Индивидуальный план по самообразованию на ___________ год
Педагог_____________________________________________________________________
Категория ___________________________________________________________________
Учреждение: ____________________________________________________________________
Образование (когда, какое учреждение закончил) _________________________________
____________________________________________________________________________
Тема по самообразованию (допускается разработка плана на 1 – 3 года) ______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуальность темы _________________________________________________________
________________________________________________________________________
Цель ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемые результаты _________________________________________________
Сроки реализации плана по самообразованию _____________________________________
№ п/п |
План самообразования |
Сроки реализации |
Источник помощи |
Практический выход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ МЕТОДИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА
учебный год _________ (в плане по самообразованию педагога)
Дата, сроки проведения |
Форма мероприятия (МО, педсовет, семинар, курсы, вебинары и т. д.) и место проведения |
Тема мероприятия, тема выступления |
Степень участия (слушатель, выступающий, представляющий опыт) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата, сроки проведения |
Форма мероприятия (МО, педсовет, семинар, курсы, вебинары и т. д.) и место проведения |
Тема мероприятия, тема выступления |
Степень участия (слушатель, выступающий, представляющий опыт) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА
Учебный год Учебный год
(курсовая
подготовка, аттестация, переподготовка, трансляция опыта работы)
План отчёта по самообразованию
Педагога _________________________________________________ за 20 ___ - 20 ___ уч. г.
1. Литература, изученная по данной проблеме: _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.;
б) выступления на методических объединениях по темам: ________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: _________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каком направлении буду продолжать работу по самообразованию:
а) составление каталога литературы ___________________________________________
__________________________________________________________________________
б) обобщение диагностического материала _____________________________________
__________________________________________________________________________
в) выступление на МО, педсоветах и т. д. ______________________________________
__________________________________________________________________________
г) обобщение опыта ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
д) другое _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Цели самообразования (общие):
· повышение профессиональной компетентности;
· расширение педагогических и психологических знаний;
· углубление знаний по методике учебных предметов;
· овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
· повышение общего культурного уровня учителя.
Для молодых специалистов:
· адаптация педагогической деятельности;
· осознание целей и ценностей личностно – ориентированной модели воспитания;
· обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для педагогов, которые работают больше 5 лет:
· усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
· овладение способами проектирования и программирования учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
· формирование умений анализировать научно – методическую литературу;
· применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих педагогов:
· актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого – педагогической науки;
· проявление творческого потенциала педагога;
· развитие исследовательской деятельности.
Функции самообразования:
· компенсация недостатков полученного образования;
· постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к её технологиям;
· непрерывное развитие творческого потенциала личности.
Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем образовательной организации. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.
Сама по себе, без самообразования, методическая работа никогда не может достичь оптимального, то есть наивысшего возможного эффекта, даже если она очень хорошо кем – то организована. Поэтому задача руководителя методической службы – управлять самообразованием педагогов, используяадминистративные методы и психологические приёмы.
В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Как выбрать это направление, с чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определённой теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает. Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. В качестве темы самообразования можно выбрать
· одну из задач работы образовательной организации на текущий год;
· аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно – познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);
· тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальной приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Требования к выбору темы по самообразованию:
· актуальность;
· учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
· тесная связь с конкретными научно – педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально – личностного развития педагога.
С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами деятельности, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факты, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и др.
Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные процессы самообразования (ситуативное, ситуативно – инициативное, инициативное).
Основные условия эффективного самообразования педагога:
· владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта;
· реализация в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально – личностном саморазвитии;
· способность к рефлексии. Рефлексия представляет собой деятельность личности по осмыслению собственных действий, чувств, состояний. Наличие у педагога рефлексивной способности – необходимое условие эффективного самоанализа, обеспечивающее постоянное оценивание своей деятельности, своих профессионально – личностных качеств;
· применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования. Это условие обеспечивает апробацию выявление реальной практической ценности вновь приобретённых знаний и опыта, закрепление успешного опыта в профессиональной деятельности педагога.
Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя:
· изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания;
· участие в профессиональном обмене опытом: посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими педагогами; приглашение коллег на свои уроки, внеурочные занятия и мероприятия; участие в коллективном обсуждении проведённых и посещённых уроков и воспитательных мероприятий;
· периодический анализ своей и профессиональной деятельности;
· совершенствование своих психолого – педагогических, методических и предметных знаний, развитие эрудиции в области наук, связанных с преподаваемым предметом;
· повышение общей эрудиции, общей и правовой культуры, осведомлённости в событиях общественной, экономической, политической и культурной жизни.
Алгоритм работы педагога по самообразованию:
· выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;
· разработка плана по самообразованию;
· определение источников информации;
· изучение теоретических источников;
· организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий);
· систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка её результатов;
· подготовка отчёта по теме самообразования;
· определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
Результатом деятельности педагога по самообразованию могут быть:
· повышение качества своей педагогической деятельности, зафиксированное в конкретных показателях;
· разработка новых способов и средств педагогической деятельности (авторских форм и приёмов обучения и воспитания, наглядных пособий, презентаций, тестов и т. д.);
· подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер – классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования;
· выработка методических рекомендаций по применению педагогической технологии, изученной и внедрённой в ходе самообразования; публикация методических и учебных пособий, авторских программ, статей, методических разработок;
· проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;
· создание комплекса педагогических разработок, обновление учебно – методического комплекса преподаваемой дисциплины.
Критерии эффективности самообразования:
· тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер;
· качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально – содержательный компонент);
· имеет место научная обоснованность плана;
· определена результативность педагогической деятельности в данном направлении;
· прослеживается значимость и перспективность педагогического труда;
· наблюдается педагогическая динамика результатов деятельности учащихся;
· очевиден интерес учителя к продолжению самообразования;
· проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета;
· видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач;
· формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности;
· развивается способность использования в своей работе информационных технологий;
Любая деятельность бессмыслена, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких – либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования:
· повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
· разработка или издание учебных пособий, статей, учебников, программ, сценариев, исследований;
· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
· подготовка докладов, выступлений;
· разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
· разработка методических рекомендаций по применению новых методических технологий;
· разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям;
· создание комплектов педагогических разработок;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер – классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Результаты лучше проводить поэтапно с целью корректирования дальнейшей деятельности.
Самообразование педагогов будет продуктивным, если:
· в процессе реализуется потребность педагога в собственном развитии и саморазвитии;
· педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признаёт своё несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;
· педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя – профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, овладения диагностикой/самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
· программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
· педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
· осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно – практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности образовательной организации в целом.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения, индивидуально спланировать свою работу.
Сегодня предлагается много способов управления саморазвитием: план, программа, проект – выбор за педагогом.
Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырёх разделов:
1. Основные вопросы для изучения.
2. Этапы работы над материалом по определённым вопросам.
3. Практический выход (доклад, урок, методическая разработка).
4. Где, когда и как реализуется.
Алгоритм написания плана по самообразованию
1. Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив школы.
2. Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении образования.
3. Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.
3.1. Повышение научно – теоретического и методического уровня педагогов – организаторов.
3.1.1. Изучение нормативных документов по воспитательной работе.
3.1.2. Изучение методических материалов по теме самообразования.
3.1.3. Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ.
3.1.4. Посещение семинаров, методических объединений.
3.1.5. Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.
3.2. Прохождение курсов повышения квалификации.
3.3.Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий.
3.4.Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ.
3.4.1. Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях.
3.4.2. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций.
3.4.3. Пути решения проблем.
3.4.4. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными учреждениями воспитания и обучения.
3.5.Самоанализ и самоконтроль.
3.6.Отчёты по самообразованию
3.6.1. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов – организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание авторских проектов или программ и др.).
3.6.2. Создание портфолио педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.