Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык +1
Взрослым
19.04.2018
Пояснительная записка.
Лингвистика обычно является предметом изучения в высшей школе. Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, чем вызвана необходимость занятий по лингвистике в средней школе. Рост интереса к изучению иностранных языков в последние годы, возрождение изучения мертвых языков (в первую очередь латинского), необходимость повысить престиж изучения родного языка – все это стало отправной точкой для создания элективного курса для средней школы.
Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации, синтаксиса и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку как к уникальному инструменту и объекту познания. Научить сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку – это значит дать человеку капитал, который он может использовать всю жизнь.
Сегодня, когда высокий уровень владения родным языком становится одним из необходимых условий социального успеха, когда образованному человеку необходимо освоить один, а то и несколько языков, курс лингвистики, изложенный на доступном детям уровне, должен стать базой для изучения языковых предметов.
Хотелось бы отметить отличительную черту данного курса. В нем происходит интеграция знаний, полученных школьниками из разных учебных дисциплин (русский и иностранные языки, литература, история, математика и информатика).
Занимательная лингвистика.doc
Интегрированное обучение русскому языку по
программе "Занимательная лингвистика"
Пояснительная записка.
Лингвистика обычно является предметом изучения в высшей школе. Поэтому прежде всего хотелось бы
объяснить, чем вызвана необходимость занятий по лингвистике в средней школе. Рост интереса к изучению
иностранных языков в последние годы, возрождение изучения мертвых языков (в первую очередь латинского),
необходимость повысить престиж изучения родного языка – все это стало отправной точкой для создания
элективного курса для средней школы.
Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации, синтаксиса и т.д. Школа
должна вырабатывать у детей отношение к языку как к уникальному инструменту и объекту познания. Научить
сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку – это значит дать человеку капитал,
который он может использовать всю жизнь.
Сегодня, когда высокий уровень владения родным языком становится одним из необходимых условий
социального успеха, когда образованному человеку необходимо освоить один, а то и несколько языков, курс
лингвистики, изложенный на доступном детям уровне, должен стать базой для изучения языковых предметов.
Хотелось бы отметить отличительную черту данного курса. В нем происходит интеграция знаний, полученных
школьниками из разных учебных дисциплин (русский и иностранные языки, литература, история, математика и
информатика).
Основное направление программы – развитие языкового мышления учащихся.
Образовательная цель: познакомить учащихся с объектом языкознания, методами исследований.
Развивающая цель: повысить у детей интерес к языку, показать им связи различных языковых явлений между
собой.
Воспитательная цель: повысить престиж изучения русского языка.
Главные принципы курса – научность, системность и доступность. Программа состоит из трех разделов.
Раздел I. “Язык и наука о нем. Языки народов мира” (6 класс – 68 часов).
Раздел II. “Система языка” (7 класс – 68 часов)
Раздел III. “Лингвистика: путь к овладению языком” (8 класс – 68 часов).
Язык и наука о нем. Языки народов мира (5 класс – 68 часов).
Раздел I.
№
12
34
56
78
Тематика занятий
Лингвистика – наука о языке.
Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система.
Язык и общество. Языки со словами и без слов.
Происхождение языка.
910 Язык людей и “язык” животных.
1112 Живые и мертвые языки.
1314 Естественные и искусственные языки. 1516 Контрольная работа.
1718 Языки и диалекты.
1920 Предпосылки возникновения письма.
2122 Пиктографическое (рисуночное) письмо.
2324 Идеографическое (символическое) письмо.
2526 Переход к звукобуквенному письму.
2728 Контрольная работа.
2930 Сравнительноисторический метод в языкознании.
3132 Праиндоевропейцы и их язык.
3334 Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки.
3536 Славянская и балтийская группы.
3738 Кельтские языки. Греческий, албанский, армянский языки.
3940 Германские и романские языки.
4142 Контрольная работа.
4344 Другие языковые семьи. Мировые языки.
4546 Уровни языка. Фонетический уровень. Звуки речи.
4748 Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека.
4950 Гласные и согласные.
5152 Фонема.
5354 Ударение и интонация.
5556 Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция.
5758 Повторение пройденного материала.
5960 Позиции и чередование звуков.
6162 Исторический путь русского языка.
6364 История русской лексики.
6566 Из истории русской фонетики. 6768 Графика и орфография. Реформы и реформаторы. История русской
грамматики.
Раздел II.
Система языка (6 класс – 68 часов)
Тематика занятий
Повторение пройденного за прошлый учебный год.
Слово основная единица языка.
Слово и его значение.
Вместе и врозь. Сочетаемость слов.
№
12
34
56
78
910 Словари – сокровищница языка. Толковые словари и их создатели.
1112 Значение слова. Многозначность.
1314 Виды переносных значений.
1516 Контрольная работа.
1718 Деление слов на классы. Тематические группы слов.
1920 Омонимы.
2122 Синонимы.
2324 Антонимы.
2526 Термины.
2728 Жаргон.
2930 Повторение пройденного материала.
3132 Исконные и заимствованные слова.
3334 Причины и источники заимствования слов. Жизнь слова в чужом
языке.
3536 Фразеологизмы.
3738 Источники фразеологии.
3940 Виды лингвистических словарей.
4142 Проверочная работа. 4344 Семантика – наука о значениях языковых единиц.
4546 Элементы значения слов. Семантические многожители.
4748 Самостоятельная работа.
4950 Морфема. Варианты морфем.
5152 Две работы морфем.
5354 Словообразование: как делаются слова.
5556 Поэты и морфемы.
5758 Корни и аффиксы. Виды аффиксов в разных языках.
5960 Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
6162 Заключительный урок. Повторение пройденного.
6364 Контрольная работа.
6566 Таблица ступеней словообразования.
6768 Слово без корня. Аптекамты и железярусы.
РАЗДЕЛ III
Лингвистика: путь к овладению языком.
(7 класс – 68 часов)
№
Тематика занятий
1 2
Повторение пройденного за прошлый год.
3 4
Процессы словообразования.
5 6
Грамматика – способ устройства языка.
Для чего нужна грамматика.
7 8
Грамматическая форма и грамматическое значение.
9 10 Контрольная работа.
11 12 Способы выражения грамматического значения.
Синтетические и аналитические языки.
13 14 “Склеивание” и “сварка” морфем.
15 16 Повторение пройденного материала. 17 18 Части речи.
19 20 Части речи.
21 22 Еще одна часть речи (Категория состояния).
23 24 Служебные слова.
25 26 Слова, не относящиеся к частям речи.
27 28 Синтаксический уровень языка.
Предложение и словосочетание.
29 30 Основа предложения.
31 32 Что такое члены предложения?
33 34 Порядок слов в предложении и словосочетании.
35 36 Контрольная работа.
37 38 Стилистические ресурсы языка.
39 40 Функциональные стили языка. Разговорный и официально – деловой
стили.
41 42 Научный, публицистический и художественный стили.
43 44 Самостоятельная работа. Язык и речь.
45 46 Языковая норма и речевые ошибки.
Орфоэпическая норма.
47 48 Лексическая норма.
49 50 Морфологическая норма.
Синтаксическая норма.
51 52 Контрольная работа.
53 54 Возникновение славянского письма.
55 56 Славянская азбука. Славянский счет.
57 58 Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому.
59 60 Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому.
61 62 Контрольная работа.
63 64 Исторические изменения в лексике русского литературного языка. 65 66 Изучение иностранного языка – проникновение в культуру народа.
67 68 Зачем нам нужна лингвистика (обсуждение домашнего сочинения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Дроздова О.Е. “Уроки языкознания для школьников”, 5 – 8 классы; М “Владос”; 2001 г.
2. Дроздова О. Е. “Методические рекомендации к урокам языкопознания в 5 – 8 классах”; М, “Валдос”, 2003
г.
3. Власенков А. И. “ Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе.
Пособие для учителя” 5 – 6 классы; М “Аркти”,2000 г.
4. Власенков А. И. “Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. Пособие
для учителя”. 7 – 8 классы; М “Аркти”, 2000 г.
5. Аксенова М. Языкознание. Русский язык. “Энциклопедия для детей”, том 10, М “Аванта +”, 1998 г.
V год обучения (“Подготовка к ЕГЭ”)
Пояснительная записка
В последние годы в нашей стране проводится эксперимент по введению ЕГЭ. Задача данной программы состоит
в том, чтобы, во – первых, максимально охватить теоретический и практический материал, который может быть
включен в ЕГЭ, а во – вторых, выработать у учащихся навык выполнения заданий.
Темы расположены в соответствии с языковой логикой, что позволяет учащимся усваивать материал
последовательно. Программа состоит из следующих разделов: “Орфографии”, “Пунктуации”, “Культуры речи”,
“Грамматики”, “Анализа текста”. Особое внимание уделено разделам “Культура речи” и “Анализ текста”.
Задания, связанные с языковыми нормами, различными типами речевых ошибок, лексическим значением слов,
наиболее трудны для учащихся. Раздел “Анализ текста” призван научить школьников проводить комплексный
анализ текста и писать сочинение по предложенному исходному тексту.
К программе прилагаются образцы заданий ЕГЭ последних лет.
Программа рассчитана на два года
(10 – 11 классы).
№
Тематика занятий
Раздел I. Орфография.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Гласные,
проверяемые ударением.
Гласные, не проверяемые ударением.
Чередующиеся гласные.
Гласные о е после шипящих и –у в корнях, суффиксах и окончаниях.
Правописание согласных в корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
Удвоенные согласные в слове.
Непроизносимые согласные.
Гласные ы – и после ц в корне. 9.
10.
11.
12.
13.
14.
Буквы э – е, й.
Гласные ы – и после приставок.
Буква щ, ч и сочетания согласных шч, жч, зч, стч, здч.
Особенности правописания некоторых иноязычных слов. Вопросы транскрипции и
транслитерации.
Некоторые принципы написания иноязычных слов.
Употребление прописных букв.
Прописные буквы в начале текста.
15.
Прописные буквы после знаков препинания.
1617 Собственные имена лиц.
18.
19.
20.
Клички животных.
Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.
Имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий.
2122 Географические названия.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Астрономические названия.
Названия исторических эпох и событий.
Названия праздников, народных движений, знаменательных дат.
Названия учреждений, организаций и предприятий.
Наименования должностей и званий.
Названия орденов, медалей, знаков отличия.
Названия, выделяемые кавычками.
Сложносокращенные слова и аббревиатуры.
Условные имена собственные.
Употребление ъ – ь.
Разделительные ъ – ь.
Употребление ь при обозначении на письме мягкости согласных.
Употребление ь для обозначения грамматических форм. 35.
36.
37.
38.
Правописание приставок, не изменяющихся на писме.
Приставки на –з и –с.
Приставки пре и –при.
Гласные ы и и после приставок.
3940 Правописание имен существительных.
Склонение имен существительных.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Правописание окончаний имен существительных.
Суффиксы имен существительных.
Правописание сложных существительных.
Правописание имен прилагательных.
Склонения имен прилагательных.
Окончания имен прилагательных.
Суффиксы имен прилагательных.
4748 Правописание сложных прилагательных.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Правописание имен числительных.
Числительные количественные, порядковые, дробные.
Числительное пол.
Правописание местоимений.
Отрицательные местоимения.
Правописание глаголов.
Личные окончания глаголов.
Употребление ь в глагольных формах.
Суффиксы глаголов.
Правописание причастий.
Образование причастий.
Правописание –нн и –н в причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание наречий.
Гласные на конце наречий.
Наречия на шипящую. 58.
59.
60.
61.
62.
63.
6465
66
67.
68.
69.
70.
Отрицательные наречия. Слитное написание наречий.
Дефисное написание наречий.
Разделительное написание наречных сочетаний.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц.
Правописание не и ни.
Междометия и звукоподражательные слова.
Правила переноса слов.
Раздел II. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи.
Тире между членами предложения.
7172 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
73.
74.
75.
76.
77.
Знаки препинания при повторяющихся словах.
Знаки препинания при обособленных членах. Обособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
7879 Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными
членами предложения.
80.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
8182 Сложные предложения. Сложносочиненное предложение.
8384 Сложноподчиненные предложение.
85.
86.
Сравнительный оборот.
Цельные по смыслу выражения.
8788 Бессоюзное сложное предложение. 89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
Сложное предложение с разными видами связи.
Прямая речь. Диалог. Цитаты.
Раздел III. Культура речи.
Терминология. Определение языка. Основные разновидности языка.
Типы лексических единиц по времени употребления. Слова с ограниченной сферой
употребления. Различные типы слов.
Разделы языкознания. Различные типы словарей. Произношение слов. Смягчение согласных
перед –е. твердое произнесение согласных перед –е в заимствованных словах.
Ударение.
Типология речевых ошибок.
Лексические ошибки.
Стилистические ошибки.
Ошибки в образовании грамматических форм.
Синтаксические ошибки.
Нормы лексической сочетаемости слов.
Грамматическая сочетаемость слов.
Управление глаголов и существительных.
Лексическое значение слов.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
100.
Речевые ошибки.
101.
Грамматические ошибки.
102. Ошибки в синтаксическом оформлении предложения.
103.
Грамматические формы слов.
Варианты падежных форм существительных.
104.
Колебания в роде имен существительных.
Раздел IV. Грамматика.
105. Фонетика. Гласные звуки и их обозначение на письме.
106. Согласные звуки и их обозначение на письме.
107.
Алфавит. 108. Словообразование. Морфемный анализ слова.
Словообразовательный разбор.
109. Морфология. Сложные случаи определения частей речи. Морфологические признаки разных
частей речи. Имя существительное.
110. Имя прилагательное. Имя числительное.
111. Местоимение.
112.
Глагол.
113. Наречие. Предлог.
114. Союз. Частица.
115. Синтаксис. Типы связи слов в словосочетании.
116. Простое предложение. Типы сказуемого.
117.
Второстепенные члены предложения.
118.
Типы односоставных предложений.
119. Простое осложненное предложение.
120. Сложное предложение. Типы сложноподчиненных предложений по значению.
121. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
122. Сложные предложения с разными видами связи.
Раздел V. Анализ текста.
123. Смысловой анализ текста.
124.
Речеведческий анализ текста.
Стили языка.
125.
Типы речи.
126. Структура текста. Связь предложений в тексте.
127.
128.
Языковой анализ текста. Основные типы слов в русском языке. Лексика с точки зрения
происхождения.
Типы лексических единиц по времени употребления. Лексика с точки зрения сферы
употребления. Стилистическая окраска лексики.
129. Многозначность слова. Переносное значение слова. 130.
Различные связи слов в языке.
Синонимы. Антонимы, омонимы, паронимы.
131. Фразеологизмы как языковые единицы. Лексика и фразеологизмы в тексте.
Изобразительно – выразительные средства.
Упражнения по комплексному анализу текста.
132
133
134
135
136.
Готовимся к написанию сочинения.
СПИСОК ПОСОБИЙ:
1. Б. Меркин “Русский язык”. Подготовка к ЕГЭ, Дидактические и справочные материалы. Тесты; М 2004 г.
2. Д. Э. Розенталь “Русская орфография и пунктуация”; М “Русский язык”, 1990 г.
3. А. Б. Буяновер “Индивидуальный справочник для работы над ошибками по русскому языку”, М
“Гелеос”,2004 г.
4. Д. Э. Розенталь “Секреты стилистики. Правила хорошей речи”, М “Айрис”, 1996 г.
5. В. И. Капинос “ЕГЭ Контрольные измерительные материалы. Русский язык.2004 – 05”; М; “Просвещение”,
2005 г.
6. В. И. Капинос “Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. 2003”; М; “Интеллект – Центр”,
2003 г.
7. О. А. Емельянова “ Тесты. Русский язык. 11 класс”, М “Прометей”; 1997 г.
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.