Индивидуальный план по самообразованию

  • docx
  • 18.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Примерный план написания индивидуального плана по самообразованию
Иконка файла материала Самообразование 1.docx

Индивидуальный план по самообразованию на  ___________ год

Педагог_____________________________________________________________________

Категория ___________________________________________________________________

Учреждение: ____________________________________________________________________

 

Образование (когда, какое учреждение закончил)  _________________________________

____________________________________________________________________________

Тема по самообразованию (допускается разработка плана на 1 – 3 года) ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность темы _________________________________________________________

________________________________________________________________________

Цель ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемые результаты _________________________________________________

Сроки реализации плана по самообразованию _____________________________________

 

 

 

 

 


 

№ п/п

План самообразования

Сроки реализации

Источник помощи

Практический выход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ МЕТОДИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА

учебный год _________ (в плане по самообразованию педагога)

Дата, сроки проведения

Форма мероприятия (МО, педсовет, семинар, курсы, вебинары  и т. д.) и место проведения

Тема мероприятия, тема выступления

Степень участия

(слушатель, выступающий, представляющий опыт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата, сроки проведения

Форма мероприятия (МО, педсовет, семинар, курсы, вебинары  и т. д.) и место проведения

Тема мероприятия, тема выступления

Степень участия

(слушатель, выступающий, представляющий опыт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИСТ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

Учебный год

 

Учебный год

 
(курсовая подготовка, аттестация, переподготовка, трансляция опыта работы)


План отчёта по самообразованию

Педагога _________________________________________________ за 20 ___ - 20 ___ уч. г.

1.     Литература, изученная по данной проблеме: _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.;

б) выступления на методических объединениях по темам: ________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.     Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.     В каком направлении буду продолжать работу по самообразованию:

а) составление каталога литературы ___________________________________________

__________________________________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________

__________________________________________________________________________

в) выступление на МО, педсоветах и т. д. ______________________________________

__________________________________________________________________________

г) обобщение опыта ________________________________________________________

__________________________________________________________________________

д) другое _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели самообразования (общие):

·         повышение профессиональной компетентности;

·         расширение педагогических и психологических знаний;

·         углубление знаний по методике учебных предметов;

·         овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

·         повышение общего культурного уровня учителя.

     Для молодых специалистов:

·         адаптация педагогической деятельности;

·         осознание целей и ценностей личностно – ориентированной модели воспитания;

·         обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.

     Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

·         усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

·         овладение способами проектирования и программирования учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;

·         формирование умений анализировать научно – методическую литературу;

·         применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих педагогов:

·         актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого – педагогической науки;

·         проявление творческого потенциала педагога;

·         развитие исследовательской деятельности.

Функции самообразования:

·         компенсация недостатков полученного образования;

·         постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к её технологиям;

·         непрерывное развитие творческого потенциала личности.

Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем образовательной организации. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.

Сама по себе, без самообразования, методическая работа никогда не может достичь оптимального, то есть наивысшего возможного эффекта, даже если она очень хорошо кем – то организована. Поэтому задача руководителя методической службы – управлять самообразованием педагогов, используяадминистративные методы и психологические приёмы.

В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Как выбрать это направление, с чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определённой теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает. Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. В качестве темы самообразования можно выбрать

·         одну из задач работы образовательной организации на текущий год;

·         аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно – познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);

·         тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальной приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).

Требования к выбору темы по самообразованию:

·         актуальность;

·         учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

·         тесная связь с конкретными научно – педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально – личностного развития педагога.

            С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами деятельности, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факты, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и др.

            Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные процессы самообразования (ситуативное, ситуативно – инициативное, инициативное).

            Основные условия эффективного самообразования педагога:

·         владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта;

·         реализация в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально – личностном саморазвитии;

·         способность к рефлексии. Рефлексия представляет собой деятельность личности по осмыслению собственных действий, чувств, состояний. Наличие у педагога рефлексивной способности – необходимое условие эффективного самоанализа, обеспечивающее постоянное оценивание своей деятельности, своих профессионально – личностных качеств;

·         применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования. Это условие обеспечивает апробацию выявление реальной практической ценности вновь приобретённых знаний и опыта, закрепление успешного опыта в профессиональной деятельности педагога.

Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя:

·         изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания;

·         участие в профессиональном обмене опытом: посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими педагогами; приглашение коллег на свои уроки, внеурочные занятия и мероприятия; участие в коллективном  обсуждении проведённых и посещённых уроков и воспитательных мероприятий;

·         периодический анализ своей и профессиональной деятельности;

·         совершенствование своих психолого – педагогических, методических и предметных знаний, развитие эрудиции в области наук, связанных с преподаваемым предметом;

·         повышение общей эрудиции, общей и правовой культуры, осведомлённости в событиях общественной, экономической, политической и культурной жизни.

Алгоритм работы педагога по самообразованию:

·         выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;

·         разработка плана по самообразованию;

·         определение источников информации;

·         изучение теоретических источников;

·         организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий);

·         систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка её результатов;

·         подготовка отчёта по теме самообразования;

·         определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

Результатом деятельности педагога по самообразованию могут быть:

·         повышение качества своей педагогической деятельности, зафиксированное в конкретных показателях;

·         разработка новых способов и средств педагогической деятельности (авторских форм и приёмов обучения и воспитания, наглядных пособий, презентаций, тестов и т. д.);

·         подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер – классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования;

·         выработка методических рекомендаций по применению педагогической технологии, изученной и внедрённой в ходе самообразования; публикация методических и учебных пособий, авторских программ, статей, методических разработок;

·         проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;

·         создание комплекса педагогических разработок, обновление учебно – методического комплекса преподаваемой дисциплины.

Критерии эффективности самообразования:

·         тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер;

·         качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально – содержательный компонент);

·         имеет место научная обоснованность плана;

·         определена результативность педагогической деятельности в данном направлении;

·         прослеживается значимость и перспективность педагогического труда;

·         наблюдается педагогическая динамика результатов деятельности учащихся;

·         очевиден интерес учителя к продолжению самообразования;

·         проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета;

·         видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач;

·         формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности;

·         развивается способность использования в своей работе информационных технологий;

Любая деятельность бессмыслена, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких – либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования:

·         повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

·         разработка или издание учебных пособий, статей, учебников, программ, сценариев, исследований;

·         разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

·         подготовка докладов, выступлений;

·         разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

·         разработка методических рекомендаций по применению новых методических технологий;

·         разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям;

·         создание комплектов педагогических разработок;

·         проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер – классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Результаты  лучше проводить поэтапно с целью корректирования дальнейшей деятельности.

Самообразование педагогов будет продуктивным, если:

·         в процессе реализуется потребность педагога в собственном развитии и саморазвитии;

·         педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признаёт своё несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;

·         педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя – профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, овладения диагностикой/самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

·         программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

·         педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

·         осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно – практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности образовательной организации в целом.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения, индивидуально спланировать свою работу.

Сегодня предлагается много способов управления саморазвитием: план, программа, проект – выбор за педагогом.

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырёх разделов:

1.      Основные вопросы для изучения.

2.      Этапы работы над материалом по определённым вопросам.

3.      Практический выход (доклад, урок, методическая разработка).

4.      Где, когда и как реализуется.

Алгоритм написания плана по самообразованию

1.      Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив школы.

2.      Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении образования.

3.      Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.

3.1. Повышение научно – теоретического и методического уровня педагогов – организаторов.

3.1.1.      Изучение нормативных документов по воспитательной работе.

3.1.2.      Изучение методических материалов по теме самообразования.

3.1.3.      Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ.

3.1.4.      Посещение семинаров, методических объединений.

3.1.5.      Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.

3.2. Прохождение курсов повышения квалификации.

3.3.Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий.

3.4.Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ.

3.4.1.      Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях.

3.4.2.      Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций.

3.4.3.      Пути решения проблем.

3.4.4.      Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными учреждениями воспитания и обучения.

3.5.Самоанализ и самоконтроль.

3.6.Отчёты по самообразованию

3.6.1.      Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов – организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание авторских проектов или программ и др.).

3.6.2.      Создание портфолио педагога.