«Институт наставничества и ситифермерство – 
приоритетные инновационные проекты в 
МКОУ Кондинская СОШ»
 
Задачи:
Представить результаты внедрения целевой модели наставничества учитель-учитель.
Обеспечить высокий уровень включённости наставляемых (педагогов и учащихся) во все социальные, культурные, спортивные и образовательные процессы.
Мотивировать учеников – наставников к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации и развитию необходимых компетенций.
Познакомить педагогический коллектив с новым сетевым инновационным проектом «Ситифермерство».
Цель: Создание условий для непрерывного развития учительского и ученического потенциала, внедрение в практику педагогической деятельности моделей наставничества учитель-учитель и ученик-ученик, обеспечивающих профессиональное становление молодых педагогов и разностороннюю поддержку обучающихся.
Задачи внедрения наставничества
Улучшить показатели
 образовательной организации
Создать психологически комфортную среды для развития и повышения квалификации педагогов, уменьшения «текучести» кадров
Создать канал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого
Формировать открытое и эффективное сообщество в образовательной организации, способное на комплексную поддержку ее деятельности
Модели наставничества
"ученик - ученик"
"учитель - учитель"
"студент - ученик"
"работодатель - ученик"
"работодатель - студент"
"учитель - ученик"
Модель наставничества«ученик – ученик»
Цель: разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым: 
помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, 
развитие гибких навыков и метакомпетенций, 
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, 
создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, 
формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Ожидаемый результат
Высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации;
Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
Количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
Снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
Снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Требования к наставникам
Гибкость мышления –умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.
Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против».
Коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого.
Терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника.
Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Но наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может  эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей. 
Рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.
Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров.
Принципы, которым должен соответствовать наставник
Принять наставляемого как он есть, т.е. не осуждать;
Уметь слушать и слышать;
Уметь задавать вопросы;
Относиться к наставляемому как к равному;
Быть честным и открытым;
Быть надежным и ответственным;
Быть последовательным.
База учеников-наставников: 
  мотивированные обучающиеся, проявившие выдающиеся образовательные, 
       творческие, спортивные, лидерские и организаторские способности.
Базы учеников-наставляемых:
-      демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты,
-      с ограниченными возможностями здоровья,
-	попавших в трудную жизненную ситуацию,
-	имеющих проблемы с поведением,
-	не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Базы наставничества «ученик-ученик»
Варианты взаимодействия
«отличник-двоечник» (классический вариант), наставник оказывает помощь в учебе;
«лидер – тихоня/скромник» - наставник оказывает помощь в психоэмоциональной поддержке при адаптации в коллективе, помогает развить коммуникационные, творческие навыков;
 «равный-равному» - в этой форме происходит обмен навыками и умениями, которыми обладает каждый из них. 
Направления и формы наставничества
Образовательное						
Творческое
Спортивное
Профориентационное 
Волонтёрское
Коллективные
Групповые
Индивидуальные
Взаимные
Дистанционные
Схема реализации модели наставничества «Ученик – ученик»  | |
Этапы реализации  | Мероприятия  | 
Представление программы наставничества «ученик-ученик».  | Ученическая конференция.  | 
Проводится отбор наставников из числа активных сообществ.  | Анкетирование обучающихся, собеседование, использование базы наставников.  | 
Обучение наставников.  | Обучение проводится куратором.  | 
Проводится отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество, добровольно принять участие в программе наставничество.  | Анкетирование обучающихся, листы опроса, использование базы наставляемых.  | 
Формирование пар.  | После личных встреч, обсуждение вопросов, назначения куратором.  | 
Наставляемый улучшает образовательные результаты, интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.  | Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проектов, показателей улучшение образовательных результатов, посещаемости).  | 
Рефлексия реализации модели наставничества.  | Анализ эффективности реализации программы.  | 
Наставник получает уважение и заслуженный статус. Чувствует свою причастность к школьному сообществу.  | Поощрение на ученической конференции.  | 
Задачи работы в секциях
Изучить примерную схему реализации модели наставничества «ученик-ученик».
Выбрать оптимальные направления и формы наставничества модели «ученик –ученик» для реализации в своей секции;
Определиться с формированием баз наставников и наставляемых, пар, групп;
Предложить методы мониторинга для анализа работы;
Выбрать ответственного в своей секции за сбор мониторинговой информации (анкеты, таблицы входного и выходного контроля, схемы, рейтинговые карты, фотографии, видео и т.д.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.