Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Инновационная деятельность
учителя как основа развития современной школы»
( выступление на педсовете)
Подготовила: Жданкина И.Н.
учитель русского языка
2022 г.
«Двадцать первому веку нужно стать веком социальных и политических инноваций, чья природа не может быть ясна нам сейчас так, как очевидна их необходимость»
Питер Друкер.
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Современное состояние образования в Российской Федерации в полной мере связано с феноменом «инновации». Инновация представляет собой естественное явление в педагогическом процессе, является движущей силой его совершенствования.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно - ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества;
- самостоятельной творческой деятельности.
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно умственно отсталыми обучающимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы.
В своей работе учителя русского языка, я произвожу поиск нужной информации для своей работы, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работаю с отобранной информацией, выделяю главное, систематизирую и обобщаю её с помощью современных средств.
На проводимых мной уроках русского языка, письма, чтения и развития речи и внеклассных мероприятиях я часто применяю ИКТ, которые значительно повышают качество образования, делает процесс обучения и воспитания более современным разнообразным и насыщенным.
Как показывает, мой педагогический опыт работы, использование ИКТ на уроках позволяет обучающимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках,
во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку, письму, чтению и развитию речи;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса;
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку, письму, чтению и развитию речи стараюсь применять следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами.
На уроках осуществляются инновационные процессы. Сейчас практически в каждой классной комнате стоит компьютер, и мы педагоги школы-интерната эффективно используем их в обучение детей.
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память.
Конечно же, использую на уроках здоровьесберегающие технологии, которых в образовательном процессе идут на пользу здоровья обучающихся.
Реализуя здоровьесберегающие технологии, вставляю в уроки музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения) медлительны, пассивны, мало инициативны, недостаточно внимательны, поэтому для активизации речи и обогащения словаря в своей работе применяю игровые технологии.
Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания на уроках. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.
Например, такие игровые моменты, которые привлекают внимание детей на моих уроках и создают положительные условия для мотивации в учении:
• игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
• игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
• корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, активизировать творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом.
Часто подготавливаю и провожу нестандартные уроки русского языка, письма, чтения и развития речи, такие как:
- урок – беседа;
- урок – практикум;
урок – экскурсия;
урок – игра ;
- урок – КВН;
- урок – путешествие;
- урок – зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.
Нетрадиционные уроки русского языка, письма, чтения и развития речи обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
В 2020 учебном году в связи с ковидными ограничениями в стране, мы столкнулись в своей работе с новой формой обучения - дистанционное обучение.
Дистанционное обучение вызвало у педагогов школы-интерната, и у меня, в том числе множество вопросов, но данный вид обучения мы освоили в короткий срок, и успешно завершили учебный год.
Были сформулированы и спроектированы этапы организации дистанционного обучения, осуществили выбор инструментов и способов взаимодействия между педагогом и обучающимся мультимедийной среде обучения.
Так как компьютеров у наших детей дома не было, я пересылала учебные материалы по электронной почте, в социальных сетях, мессенджерах. Проводила онлайн консультации, осуществляла обратную связь через социальные сети, родительские блоги.
В личном блоге обучающийся отслеживали новости и календарь событий, в которых принимали участие, получали задания на тесты и упражнения.
Также дистанционное обучение я несколько лет осуществляла (с выпускником на данный момент) Федотовым Вадимом. Обучение проводила выше указанными
инструментами и способами взаимодействия между педагогом и обучающимся.
Дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.
Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению качества образования.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Список использованной литературы:
1.Актуальные проблемы педагогической инноватики : материалы международной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2009 г. - Балашиха : Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования , 2009. - 372 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2315473-КХ
2.Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
3.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологическиеосновы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.
4.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. – № 4. - С. 61-65
5.Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.