Цели:
1. Закрепить чёткую дифференциацию фонем [т] – [д] по глухости – звонкости в словах и предложениях;
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;
3. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
4. Расширить и уточнить словарь по теме «Профессии».
5. Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию через беседу о труде.
Оборудование: экран, проектор, слайдовая презентация, слоговая таблица для составления слов, предметные картинки, пословицы, звуковые линейки.карточки для слогового анализа с пропущенным слогом, карточки – части пословицИндивидуальное занятие Дифференциация Звуков Д-Т (2Класс)
Дифференциация звуков [т] – [д]
1.
2.
3.
4.
5.
Цели:
предложениях;
Закрепить чёткую дифференциацию фонем [т] – [д] по глухости – звонкости в словах и
синтеза слов сложной слоговой структуры;
Развивать зрительное восприятие, внимание, оптикопространственное ориентирование;
Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и
Расширить и уточнить словарь по теме «Профессии».
Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию
через беседу о труде.
Оборудование: экран, проектор, слайдовая презентация, слоговая таблица для составления слов,
предметные картинки, пословицы, звуковые линейки.карточки для слогового анализа с
пропущенным слогом, карточки – части пословиц.
Ход занятия.
1. Орг. момент .(Слаид)
Как приятно ,что сегодня
В гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли
2. Артикуляционная гимнастика
.
Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».
Проведем гимнастику для язычка. .
“Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре,
пять минут лежит. Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (56 раз). Побегал из
стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). Чашечку сделал,
подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка
вкусная? (Почмокали). На сладкое осы налетели – ЗЗЗ. За ними жуки прилетели – ЖЖЖ.
Вдалеке пароход загудел – ЛЛЛ. В кустах кошка зашипела –ШШШ. Собака на нее зарычала – Р
РР. Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. Сломалась
лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – ДДД. Слез с лошадки и решил сделать
зарядку”.
3.Речевая зарядка .(Слаид)
– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.
ТАДАТА ТРАДРАТРА ДАДАТА? (спрашиваем)
ТАДАДА ДИМДИМТИМ ТУДУДУ. (отвечаем)
ТИДИТИ ДОМКОМТОМ ДЫТЫДЫ! (удивляемся)
4.Посмотрите на изографы.Разгадайте их
.(Слаид)
5.Сравнительная характеристика звуков.
Сопоставление по артикуляции .
(Слаид)
Потренировался язычок теперь готов произносить любые звуки.– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их
произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что
при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает,
мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите
сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без
голоса.
– Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при
чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при
чтении.
Тсогласный, глухой, произносится без участия голоса.
Д согласный, звонкий, в произношении учувствует голос
6. Отгадай слова .(Слаид)
Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.
Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.
Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной,
строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного,
строителя?
Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.
7. Работа по карточкам .(Слаид)
На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в
каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:
Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.
Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.
Проверка:Ворота, ветка, одуванчик, парта.
Погода, молоток, ведро, одеяло.
)
. Дифференциация в предложении
.(Слаид
8.Сам. работа.
Как вы думаете, что необходимо, чтобы стать мастером? (Знания, способности,желание, а самое
главное труд.)
Давайте назовём слова, близкие по значению слову ТРУД (работа, дело),
противоположные (лень, отдых, безделье).
Вспомним народную мудрость о труде. (Работа с деформированными предложениями: на доске –
начало пословиц, у детей – окончание.) Составим пословицы и запомним их. Запишите две на выбор
в свою тетрадь. Обведите букву «д» в кружочек, а букву «т» подчеркните одной чёрточкой.На доске:
Без труда не вытащишь и ... Какие труды – …
Дело мастера … Терпение и труд …
На карточках: …рыбку из пруда … боится …такие плоды … все перетрут
9. Вставь пропущенные согласные. Укажи проверочные слова. .(Слаид)
. Пожел___ел и опус__ел наш са___. Этот пру__ бога __ рыбой
10.Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»
– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)
– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)
– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)
– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)
– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)
– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)
– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)
– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем)
11.
Письмо по памяти.
.(Слаид)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти
.(Слаид)
.12. Работа с текстом.
Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните слова Д, Т разными цветами.. Составьте и
запишите предложения с одним из слов.
Точно по часам
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
13.
Игра «Кто больше?».
Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Д, Т; имеющих
их в своем составе.
14.Игра « ВсёНаоборот».Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом».
Богатый человек – Толстое дерево – Грязная посуда –
Острый нож – Быстрый шаг – Молодое дерево –
Темная комната – Теплый ветер –
15.Подведение итогов занятия.
Обл.спец.школаинтернат № 3
Открытый урок по логопедии
Тема :Дифференциация звуков ДТ
Провела: логопед Наурзалиева Б ГАтырау 201617г