«Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы»
Оценка 4.6

«Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
русский язык +1
16.12.2022
«Инновационная деятельность  учителя как основа развития современной школы»
Выступление.docx

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

 Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

«Инновационная деятельность

 учителя как основа развития современной школы»

( выступление на педсовете)

 

 

 

 

Подготовила:  Жданкина И.Н.

учитель русского языка

 

 

 

 

 

2022 г.

«Двадцать первому веку нужно стать веком социальных и политических инноваций, чья природа не может быть ясна нам сейчас так, как очевидна их необходимость»

 

Питер Друкер.

    В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.  

Современное состояние образования в Российской Федерации в полной мере связано с феноменом «инновации». Инновация представляет собой естественное явление в педагогическом процессе, является движущей силой его совершенствования.

 Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».  

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

  Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

 - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно - ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества;

- самостоятельной творческой деятельности.

  Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности,   превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

  К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

  Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

  В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

  При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно  умственно отсталыми  обучающимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами  традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся  познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.

  Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы.

  В своей работе учителя русского языка, я произвожу  поиск нужной информации для своей работы,  необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работаю с отобранной информацией, выделяю главное, систематизирую и обобщаю  её с помощью современных средств.

 На проводимых мной уроках  русского языка, письма, чтения  и развития речи и внеклассных мероприятиях  я часто  применяю  ИКТ,  которые  значительно  повышают    качество образования, делает   процесс обучения и воспитания  более  современным  разнообразным и  насыщенным.

Как показывает, мой педагогический опыт работы,   использование ИКТ на уроках  позволяет обучающимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.       Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках,

 во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку, письму, чтению и развитию речи;

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса;

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.      

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку, письму,  чтению и развитию речи  стараюсь  применять  следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками;

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- исследование текста;

- работа с тестами.

На уроках  осуществляются  инновационные процессы. Сейчас практически в каждой классной комнате стоит компьютер, и мы педагоги школы-интерната  эффективно используем их  в обучение  детей.

  Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями.  ИКТ стимулирует и развивает мышление, память.

 Конечно же, использую на уроках здоровьесберегающие технологии, которых в образовательном процессе идут на пользу здоровья  обучающихся.

 Реализуя здоровьесберегающие технологии,  вставляю  в уроки  музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки.

                 Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения)  медлительны, пассивны, мало инициативны, недостаточно внимательны, поэтому для  активизации речи и обогащения словаря  в своей работе  применяю игровые технологии. 

 Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания на уроках.  Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

   Например, такие игровые моменты, которые привлекают внимание детей  на  моих уроках  и создают  положительные условия для мотивации в учении:

•        игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);

•        игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);

•        корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.

   Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление,  активизировать творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

  К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.

 

  Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом.  

   Часто подготавливаю  и провожу нестандартные уроки русского языка, письма, чтения  и развития речи, такие как:

- урок – беседа;

- урок – практикум;

урок – экскурсия;

урок – игра ;

- урок – КВН;

- урок – путешествие;

- урок – зачет.

   Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

   Нетрадиционные  уроки русского языка, письма, чтения и развития речи  обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

   В 2020 учебном  году  в связи с ковидными ограничениями в стране, мы столкнулись в своей работе  с новой  формой обучения - дистанционное обучение.

 Дистанционное обучение вызвало у педагогов школы-интерната, и у меня,  в том числе  множество вопросов, но  данный вид обучения мы освоили в короткий срок, и успешно завершили учебный год.

  Были  сформулированы  и спроектированы   этапы  организации дистанционного обучения, осуществили  выбор инструментов и способов взаимодействия между педагогом  и обучающимся  мультимедийной среде обучения.

Так как компьютеров у наших детей дома не было,  я пересылала  учебные  материалы   по электронной почте,  в социальных сетях, мессенджерах.   Проводила  онлайн консультации, осуществляла обратную  связь через социальные сети, родительские  блоги.     

В личном блоге  обучающийся  отслеживали  новости и календарь событий, в которых  принимали  участие,  получали задания  на тесты и упражнения.

Также дистанционное обучение я несколько лет осуществляла (с выпускником  на данный момент) Федотовым Вадимом. Обучение проводила  выше указанными

инструментами  и способами  взаимодействия между педагогом  и обучающимся.

  Дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

   Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению качества образования.

   Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Актуальные проблемы педагогической инноватики : материалы международной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2009 г. - Балашиха : Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования , 2009. - 372 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2315473-КХ

2.Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

3.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологическиеосновы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.

4.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. – № 4. - С. 61-65

5.Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177

6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Двадцать первому веку нужно стать веком социальных и политических инноваций, чья природа не может быть ясна нам сейчас так, как очевидна их необходимость»

Двадцать первому веку нужно стать веком социальных и политических инноваций, чья природа не может быть ясна нам сейчас так, как очевидна их необходимость»

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации…

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации…

На уроках осуществляются инновационные процессы

На уроках осуществляются инновационные процессы

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом

Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению качества образования

Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению качества образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022