Семинар на тему
«Институт наставничества и ситифермерство – приоритетные инновационные проекты в МКОУ Кондинская СОШ»
«Инструменты наставничества по модели «УЧЕНИК-УЧЕНИК» в системе общего среднего и дополнительного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы реализации программы наставничества в нашей школе и познакомиться с новым инновационным проектом «Сити-фермерство».
Цель и задачи семинара перед вами на слайде.
Порядок работы следующий: (познакомить с программой семинара).
Для принятия решения семинара нам необходимо выбрать проектную группу. Предлагаю Захарову Т.А., Тищенко Е.Н., Коркину И.В.
Наставничество – старейший метод передачи опыта, который издавна использовался во многих сферах деятельности человека, метод непосредственного и опосредованного личного влияния одного человека на другого.
В прошлом учебном году мы начали реализацию инновационного проекта «Наставничество» в нашей школе. Хотя в не проекта педагогическое сопровождение молодых педагогов в школе осуществляется непрерывно последние пять лет. В октябре 2020 года мы проводили семинар по модели наставничества «учитель-учитель» и первые результаты представляли перед районным педагогическим сообществом. Элеонора Викторовна расскажет о нормативной базе, о первых результатах работы, представленных на августовском совещании педагогических работников.
Со своим опытом наставничества поделится Светлана Николаевна.Далее мой опыт работы с Андреем Сергеевичем.
Сегодня мы обсудим модель наставничества ученик-ученик.
Важность реформирования сферы образования отражается в национальном проекте «Образование». В письме Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 дается определение направления целевой модели наставничества и методические рекомендации. На основе этих рекомендаций мы и выстраиваем свою работу.
Каким образом можно шире раскрыть потенциал личности наставляемого для успешной личной самореализации в современных условиях?Какие создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
Напомню задачи наставничества и его внедрения в образовательную деятельность.
Задачи наставнической деятельности:
1. Осуществлять педагогическую поддержку сопровождаемого в процессе его обучения.
2. Создать условия освоения деятельности, сочетающие психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.
3. Выявлять и актуализировать у сопровождаемого «сильную» мотивацию к деятельности.
4. Транслировать ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены наставляемый и наставник.
Задачи внедрения моделей наставничества:
1. Улучшить показателиобразовательных организаций.
2. Создать психологически комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов, уменьшения «текучести» кадров.
3. Создатьканал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого.
4. Формировать открытое и эффективное сообщество вобразовательной организации, способное на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Внедрение целевой модели наставничества предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник.
Самые распространенные формы наставничества:
- «учитель – учитель»;
- «ученик – ученик»;
- «студент – ученик»;
- «работодатель – ученик»;
- «работодатель – студент»;
- «учитель –ученик» (хотя в целевой модели наставничества Минпросвещения такая модель не обозначена).
Цель этой модели - разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
1. помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов,
2. развитие гибких навыков и метакомпетенций,
3. оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
4. создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации,
5. формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
(Ожидаемый результат)Результатом правильной организации работы учеников-наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников в школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов: (на слайде)
ü повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы)и образовательной организации;
ü численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
ü количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
ü снижение числа обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;
ü снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Каким должен быть наставник? К наставникам различных уровней предъявляются высокие требования к личностным компетенциям:
ü Гибкость мышления –умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.
ü Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против».
ü Коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого.
ü Терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника.
ü Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Но наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей.
ü Рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.
ü Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров.
Основные принципы, которым должен соответствовать наставник:
- принять наставляемого как он есть, т.е. не осуждать;
- уметь слушать и слышать;
- уметь задавать вопросы;
- относиться к наставляемому как к равному;
- быть честным и открытым;
- быть надежным и ответственным;
- быть последовательным.
Формирование баз учеников-наставников осуществляется педагогами, классными руководителями, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования, располагающими информацией о потребностях учащихся из числа мотивированных обучающихся, проявивших выдающиеся образовательные, творческие, спортивные, организаторские способности;
Для отбора наставника необходимо:
- разработать критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;
- выбирать наставников, подходящие под соответствующие критерии из сформированной базы;
- провести собеседование с ними для выяснения уровня их психологической готовности.
Для отбора потенциальных наставников заполняется анкета, проводится собеседование.
Формирование базы наставляемых осуществляется по следующим критериям:
- демонстрирующие низкие образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- имеющих проблемы с поведением;
- не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Графически модель наставничества «ученик-ученик» можно представить следующим образом (на слайде).
Итак, ученик-наставник– это активный обучающийся, обладающий лидерскими иорганизаторскими качествами, гибкостью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель предметных олимпиад и соревнований, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, выступления на праздниках, общественная, спортивная, волонтёрская деятельность).
Учащийся-наставляемый может предстать в двух вариантах:
Вариант 1. Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся болеенизкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.
Вариант 2. Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Область применения в рамках образовательной программы:
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной и внеурочной деятельности.Возможна интеграция в проектную деятельность, «классные часы», организация совместных акций, фестивалей, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).
Варианты взаимодействия «ученик-ученик» могут сформироваться по-разному, например:
ü «отличник-двоечник» (классический вариант), наставник оказывает помощь в учебе;
ü «лидер – тихоня/скромник» - наставник оказывает помощь в психоэмоциональной поддержке при адаптации в коллективе,помогает развить коммуникационные, творческие навыков;
ü «равный-равному» - в этой форме происходит обмен навыками и умениями, которыми обладает каждый из них.
Возможны и другие варианты.
Наставники отбираются через школьное сообщество из наиболее мотивированных учащихся. Проводится обучение наставников педагогом-куратором в образовательной организации, сопровождается проведением различных встреч, тренировок, ролевых игр.
Наставник должен обучиться умению замечать и позитивно отмечать достижения наставляемого, оценивать свои недостатки и превращать их в достоинства. Быть мотивированным, постоянно развивать свои умения и навыки. Четко планировать свою работу. Наставник должен четко знать и понимать, что он умеет в сфере отношений, саморазвития, увлечения, развлечения.
Направления наставничествамогут быть следующими: (на слайде).
ü Образовательное – повышение качества обучения, освоение пропущенных тем, подготовка к контрольным работам, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, предметной олимпиаде.
ü Творческое – организация выставок, конкурсов, фестивалей, акций, флэшмобов, проведение культурно-досуговых программ (посещение музеев, организация экскурсий), оформление школы, выпуск школьной газеты.
ü Спортивное – популяризация ЗОЖ, организация и проведение соревнований, помощь в судействе, подготовка к сдаче норм ГТО, фестивалям ГТО, наставническая работа в школьных секциях, организация турпоходов и др.
ü Профориентационное – проведение мероприятий, направленных на определение будущей профессии, поддержка и развитие детских проектов по направлению, организация и проведение конкурсов, акций к профессиональным праздникам.
ü Волонтёрское – участие в организации культурно-просветительских мероприятий, акций, в движениях «Волонтёры-медики», «Волонтеры Победы» и др.
Формы наставничества также самые разнообразные: коллективные (массовые), групповые, индивидуальные, взаимные, дистанционные (он-лайн).
Перед вами на слайде примерная схема реализации модели наставничества «Ученик-ученик».
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик» |
|
Этапы реализации |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме ученик-ученик. |
Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных сообществ. |
Анкетирование обучающихся, собеседование,использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Обучение проводится куратором. |
Проводится отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество, добровольно принять участие в программе наставничество. |
Анкетирование обучающихся, листы опроса,использование базы наставляемых. |
Формирование пар. |
После личных встреч, обсуждение вопросов, назначения куратором. |
Наставляемый улучшает образовательные результаты, интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. |
Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проектов, показателей улучшение образовательных результатов, посещаемости). |
Рефлексия реализации формы наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважение и заслуженный статус. Чувствует свою причастность к школьному сообществу. |
Поощрение на ученической конференции. |
Я представила основные выдержки из целевой модели наставничества, предложенной Министерством просвещения. Далее нам необходимо определиться с теми направлениями и формами работы, с мероприятиями, которые реально возможно внедрить и получить результат.
В течение 15-20 минут мы работаем в четырёх секциях. Задачи работы перед вами на слайде:
ü изучить примерную схему реализации модели наставничества «ученик-ученик»;
ü выбрать оптимальные направления и формы для реализации в своей секции;
ü определиться с формированием баз наставников и наставляемых;
ü предложить методы мониторинга для анализа работы;
ü выбрать ответственного за сбор мониторинговой информации (анкеты, таблицы, схемы, рейтинговые карты, фотографии, видео).
Для работы вам предлагается пакет необходимых материалов по теме. Итак, приступаем к обсуждению, записывайте свои предложения для принятия решения.
Время работы в группах закончилось. Мы готовы выслушать представителей от групп. Ваши предложения…. Проектную группу прошу приступить к работе по оформлению проекта решения семинара.
И последний вопрос семинара «Сити-фермерство – что это такое и зачем его изучать в школе». Слово предоставляется Пугачёвой А.С.
Слушаем представителя проектной группы и принимаем решение семинара.
Всем большое спасибо за плодотворную работу!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.