Задачи:
Представить результаты внедрения целевой модели наставничества учитель-учитель.
Обеспечить высокий уровень включённости наставляемых (педагогов и учащихся) во все социальные, культурные, спортивные и образовательные процессы.
Мотивировать учеников – наставников к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации и развитию необходимых компетенций.
Познакомить педагогический коллектив с новым сетевым инновационным проектом «Ситифермерство».
Цель: Создание условий для непрерывного развития учительского и ученического потенциала, внедрение в практику педагогической деятельности моделей наставничества учитель-учитель и ученик-ученик, обеспечивающих профессиональное становление молодых педагогов и разностороннюю поддержку обучающихся.
Задачи внедрения наставничества
Улучшить показатели
образовательной организации
Создать психологически комфортную среды для развития и повышения квалификации педагогов, уменьшения «текучести» кадров
Создать канал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого
Формировать открытое и эффективное сообщество в образовательной организации, способное на комплексную поддержку ее деятельности
Модель наставничества«ученик – ученик»
Цель: разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов,
развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации,
формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Ожидаемый результат
Высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации;
Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
Количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
Снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
Снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Требования к наставникам
Гибкость мышления –умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.
Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против».
Коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого.
Терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника.
Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Но наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей.
Рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.
Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров.
Принципы, которым должен соответствовать наставник
Принять наставляемого как он есть, т.е. не осуждать;
Уметь слушать и слышать;
Уметь задавать вопросы;
Относиться к наставляемому как к равному;
Быть честным и открытым;
Быть надежным и ответственным;
Быть последовательным.
База учеников-наставников:
мотивированные обучающиеся, проявившие выдающиеся образовательные,
творческие, спортивные, лидерские и организаторские способности.
Базы учеников-наставляемых:
- демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты,
- с ограниченными возможностями здоровья,
- попавших в трудную жизненную ситуацию,
- имеющих проблемы с поведением,
- не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Базы наставничества «ученик-ученик»
Варианты взаимодействия
«отличник-двоечник» (классический вариант), наставник оказывает помощь в учебе;
«лидер – тихоня/скромник» - наставник оказывает помощь в психоэмоциональной поддержке при адаптации в коллективе, помогает развить коммуникационные, творческие навыков;
«равный-равному» - в этой форме происходит обмен навыками и умениями, которыми обладает каждый из них.
Схема реализации модели наставничества «Ученик – ученик» | |
Этапы реализации | Мероприятия |
Представление программы наставничества «ученик-ученик». | Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных сообществ. | Анкетирование обучающихся, собеседование, использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором. |
Проводится отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество, добровольно принять участие в программе наставничество. | Анкетирование обучающихся, листы опроса, использование базы наставляемых. |
Формирование пар. | После личных встреч, обсуждение вопросов, назначения куратором. |
Наставляемый улучшает образовательные результаты, интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. | Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проектов, показателей улучшение образовательных результатов, посещаемости). |
Рефлексия реализации модели наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважение и заслуженный статус. Чувствует свою причастность к школьному сообществу. | Поощрение на ученической конференции. |
Задачи работы в секциях
Изучить примерную схему реализации модели наставничества «ученик-ученик».
Выбрать оптимальные направления и формы наставничества модели «ученик –ученик» для реализации в своей секции;
Определиться с формированием баз наставников и наставляемых, пар, групп;
Предложить методы мониторинга для анализа работы;
Выбрать ответственного в своей секции за сбор мониторинговой информации (анкеты, таблицы входного и выходного контроля, схемы, рейтинговые карты, фотографии, видео и т.д.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.