Интегрированное логопедическое занятие в старшей группе: "Волшебница зима!"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели данного занятия: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа; - пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями; - формировать умение по порядку выделять звуки в словах; - совершенствовать оптико-пространственные представления, умение соединять отдельные элементы в единое целое (букву), узнавать букву с помощью тактильных ощущений, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, совершенствовать умение детей отгадывать загадки; - вызывать радость от выполнения заданий; - развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление.
Иконка файла материала Волшебница - зима.docx
Интегрированное логопедическое занятие для старшей дошкольной группы, на тему: «Волшебница­зима». Цели:  ­ обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать  ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать  умение образовывать существительные родительного падежа множественного  числа; ­ пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями; ­ формировать умение по порядку выделять  звуки в словах; ­ совершенствовать оптико­пространственные представления, умение   соединять отдельные элементы в единое целое (букву), узнавать букву с  помощью тактильных ощущений, учить детей исследовательской  деятельности, умению сравнивать предметы,  побуждать размышлять,  выражать свои мысли развёрнутой фразой, совершенствовать умение детей  отгадывать загадки; ­ вызывать радость  от выполнения заданий; ­ развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания,  память, логическое мышление. Оборудование:  демонстрационный материал по теме, раздаточный материал  по теме, лото «Времена года», игра «Необычный конструктор» (элементы  букв), буквы разрезной азбуки,  игрушки снеговик, корова, загадки о зиме,  вырезанные из бумаги снежинки разнообразной формы, мяч «снежок»,  пластилиновые буквы, ведро для сугроба, цветной картон, клей, соль, запись  музыки для  психогимнастики. Ход логопедического занятия в детском саду: 1. Организационный момент Логопед читает четверостишие, дети стоят в кругу: Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.Дидактическая игра  «Каждый знает»: Сядет на стульчик тот, кто назовёт мне  правильное  слово. Ребятам  предлагается  закончить  предложение и назвать  слова: «Каждый знает, что белым бывает… ». (Варианты ответов детей) Детям предлагается отгадать загадки Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.   (снег) Дом ее на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная … (снежинка) Он когда­то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим … (лед) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз. Акробатка­крохотулька, Зимний леденец – … (сосулька) Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода. Какое это время года? (зима) Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царицао зиме. Белокоса, белолица, Как махнула рукавом — Все покрыла серебром.    (зимние месяцы) Щиплет всякого за нос Зимний дедушка …  (мороз) Уточнение времени года, зимних месяцев, признаков зимы. Беседа с детьми   Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке?   (О  зиме.) Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?  Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их. (Это ­ зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.) Скажите, какие дни зимой? Зимой  дни  короткие. Какая погода зимой? Зимой холодно, морозно. Солнце редко выглядывает из­за туч и греет слабо.  Часто снегопады.  Метут метели, вьюги. Что происходит с лужами, реками, морями? Реки, лужи, моря  зимой  замерзают, покрываются льдом. Чем покрыта земля зимой? Какие деревья? Снег покрывает землю пушистым  покрывалом, лежит на ветках деревьев.  Деревья стоят голые, без листьев. 2. Основная часть. Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений:  снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лед, позволяющий нам кататься на коньках и т.д. А Новый год и  Рождество – разве было бы так весело встречать их без снега и мороза? Дидактическая игра «Гирлянда ассоциаций». Ребята, я вам сейчас брошу снежок и скажу слово, а вы назовите то, что   первое пришло в голову, что вы представили, назовите свою ассоциацию,  связанную с этим словом. ЗимаЁлка Снег Новый год Метель Гирлянда Дед мороз Снеговик Солнце Лёд Санки Сугроб Ребята, по дороге в садик я встретила Снеговичка. А представляете, на чём он прилетел?.. На Корове. Он  сказал, что его послал Дед Мороз.  Но по дороге к  нам он упал, и   потерял самое любимое слово. Давайте поможем  ему  разобраться. И выберем из множества слов то, которое нужно Снеговичку. Задание 1 Игра «Летела корова». Игроки сидят в кругу и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую –  ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди  произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «вода».  Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова  следующий –  вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задание 2 Дидактическая игра «Собери словечко». С, У, П; П, У ,Х;  С,О,Н;  К,О,М; К,О,Т;  Д,Ы,М; Л,Е,С; З,И,М,А; Ну, наконец – то мы нашли. Конечно, это слово ЗИМА ­ Вот к нам и пришла зима На деревьях бахрома. Из окна не виден двор.Все стекло покрыл узор. Задание 3 Дидактическая игра « Один – много». Ребята, давайте мы покажем снеговичку, что мы о зиме очень много знаем. Скажите, чего много зимой? Снег – много снега Лёд – много льда Снежинка – много снежинок Санки – много санок Вьюга – много вьюг Снеговик   ­ много снеговиков Снежок – много снежков Сосулька – много сосулек Гирлянда – много гирлянд Снегирь – много снегирей Звезда – много звёзд День – много дней Ночь – много ночей Забава – много забав. Праздник – много праздников Задание 4 Дидактическая игра «Четвёртый лишний». А теперь скажите, чего зимой не бывает и почему. Логопед называет цепочку слов, дети выделяют лишнее слово, объясняют,  почему. Почки, метель, снег, мороз. Снежинка, цветы, снеговик, вьюга. Зима, подснежник, снегурочка, снегопад. Мороз, лёд,  листопад, холод. Снегурочка, метель, жара, сосулькаЗадание 5 На столе разложены картинки с изображением зимы и других времён года.  Детям  предлагается выбрать картинки «ЗИМА – не ЗИМА» и составить по  ним предложения Задание 6 Дидактическое упражнение  «Как сказать одним словом?» А теперь мы с вами хорошенько подумаем и назовём одним словом: ­ замерзшая вода (лед); ­ падает снег (снегопад); ­ сильная метель (вьюга); ­ снег прилип к деревьям (иней). Дидактическая игра «Чем похожи и непохожи?» А теперь подумайте, чем похожи и непохожи Лёд и снег. Лёд и стекло Снег и вата Задание 7 «Подбери признаки». Ребята, а скажите, какая зима, мороз, снег, снежинка? Зима – холодная, морозная, снежная, веселая… Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый… Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый… Снежинка – красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная… Психогимнастика «Снежинки». ­ Давайте представим себе, что мы маленькие веселые снежинки, которые  падают из тучки. Их ровные белые ручки – лучики помогают опускаться на  землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают все вокруг  белым, пушистым ковром. Выполняется под музыку. Кружатся снежинки в воздухе морозном, Дети медленно кружатся имитируя полет снежинок.Падают на землю кружевные звезды. Приседают. Вот одна упала прямо на ладошку. Сдувают невидимую снежинку с ладони. Ой, не тай снежинка, подожди немножко! На столе «сугроб» на сугробе лежат снежинки с заданиями Ребята!  Как их много, давайте посчитаем, сколько...  «Сосчитай снежинки».  Посмотрите, что принесли нам снежинки. Это наверное, новые задания Задание 8 ­ Ребята, посмотрите, записочка Логопед  читает: ­ Ты в ведёрко не смотри, Чудо­буковку возьми Ты узнай её, не глядя, А потом её сложи Игра «Волшебный мешочек». Дети достают букву, на ощупь узнают её, из отдельных частей выкладывают  букву. Игра «Необычный конструктор». Затем придумывают на неё слово. Логопед просит детей назвать в слове  первый и последний звуки, найти позицию одного из звуков  в слове. Задание 9 Игра « «Буквы рассыпались». Снеговичок предлагает нам сесть за столики. Детям предлагается из «рассыпанных букв» собрать понятное слово Задание 10 Игра «Солёные буквы». Снеговичку понравилось, как мы справляемся с заданиями. И он решил нам  сделать подарок. Это мешочек снега. Но этот снег волшебный, он не тает.  (Логопед достаёт мешочек с солью). И мы сейчас тоже снеговику сделаем на  память подарок.11 На листе картона клеем пишутся буквы.  Дети засыпают листы солью, затем  стряхивают, на листе остаётся только изображение буквы. Задание   «Назови родственные слова». А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы  помним, что это те слова  которые звучат похоже и связаны друг с другом по  смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ» Тихо­тихо, как во сне, Падает на землю снег С неба всё скользят пушинки – Серебристые снежинки. На посёлки, на лужок Всё снижается снежок. Вот веселье для ребят – Всё сильнее снегопад. Все бегут вперегонки, Все хотят играть в снежки, Словно в белый пуховик Нарядился снеговик. Рядом снежная фигурка – Это девочка­снегурка. На снегу­то, посмотри­ С красной грудкой снегири. Словно в сказке, как во сне,+ Землю всю украсил снег. 3. Заключительная часть.    В конце занятия детей хвалят за работу.  Каждый ребёнок получает приз:  раскраску и конфеты­лединцы.