Инструменты наставничества по модели «УЧЕНИК-УЧЕНИК» в системе общего среднего и дополнительного образования
Оценка 4.9

Инструменты наставничества по модели «УЧЕНИК-УЧЕНИК» в системе общего среднего и дополнительного образования

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации +1
07.11.2022
Инструменты наставничества по модели «УЧЕНИК-УЧЕНИК» в системе общего среднего и дополнительного образования
Выступление на семинаре..docx

Семинар на тему

«Институт наставничества и ситифермерство – приоритетные инновационные проекты в МКОУ Кондинская СОШ»

 

«Инструменты наставничества по модели «УЧЕНИК-УЧЕНИК» в системе общего среднего и дополнительного образования»

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы реализации программы наставничества в нашей школе и познакомиться с новым инновационным проектом «Сити-фермерство».

Цель и задачи семинара перед вами на слайде.

Порядок работы следующий: (познакомить с программой семинара).

Для принятия решения семинара нам необходимо выбрать проектную группу. Предлагаю Захарову Т.А., Тищенко Е.Н., Коркину И.В.

 

Наставничество – старейший метод передачи опыта, который издавна использовался во многих сферах деятельности человека, метод непосредственного и опосредованного личного влияния одного человека на другого.

В прошлом учебном году мы начали реализацию инновационного проекта «Наставничество» в нашей школе. Хотя в не проекта педагогическое сопровождение молодых педагогов в школе осуществляется непрерывно последние пять лет. В октябре 2020 года мы проводили семинар по модели наставничества «учитель-учитель» и первые результаты представляли перед районным педагогическим сообществом. Элеонора Викторовна расскажет о нормативной базе, о первых результатах работы, представленных на августовском совещании педагогических работников.

Со своим опытом наставничества поделится Светлана Николаевна.Далее мой опыт работы с Андреем Сергеевичем.

 

Сегодня мы обсудим модель наставничества ученик-ученик.

Важность реформирования сферы образования отражается в национальном проекте «Образование». В письме Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 дается определение направления целевой модели наставничества и методические рекомендации. На основе этих рекомендаций мы и выстраиваем свою работу.

Каким образом можно шире раскрыть потенциал личности наставляемого для успешной личной самореализации в современных условиях?Какие создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Напомню задачи наставничества и его внедрения в образовательную деятельность.

Задачи наставнической деятельности:

1.      Осуществлять педагогическую поддержку сопровождаемого в процессе его обучения.

2.      Создать условия освоения деятельности, сочетающие психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

3.      Выявлять и актуализировать у сопровождаемого «сильную» мотивацию к деятельности.

4.      Транслировать ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены наставляемый и наставник.

Задачи внедрения моделей наставничества:

1.             Улучшить показателиобразовательных организаций.

2.             Создать психологически комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов, уменьшения «текучести» кадров.

3.             Создатьканал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого.

4.             Формировать открытое и эффективное сообщество вобразовательной организации, способное на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.     

 

Внедрение целевой модели наставничества предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник.

Самые распространенные формы наставничества:

-          «учитель – учитель»;

-          «ученик – ученик»;

-          «студент – ученик»;

-          «работодатель – ученик»;

-          «работодатель – студент»;

-          «учитель –ученик» (хотя в целевой модели наставничества Минпросвещения такая модель не обозначена).

 

Итак, модель наставничества«ученик – ученик».

Цель этой модели - разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:

1.      помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов,

2.       развитие гибких навыков и метакомпетенций,

3.      оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,

4.      создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации,

5.      формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

 

(Ожидаемый результат)Результатом правильной организации работы учеников-наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников в школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов: (на слайде)

ü  повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы)и образовательной организации;

ü  численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

ü  количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

ü  снижение числа обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;

ü  снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

 

Каким должен быть наставник? К наставникам различных уровней предъявляются высокие требования к личностным компетенциям:

ü  Гибкость мышления –умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.

ü  Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против».

ü  Коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого.

ü  Терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника.

ü  Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Но наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может  эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей.

ü  Рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.

ü  Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров.

 

Основные принципы, которым должен соответствовать наставник:

-          принять наставляемого как он есть, т.е. не осуждать;

-          уметь слушать и слышать;

-          уметь задавать вопросы;

-          относиться к наставляемому как к равному;

-          быть честным и открытым;

-          быть надежным и ответственным;

-          быть последовательным.

 

Формирование баз учеников-наставников осуществляется педагогами, классными руководителями, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования, располагающими информацией о потребностях учащихся из числа мотивированных обучающихся, проявивших выдающиеся образовательные, творческие, спортивные, организаторские способности;

Для отбора наставника необходимо:

-          разработать критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;

-          выбирать наставников, подходящие под соответствующие критерии из сформированной базы;

-          провести собеседование с ними для выяснения уровня их психологической готовности.

Для отбора потенциальных наставников заполняется анкета, проводится собеседование.

 

Формирование базы наставляемых осуществляется по следующим критериям:

-          демонстрирующие низкие образовательные результаты;

-          с ограниченными возможностями здоровья;

-          попавших в трудную жизненную ситуацию;

-          имеющих проблемы с поведением;

-          не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.

 

Графически модель наставничества «ученик-ученик» можно представить следующим образом (на слайде).

Итак, ученик-наставник– это активный обучающийся, обладающий лидерскими иорганизаторскими качествами, гибкостью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель предметных олимпиад и соревнований, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, выступления на праздниках, общественная, спортивная, волонтёрская деятельность).

Учащийся-наставляемый может предстать в двух вариантах:

Вариант 1. Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся болеенизкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Вариант 2. Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Область применения в рамках образовательной программы:

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной и внеурочной деятельности.Возможна интеграция в проектную деятельность, «классные часы», организация совместных акций, фестивалей, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).

 

Варианты взаимодействия «ученик-ученик» могут сформироваться по-разному, например:

ü  «отличник-двоечник» (классический вариант), наставник оказывает помощь в учебе;

ü  «лидер – тихоня/скромник» - наставник оказывает помощь в психоэмоциональной поддержке при адаптации в коллективе,помогает развить коммуникационные, творческие навыков;

ü  «равный-равному» - в этой форме происходит обмен навыками и умениями, которыми обладает каждый из них.

Возможны и другие варианты.

 

Наставники отбираются через школьное сообщество из наиболее мотивированных учащихся. Проводится обучение наставников педагогом-куратором в образовательной организации, сопровождается проведением различных встреч, тренировок, ролевых игр.

Наставник должен обучиться умению замечать и позитивно отмечать достижения наставляемого, оценивать свои недостатки и превращать их в достоинства. Быть мотивированным, постоянно развивать свои умения и навыки. Четко планировать свою работу. Наставник должен четко знать и понимать, что он умеет в сфере отношений, саморазвития, увлечения, развлечения.

 

Направления наставничествамогут быть следующими: (на слайде).

ü  Образовательное – повышение качества обучения, освоение пропущенных тем, подготовка к контрольным работам, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, предметной олимпиаде.

ü  Творческое – организация выставок, конкурсов, фестивалей, акций, флэшмобов, проведение культурно-досуговых программ (посещение музеев, организация экскурсий), оформление школы, выпуск школьной газеты.

ü  Спортивное – популяризация ЗОЖ, организация и проведение соревнований, помощь в судействе, подготовка к сдаче норм ГТО, фестивалям ГТО, наставническая работа в школьных секциях, организация турпоходов и др.

ü  Профориентационное – проведение мероприятий, направленных на определение будущей профессии, поддержка и развитие детских проектов по направлению, организация и проведение конкурсов, акций к профессиональным праздникам.

ü  Волонтёрское – участие в организации культурно-просветительских мероприятий, акций, в движениях «Волонтёры-медики», «Волонтеры Победы» и др.

 

Формы наставничества также самые разнообразные: коллективные (массовые), групповые, индивидуальные, взаимные, дистанционные (он-лайн).

Перед вами на слайде примерная схема реализации модели наставничества «Ученик-ученик».

 

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик»

Этапы реализации

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме ученик-ученик.

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных сообществ.

Анкетирование обучающихся, собеседование,использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором.

Проводится отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество, добровольно принять участие в программе наставничество.

Анкетирование обучающихся, листы опроса,использование базы наставляемых.

Формирование пар.

После личных встреч, обсуждение вопросов, назначения куратором.

Наставляемый улучшает образовательные результаты, интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проектов, показателей улучшение образовательных результатов, посещаемости).

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважение и заслуженный статус. Чувствует свою причастность к школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.

 

Я представила основные выдержки из целевой модели наставничества, предложенной Министерством просвещения. Далее нам необходимо определиться с теми направлениями и формами работы, с мероприятиями, которые реально возможно внедрить и получить результат.

В течение 15-20 минут мы работаем в четырёх секциях. Задачи работы перед вами на слайде:

ü  изучить примерную схему реализации модели наставничества «ученик-ученик»;

ü  выбрать оптимальные направления и формы для реализации в своей секции;

ü  определиться с формированием баз наставников и наставляемых;

ü  предложить методы мониторинга для анализа работы;

ü  выбрать ответственного за сбор мониторинговой информации (анкеты, таблицы, схемы, рейтинговые карты, фотографии, видео).

 

Для работы вам предлагается пакет необходимых материалов по теме. Итак, приступаем к обсуждению, записывайте свои предложения для принятия решения.

Время работы в группах закончилось. Мы готовы выслушать представителей от групп. Ваши предложения…. Проектную группу прошу приступить к работе по оформлению проекта решения семинара.

И последний вопрос семинара «Сити-фермерство – что это такое и зачем его изучать в школе». Слово предоставляется Пугачёвой А.С.

Слушаем представителя проектной группы и принимаем решение семинара.

 

Всем большое спасибо за плодотворную работу!


 

Скачано с www.znanio.ru

Семинар на тему «Институт наставничества и ситифермерство – приоритетные инновационные проекты в

Семинар на тему «Институт наставничества и ситифермерство – приоритетные инновационные проекты в

Создатьканал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого

Создатьканал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого

Гибкость мышления –умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой

Гибкость мышления –умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой

Учащийся-наставляемый может предстать в двух вариантах :

Учащийся-наставляемый может предстать в двух вариантах :

Волонтёрское – участие в организации культурно-просветительских мероприятий, акций, в движениях «Волонтёры-медики», «Волонтеры

Волонтёрское – участие в организации культурно-просветительских мероприятий, акций, в движениях «Волонтёры-медики», «Волонтеры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2022