Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста
Оценка 4.6

Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста

Оценка 4.6
Лекции
pdf
администрации
Детсад
31.05.2018
Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста
Воспитательные возможности инсценировок огромны: их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, Умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста.pdf

Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста.

 

План.

 

1.     Роль инсценировки в воспитании и развитии  детей дошкольного возраста.

 

2.     Виды инсценировок, их характеристика.

 

 

3.     Подготовка инсценировок с дошкольниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Роль инсценировки в воспитании и развитии  детей дошкольного возраста.

 

ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. in-на и scaena - сцена) -  переработка

повествовательного (прозаического или поэтического) произведения для театра. Имеет форму пьесы с логично построенным действием. Инсценируются, как правило, наиболее популярные, имеющие большой успех у читателя произведения. Инсценировка может быть сделана самим писателем.

 Однако чаще авторами инсценировок являются другие лица.             В том случае, когда инсценировка значительно отличается от подлинника, она является самостоятельной пьесой, написанной "по мотивам" данного произв. Бывают также произвольные модернизированные переделки, далёкие от литературного первоисточника. Огромное значение имеет инсценировка для театральной деятельности связанной с развитием и воспитанием детей. Воспитательные возможности  инсценировок  огромны: их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку,

Умело            поставленные            вопросы            побуждают            думать,            

анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. 1.«На детей большое влияние оказывают игры – драматизации по текстам литературных произведений».

                                                                         .

1.  Г.М. Лямина. Воспитание детей в средней группе детского сада. М.

Просвещение. 1977г. с.61

   Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, инсценирование  это важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в  различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место », - утверждал Б. М. Теплов.             

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

  Участие в инсценировке  позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом,  театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

  Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет  решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.            

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение

к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. 

 

Дошкольники вообще проявляют большой интерес к театральному искусству, это является предпосылкой развития творческих возможностей ребёнка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие дети, как показывают исследования, имеют достаточный объём и уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность - это два своеобразных процесса, исходные точки, которых различны. Восприятие сценического искусства определяется психологическими особенностями и характера восприятия ребёнком этого возраста различных видов театра.

В сюжетно-ролевых играх, инсценировках, дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях - впечатления от литературного произведения, отражающего жизнь в художественных образах. Чтобы создать художественный образ, ребёнку надо вообразить себя на месте данного персонажа, проникнуться его чувствами, войти в его характер и суметь донести и этот характер, и это чувство-настроение до зрителя (сверстника), и в этом смысле интерес детей к качеству выполнения роли имеет большое воспитательное значение, так как деятельность ребёнка в роли для себя перерастает в деятельность для других, Нельзя сочинять, играть, рисовать и т. д. только для упражнения в данной деятельности, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребёнка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности. Без этого развития творчества ребёнка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения

Инсценировка является эффективным средством реализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Наконец, инсценировка является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Таким образом, инсценировка способствует развитию психических процессов и различных качеств личности дошкольника - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Кроме того это оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды инсценировок, их характеристика.

 

Существуют следующие виды инсценировок:

1.Предметные и непредметные в классификации Л.С.Фурминой. 

Дифференцированные  по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам (Е.Л.Трусова). 

В ряде исследований инсценировки классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих  способов эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).

В частности Л.В.Артемова делит их на две группы: драматизации и режиссерские

В драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игредраматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. 

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетноролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

 

Л.В.Артемова выделяет несколько видов драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

 

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста  и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. 

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

 

Инсценировка художественных произведений опирается на разнообразие театров (настольный, плоскостной,  бибабо, пальчиковый, марионеток,  теневой, на фланелеграфе и др.). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.             Специфика фланелеграфа такова, что в нем можно показывать не всякое произведение, так как картинки сами по себе статичны и в основном только иллюстрируют рассказ воспитателя. Поэтому нельзя брать произведения, где важное значение имеет движение персонажей. Например, эффект показа сказки «Репка» пропадает из-за того, что на фланелеграфе нельзя показать, как тянут и вытягивают репку. Нельзя достаточно убедительно показать и сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него. Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске или убираются).Наибольший эффект показа на фланелеграфе достигается тогда, когда из подготовленных картинок составляется новая художественная композиция. При этом нужно соблюдать не которые правила. Например, нельзя располагать персонажи лицом к краю доски фланелеграфа: перед ними всегда должно быть какое-то пространство. Нежелательно также размещать картинки на одной половине доски, необходимо соблюдать равномерность их распределения по полю фланелеграфа. Надо следить за тем, чтобы картинки находились не слишком высоко или низко и были соразмерны с доской фланелеграфа и т. д. Таким образом, составление композиции на доске фланелеграфа — процесс творческий, и воспитатель, конечно, должен всегда это иметь в виду.       

2.«Перед показом фланелеграфа  картинки  раскладывают на столе в порядке их появления, лицевой стороной вниз, и нумеруют.     Стол с фланелеграфом ставится против окна, чтобы свет падал на доску. Воспитатель стоит или сидит так, чтобы не загораживать   доску и свет».

Для начинающего воспитателя подойдет ряд инсценировок, подготовленных специально для фланелеграфа по рассказам «Праздник» Я. Тайца, «Лесенка» Е. Шабад, «Под грибком» В. Сутеева и др., а также «Новогодний сон Верочки» и «Как снеговики солнце искали». Сценку «Новогодний сон Верочки» желательно показывать в детском саду после проведения Новогоднего праздника. Дети долго остаются под впечатлением этого яркого праздника и с интересом воспримут рассказ о том, как был устроен праздник елки для зверей в зоопарке. Несколько позднее можно показать сценку «Как снеговики солнце искали».      

 

                                                                                     .

                2.Т.Н.Караманенко.        «Кукольный    театр    –    дошкольникам»    М.

Просвещение. 1982г. с.9

 

После показа этих сценок воспитатель самостоятельно может подготовить к показу сценку «Маша обедает» по С. Капутикян. (Рисунки можно взять из книжки-ширмочки издательства «Малыш»,)            К самостоятельному показу нетрудно подготовить и сценку «Капризная кошка» по В. Сутееву. Для нее нужны рисунки: дом, забор, деревья, цветы и др. Все это нарисовать несложно.

При показе сценок на фланелеграфе надо сделать все возможное, чтобы они были художественными и максимально способствовали

эстетическому воспитанию детей.

     

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и       при помощи      пальцев      рук.            

Показ сопровождается соответствующим звучанием. Репертуар теневого театра для детей может быть самым разнообразным. Особенно хорошо получаются веселые пьесы, по своему характеру подходящие для мультипликации, а также те, где действующими лицами являются звери. Но из этого не следует, что если пьеса веселая и в ней участвуют звери, она годится для постановки.  Что же должно быть критерием (т. е. мерилом) при отборе пьесы или художественного произведения для инсценирования?   Самое главное — оно должно воспитывать в детях лучшие черты характера. В этом отношении многие народные сказки отвечают нужным требованиям.                                                                              

Сказки много дают для художественного воспитания детей и развивают их речь. Сказки ценны и для нравственного воспитания, и, наконец, они способствуют развитию воображения.

Но не всякая, даже очень хорошая сказка пригодна для постановки в теневом театре. В нем, например, невозможно показать массовое действие, нельзя располагать фигуры одна за другой — получится бесформенная тень. Надо, чтобы на экране одновременно действовали только две-три фигуры.

Поэтому при подборе репертуара обязательно нужно учитывать специфику теневого театра.

Репертуар теневого театра может быть самым разнообразным например:  «Колобок»,  «Теремок»,  «Маша и Медведь»,  «Кто сказал мяу?». и.т. д.

Инсценировки в свою очередь должны быть  предназначены для различных групп юных зрителей: «Колобок», «Теремок» и армянскую сказку «Козленок» рекомендуется показывать детям младшей группы; сказки «Лиса, Заяц и Петух», «Маша и Медведь», «Колосок», «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева, «Петух и Собака» — детям второй младшей группы; «Верные друзья» («Кот, Петух и Лиса»), «Лисичка со скалочкой», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака — детям средней группы, а остальные инсценировки рекомендуется показывать детям старшей группы.                                       

При этом все пьесы должны быть расположены в такой последовательности, что для каждой следующей постановки нужно будет добавлять всего несколько фигур и декораций.

 3. «Вот вы поставили сказку «Лиса, Заяц и Петух», изготовили декорацию теремка, фигурки Мышки и Лягушки — и у вас готовы все персонажи для сказки «Теремок». Или вырезали декорацию избы,

крыльца, несколько деревьев, фигурки Колобка в двух видах — и можете             поставить сказку «Колобок» и т. д ».

Настольный театр игрушек. Используются игрушки,  поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

С их помощью можно разыгрывать небольшие, интересные сценки и показывать детям. Их сюжеты можно заимствовать, конечно же, и из детской литературы. Театр игрушек, инсценировки с их участием  должны обогащать литературное произведение, давать яркие образы, помогать детям полнее воспринимать их содержание. 

Кукольный театр это тот вид инсценировки которую можно без особого труда  организовать в любом детском саду.            

Ведь  «материальная база» всегда под руками.

4.«Зачастую куклы в детских учреждениях лежат без применения, потому что работники яслей и детских садов не умеют обращаться с ними, не знают, как ими управлять, как  показывать их детям».

Лишь это ограничивает театральные инсценировки с опорой на игрушки.

Кроме вышеперечисленного можно упомянуть  театр картинок и стенд- книжку.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.             Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. 

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события,встречи.       

                                                                                          .

3.Г.В. Генов  «Теневой театр для самых маленьких».  М. 1961г.   с.10

4.С. Альхимович.  «Театр Петрушки в гостях у малышей». Минск 1969г. с.4

Остается                           только                          добавить                          что:            

5.«Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              .

5.Т.Н.Караманенко.  «Кукольный театр – дошкольникам»             М. Просвещение. 1982г. с.5.

 

3.Подготовка инсценировок с дошкольниками.

Прежде всего, воспитателю занимающемуся подготовкой инсценировки  нужно помнить о следующем: 

6.«Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок». Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

v Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его  многообразии через образы, краски, звуки;

v Участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения;

v Участвуя в ней, у детей активизируется словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

За основу можно взять – игру-драматизацию по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Именно такая форма позволит творчески раскрыться каждому ребёнку. Кто-то из детей покажет себя в большой роли, а кто-то совсем в крошечной. Робкие и стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по 2 или 3 человека вместе).  Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, помощники воспитателей и родители.

v Самое главное, чтобы подготовка к спектаклю не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребёнку. Надо помнить, что цель организации театра – это создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

 

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

 – имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

 

 

                                                                                       .

6. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной  деятельности в детском саду». Великий Новгород 2006г. с.73

 

 

В средней группе: 

       участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

       инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

-         спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; - инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

-         спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; - инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Развиваем       творческую         самостоятельность       в        передаче     образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Методика работы с детьми второй младшей группы.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.). Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые  и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап

v Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

v Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним , веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль. 2 этап

Распределения ролей:

v Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

v Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

v В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.

v После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым. Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

1 этап

-         педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;

-         интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

             2 этап

-         распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

v Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;

v Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует  детей интерес к ним,  веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;

v После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;

v Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать,  должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.д.) Работа над этюдами:

v Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к  пониманию того, что для  накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).

v Затем  от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены,  лапы засунуты в карман и т.п.).

v От характеристики движений  педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.

v Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны  их советы и рекомендации. Благодаря привлекательной  театрализованной  деятельности  между детьми и родителями возникнет взаимопонимание  и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм. Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

-         первое предполагает  работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

-         второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

 

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры. Упражнения на напряжения мышц:

-         рубить дрова;

-         нести тяжёлый ящики или чемодан; - дотянуться до высоко висящей яблони и т.п. Упражнения на расслабления мышц:

-         заснуть на стуле;

-         сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п. Упражнения на развитие воображения:

-         передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

-         передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

-         в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

Работа над ролью строится следующим образом:

v    Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);

v    Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение

друг с другом и т.п.),

v    Распределение ролей

v    Непосредственная работа над ролью:

-         составление словесного портрета героя;

-         фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

-         сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

-         анализ придуманных поступков героя;

-         работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за  словами текста;

-         работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации; - подготовка театрального костюма; - создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Кукольный театр.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

1.     Подготовка кукол, ширмы и декораций;

2.     Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить,  как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами. Педагог должен помнить следующие правила:

v При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;

v Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;

v Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;

v Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;

v Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.

 

 

Список литературы.

1.Альхимович С.  «Театр Петрушки в гостях у малышей». Минск 1969г. 

2.Генов Г.В.  «Теневой театр для самых маленьких».  М. 1961г.   

3.                 Караманенко Т.Н.    «Кукольный театр – дошкольникам»    М.      Просвещение. 1982г.   

4.                 Лямина Г.М. Воспитание детей в средней группе детского сада. М. Просвещение. 1977г.

5.Мигунова Е. В. «Организация театрализованной  деятельности в детском саду». Великий Новгород 2006г.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная творческая деятельность по создание спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. 

В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил (Э.Г.Чурилова): 1) не перегружать детей; 2) не навязывать своего мнения; 3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других; 4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста. 

План работы над сказкой (Е.А.Антипина):

I.                   1. Чтение сказки. 2.  Показ музыкальных номеров. 3.  Беседа по содержанию.

II.                1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. 2. Чтение сказки по ролям.

III.             1. Работа с ведущим ребенком. 2. Знакомство со вступлением.

IV.            1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в)  мимика. 2. Знакомство с рисунком танцев.

V.               1.  Индивидуальная  работа по  ролям с  фонограммой. 2. 

Разучивание танцев. 3.  Закрепление.

VI.            1. Работа над танцами. 2. Работа с фонограммой.

VII.         1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2.

Закрепление.

VIII.      Генеральная репетиция. IX.    Премьера.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок.

 

Э.Г.Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

1.                 Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2.                 Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3.                 Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.                 Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5.                 Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6.                 Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7.                 Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8.                 Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9.                 Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10.            Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы: рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений, знакомые фильмы. 

Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга,  придумывают им название. 

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап —постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это дозволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, может наметить по 2—3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев (плавно, растягивая слова, очень быстро, эмоционально, медленно, уверенно, сварливо, сердито и т.д.).

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети,  не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. 

Премьера — это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный, этап — повторные показы. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее полезным является период подготовки спектакля и возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э.Г.Чурилова).

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

 

Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста

Инсценировка художественных произведений с детьми дошкольного возраста

Роль инсценировки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Роль инсценировки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

На детей большое влияние оказывают игры – драматизации по текстам литературных произведений»

На детей большое влияние оказывают игры – драматизации по текстам литературных произведений»

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка

Нельзя сочинять, играть, рисовать и т

Нельзя сочинять, играть, рисовать и т

Виды инсценировок, их характеристика

Виды инсценировок, их характеристика

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения

Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е

Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е

Например, эффект показа сказки «Репка» пропадает из-за того, что на фланелеграфе нельзя показать, как тянут и вытягивают репку

Например, эффект показа сказки «Репка» пропадает из-за того, что на фланелеграфе нельзя показать, как тянут и вытягивают репку

Капризная кошка» по В. Сутееву

Капризная кошка» по В. Сутееву

При этом все пьесы должны быть расположены в такой последовательности, что для каждой следующей постановки нужно будет добавлять всего несколько фигур и декораций

При этом все пьесы должны быть расположены в такой последовательности, что для каждой следующей постановки нужно будет добавлять всего несколько фигур и декораций

Г.В. Генов «Теневой театр для самых маленьких»

Г.В. Генов «Теневой театр для самых маленьких»

Т.Н.Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам»

Т.Н.Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам»

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки

Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста: v

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста: v

Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т

Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т

Упражнения на расслабления мышц: - заснуть на стуле; - сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т

Упражнения на расслабления мышц: - заснуть на стуле; - сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т

Кукольный театр. Работа над спектаклем состоит из двух частей: 1

Кукольный театр. Работа над спектаклем состоит из двух частей: 1

Мигунова Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»

Мигунова Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со…

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со…

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах

Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же

Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2018