностика:
- говорит, что боится;
- плачет;
- не хочет оставаться в тёмной комнате;
- не расстаётся с какой-то вещью;
- просит присутствия взрослого рядом;
- становится менее активным, чем обычно;
- прячется.

Недоверие к окружающему миру
Диагностика:
- мало общается;
- боится делать что-то в новой обстановке;
- ведёт себя слишком осторожно;
- боится знакомиться с новыми людьми, замкнут в
присутствии незнакомых;
- агрессивная реакция;
- плохо общается (из-за нежелания);
- диковатость поведения;
- уход в свой мир.

Неорганизованность
Диагностика:
- не успевает делать порученные дела;
- часто опаздывает (на занятия, встречи и т.д.);
- забывает делать нужные дела;
- не доделывает до конца дела;
- беспорядок в его вещах;
- нет распорядка дня (ест, когда получится и т.д.).

Не умеет презентовать себя
Диагностика:
- не умеет рассказать о себе;
- неуверенность во время рассказа);
- мнётся;
- мямлит;
- неадекватный внешний вид.

Особенности поведения подростка-воспитанника детского учреждения

1. Хамство:
- желание уйти от ответственности;
- свалить вину, работу на другого;
- подмять под себя любым путём.

Это естественный стиль общения воспитанников детского дома, детей без положительного социального опыта, где добиваются желаемого лишь силой, наказанием, грубостью, где основная цель, как в стае выжить за счёт слабых.
Решение проблемы лишь в терпении, научении, решать проблемы мирным путём, быть образцом для подражания, проговаривать ситуации.



2. Лень-матушка:

- отсутствие привычки к домашней повседневной работе. Труд всегда был ранее видом наказания.

Спасибо за внимание!