Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) Чтобы понимать ребёнка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.И. Писарев Каждый твой день, проведённый в школе, каждое общение с ребятами всегда приносят радость. Учитель должен понимать ребёнка, входить в его положение, вместе с ним сопереживать и радоваться. Иначе и быть не может. Учитель старается с первых дней работы в школе прививать интерес к предмету, развивать способности ребёнка, учить жить в обществе. Думаю, что использование технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (далее – ИОСО) на уроках литературы помогает мне решать эти проблемы. Вот уже четвёртый год продолжается моё “исследование” по программе и учебникам А.Г. Кутузова “В мире литературы”
Иконка файла материала Индивидуально ориентированная сист.doc
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) Чтобы понимать ребёнка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.И. Писарев Каждый твой день, проведённый в школе, каждое общение с ребятами всегда приносят радость. Учитель  должен понимать ребёнка, входить в его положение, вместе с ним сопереживать и радоваться. Иначе и  быть не может. Учитель старается с первых дней работы в школе прививать интерес к предмету, развивать способности  ребёнка, учить жить в обществе. Думаю, что использование технологии индивидуально­ориентированной системы обучения (далее –  ИОСО) на уроках литературы помогает мне решать эти проблемы. Вот уже четвёртый год продолжается моё “исследование” по программе и учебникам А.Г. Кутузова “В  мире литературы” Работа над методической темой Методическая С Что наработано тема ИОСО какого года работае т 2003– 2004   2004– 2005 Дидактический  материал. Тематическое  планирование  уроков литературы  в 6 классе. Индивидуально­ ориентированный  план (далее – ИОП). Тематическое  планирование  уроков литературы  в 7 классе. ИОП. Дидактический  материал. “Карта совместных  наблюдений с  психологом школы  динамики  Результат Перспективы В какой форме защищает тему Доклад на  ШМО Повышение  качества ЗУН по  литературе. Продолжить  работу по ИОСО в  7­м классе Проведение  открытых  уроков Положительная  динамика  психологического  развития  учащихся. Повышение  качества ЗУН по  литературе. Продолжить  работу по ИОСО в  8 классе. Создать творческую группу “ИОСО на  уроках литературы. Проведение  мониторинга  отслеживания  результатов”2005– 2006 2006– 2007 психологического  развития учащихся” Тематическое  планирование  уроков литературы  в 8 классе. ИОП. Дидактический  материал. “Карта совместных  наблюдений…” Тематическое  планирование  уроков литературы  в 9 классе. ИОП. Дидактический  материал. “Карта совместных  наблюдений…” Проведение  занятий  творческой  группы “ИОСО на  уроках  литературы. Проведение  мониторинга  отслеживания результатов” Проведение  занятий  творческой  группы “ИОСО на  уроках  литературы. Проведение  мониторинга  отслеживания результатов” Продолжить  работу по ИОСО в  9 классе. Продолжить работу творческой группы “ИОСО на уроках  литературы.  Проведение  мониторинга  отслеживания  результатов” Продолжить  работу по ИОСО в  10 классе. Продолжить работу творческой группы “ИОСО на уроках  литературы.  Проведение  мониторинга  отслеживания  результатов” Помочь каждому  учащемуся  составить  индивидуальную  образовательную  программу и  индивидуальный  учебный план. Творческая  группа. Положительная  динамика  психологического  развития  учащихся. Повышение  качества ЗУН по  литературе. Творческая  группа. Положительная  динамика  психологического  развития  учащихся. Повышение  качества ЗУН по  литературе. Выпуск 2­х  брошюр: 1. “Мониторинг  отслеживания  результатов на  уроках  литературы”; 2. “Структура  описания опыта  внедрения  технологии ИОСО  на уроках  литературы” С самого начала работы были трудности с родителями, но сейчас их нет. Остаются они с учащимися (не  все умеют адекватно оценивать свои возможности). Завышенная самооценка у 9 человек из класса (38%,  всего 24 человека). Большинство учащихся научились сдавать в срок, определённый индивидуально­ ориентированным планом (далее ИОПом), задания (13 человек из 24 – 54%). Двое постоянно работают с  опережением материала (9%).В 9 классе сейчас использую углубленное изучение материала в теме, исключая некоторые занятия по  внеклассному чтению, из­за нехватки времени, которое теряется при полном соблюдении структуры  уроков­лекций и лабораторных занятий. Календарно­тематическое планирование Календарно­тематическое планирование дополняю колонкой “Рефлексия”, которая помогает при анализе любого урока. Например, календарно­тематическое планирование по теме “Духовная литература”, 7  класс (учебник под редакцией А.Г. Кутузова “В мире литературы”, 7 класс, М, “Дрофа”, 2002 г.) Раздел Количест во часов по плану Фа кт Резе рв Форма изучения Темы Сроки проведен ия Рефлекс ия Термины, понятия, оборудован ие Духовная  литератур а 6 6                                           1. Урок­ лекция Духовная  литература 03.12 2. Отработка  теоретическо го материала 3. Тренаж 4. Практикум 5. Практикум 6. Зачёт Способы  создания  характера в  произведени ях духовной  литературы Борис  Зайцев.  “Житие  Сергия  Радонежског о” Дмитрий  Балашов.  “Похвала  Сергею” Образы  “героев”  духовной  литературы Духовная  литература 06.12 10.12 13.12 17.12 20.12             ИОПы для учеников составляю сама по форме: Индивидуально­ориентированные планы (ИОПы) 1. Духовная  литераура 2. Житие 3.  Идеальный  образ 4. Слова на  сносках  (стр.155­ 168)Справочная литература Срок и Знать и  уметь       Урок­лекция Соблюдаю структуру школьной лекции по ИОСО: “ 3 ”   “ 4 ”   “ 5 ”   Дополнительные  задания       психологический настрой, сообщение темы, цели – 5 минут; лекция – 15 минут; работа в группах, парах – 20 минут; подведение итогов – 5 минут. Лабораторные занятия К лабораторным занятиям относятся тренажи и практикумы, направленные на закрепление  теоретического материала по теме. Сначала составляю проект учебного лабораторного занятия (далее – УЗ) по теме, а потом только пишу  конспект урока. Я приведу пример подробного проекта УЗ по теме: “В.Г. Короленко “Парадокс” 1. Педагогическая ситуация: 8 класс (средний), учитель – 1 категория, материал – учебник, ИОП, день недели – вторник, 2­й урок 2. Тема: Литература: В.Г. Короленко “Парадокс”, практикум (2­е лабораторное занятие). Значимость: отрабатываются ЗУНы с применением теории на практике; предполагается выявление фундаментальных понятий, определение их значений для понимания дальнейшего и  осмысления пройденного ранее теоретического материала. Сложность материала (анализ):     интерес; дифференцированные задания в группах; право выбора; рефлексия через самостоятельную работу. 3. Цель:    отработать полученные теоретические знания на практике; организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и проанализировать её; создать условия для нравственного развития ребёнка, диалогического и монологического  общения, проанализировать способности, сделать выводы, связать с другими дисциплинами,  жизнью. 4. Дидактическое обеспечение: ИОСО:    темп ребёнка; самостоятельная работа по ИОПу; работа в группах.Данный проект помогает не только грамотно написать конспект урока, но и грамотно его  проанализировать Дидактические материалы Проблему отсутствия и составления дидактических материалов решаем вместе с учениками. На  практикумах учащиеся выполняют задания: 1. Задание на углубление в тему (оформляется в отдельной тетради). Сдать 24 декабря: обобщите все знания, полученные ранее по теме “Фольклор”;   жизнь старцев в монастыре (подробное изложение материала);  объясните значение слов и их употребление в современное время: черноризец, просфора,  литургия, протопоп, томный, турбачить). Приложение:      выбор категории сложности осуществляете сами; в конце работы заполните, пожалуйста, анкету: лёгкие вопросы; сделал с подсказкой; не выполнил, потому что… Желаю успеха. Т.Н. Быстрицкая. 2. “Помоги себе сам”: ученики самостоятельно разрабатывают дидактический материал по теме. 3. “Повторяю, расширяя кругозор”: ученики составляют на выбор дополнительные вопросы к теме урока  или общей теме цикла уроков. Чаще всего этим занимаются ребята, выбравшие уровень на отметку “5” – творческий и уровень на  отметку “4” – применения знаний. Зачёт Часто использую групповую форму проведения, так как предмет устный. Привлекаю в качестве  “консультантов” учеников, которые идут с опережением материала, а также учеников, сдавших мне  зачёт, (которые выбрали уровень на отметку “5” – творческий), но только по их желанию. С первого раза, в основном, сдают 18 человек, 3 человека – со второго раза, 3 человека – с 3, 4 раза. Пробовала отпускать учеников, которые идут с опережением материала, с урока, но трудность была в  том, какой по счёту урок в расписании. Им приходилось заниматься или в кабинете (в своём темпе), или  в библиотеке. Проблема в том, что только два предмета по ИОСО в классе (физика и литература), но, думаю, что­то в  скором времени изменится. Динамика психологического развития учащихся Любая, предлагаемая к внедрению новая педагогическая технология, имеет право на своё существование  только при условии эффективности, доказывающей её полезность для учащихся по полученным за  определённый период результатам. По ИОСО вместе с психологом тщательно отслеживаем каждого ученика, фиксируем полученные  данные, проводим 3 вида контроля в течение учебного года (входной, промежуточный, итоговый),  оформляем результаты в специально оформленных индивидуальных папках. Приведу пример одного из  результатов психологического развития учащихся:Уровень тревожности Уровни 7 8 класс класс 9 класс (1, 2 вид контроля) Высокий 25 % 21 % 19,2 % Выше среднего 42 % 40,1 % Средний 34 % 33,2 % 37,5 % 32,4 % Ниже среднего 9 % 8,3 % 8,3 % Если говорить в целом, то благодаря применению технологии ИОСО, у учеников повысился уровень  учебной мотивации, познавательной активности, уровень общительности, снизился уровень тревожности,  произошли положительные изменения в отношениях с одноклассниками, учителями, по сравнению со  стартовым уровнем (сентябрь 2003 г.). Остаётся сказать последнее: “Для того, чтобы Ваш ученик был успешным в жизни, для того, чтобы  понимать ученика, надо не только “поставить себя в его положение”, но и не бояться пробовать и  экспериментировать, выбирая лучшее, как для своего ученика, так и для себя”.

Посмотрите также