Интегрированное путешествие по страницам литературы, истории и музыки

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированное путешествие по страницам литературы, истории и музыки на тему: "Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе" Цель занятия: создать целостное представление о важнейших исторических со-бытиях 17-18 в.в., О выдающихся представителях русской нации, показать связь истории , литературы, музыки на примере произведений А.С.Пушкина, сделать вывод о нравственных уроках творчества А.С.Пушкина, способствовать развитию интереса учащихся к эпохе 17-18в. Оборудование: портреты, плакаты, рисунки, видеоматериал, выставка поделок, газеты, подготовленные учащимися. Три страницы, по которым предстоит путешествовать. 1. Борис Годунов. Смутное время. “ Да, жалок тот, в ком совесть нечиста”. 2. Пётр Первый. Время реформ. Петербург. “ Люблю тебя, Петра творенье!” 3. Е.Пугачёв. Пугачёвщина. Екатерина 11. “ А разве нет удачи удалому?”
Иконка файла материала Мир волшебных звуков, чувств и дум….doc
Интегрированный урок "Мир волшебных звуков, чувств и дум…" Цель урока: углубить представление учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и изобразительного  искусства. Задачи урока:  Воспитательная задача ­ воспитание чувства прекрасного через литературу, музыку и живопись;  содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.  Образовательная задача ­ научить ребят слышать и видеть картины природы в искусстве.  Развивающая задача ­ развитие творческого воображения, внутреннего зрения; вокально­хоровых  навыков; развитие интереса к искусству через творческое самовыражение. Оборудование: мультимедийный проектор, "Словарик эпитетов" О.Ушаковой, репродукции картин, разрезанные пословицы, заготовки для коллажа, ваза и цветы для рефлексии Структура урока № Этапы урока 1. 2. 3. 4. Мотивация и  целеполагание Основной этап Заключительный  этап Рефлексия Ссылки на задачи Подготовить учащихся к восприятию материала, акцентировать внимание  на прогнозируемый результат. Систематизация и получение знаний. Создать условия для развития умений у  школьников формулировать проблемы, предполагать пути их решения. Создать условия для развития творческого воображения и самовыражения  детей. Развивать умения оценивать результат и процесс работы, осуществлять  самооценку. I. Мотивация и целеполагание. ­Мы приглашаем вас в "Мир волшебных звуков, чувств и дум:". Ход урока И отправимся мы с вами в страну, имя которой искусство. Великие писатели, поэты, композиторы, художники  средствами, присущими их искусству, воспевают в своих произведениях красоту земной природы. ­ Искусство и природа неразделимы. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе ­  очень близкие и родственные чувства. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова П. И. Чайковского: "Чуткому сердцу откроются тайны". Как вы  понимаете эти слова? Какие тайны мы сможем открыть для себя? ­ Искусство и природа неразделимы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку,  мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и  глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека  любовь к искусству и любовь к природе ­ очень близкие и родственные чувства. ­ У художника ­ краски, у композитора ­ звуки, у писателя ­ слово. Этими средствами создаются картины. Мы  мысленно представляем эти картины, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то  восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Главное, надо уметь видеть, слышать, понимать. ­ И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи  откроется намII. Основной этап. ­ А разговор у нас пойдет о прекрасной поре года ­ весне. ­ Что такое весна? (время года, пробуждение природы, прилет птиц) ­ Мы с таким нетерпением ждем ее прихода после холодной зимы. ­ А почему вы ждете приближения весны? ­ Какие ассоциации у вас с этим словом? ­ Знаете ли вы, что у слов весна и веселый общий корень? Природа вся оживает после зимней спячки и преображается. И, согласитесь, что весной природа особенно  прекрасна и неповторима. Во все времена она служила источником вдохновения писателям и поэтам,  композиторам и художникам. Работа в группах Русский народ всегда очень внимательно относился к изменениям в природе. Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? У вас на столах лежат части пословиц, ваша задача догадаться и соединить их по смыслу. Вода потекла, весну принесла. Весна да осень ­ на дню погод восемь. Весна красна цветами, а осень ­ плодами. Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. Весенний день ­ что ласковое слово. Солнце светит, солнце сияет ­ вся природа воскресает. Весна цветы рассыпает, зима снег простилает. Не бойся зимы, за нею весна. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт. Вешний день целый год кормит. В марте день с ночью меряется, равняется. Март зиму кончает, весну начинает. Вовремя вспашешь ­ веселее спляшешь. Май холодный ­ не будешь голодный. Майский мороз не выдавит слез. ­Какая из пословиц вам показалась самой интересной? Прочитайте ее нам. ­ А теперь, ребята, послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте сказать, в котором из них есть звуки  весны. Почему вы так думаете? (Вивальди "Весна" и "Зима") ­ Как вы думаете из каких звуков состоит музыка весны? (шум ветра, пение птиц, журчание ручья :) Так значит  где композиторы черпают вдохновение? Звучит песня "Где музыка берет начало" ­Природа является вдохновителем не только поэтов, композиторов, но и художников. Живопись ­ другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу  природы:­ А теперь посмотрите на картины художников. Какой разной увидели весну авторы этих произведений! ­ А теперь соединим музыку весны Вивальди и ряд живописных полотен с изображением этого времени года.  Пусть все это вместе усилит наше впечатление, наши эмоции, наше восприятие прекрасного. ­ У вас на столах лежат несколько репродукций русских художников. Ваша задача внимательно послушать  музыкальное произведение и подумать, которая из репродукций больше подходит к этой мелодии и почему. Звучит "Весна" Вивальди. ­ Какие у вас появились чувства, мысли после прослушанной музыки и увиденных картин? (Ощущение  пробуждающейся жизни, тревожное чувство ожидания и радость перемен). Вывод: ­ И композитор, и художник независимо друг от друга средствами, присущими их искусству (музыке,  живописи), изобразили это время года. ­ Наш вывод совпадает со словами выдающегося армянского композитора Арама Хачатуряна: Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным  восприятием. Проверка дом. задания ­Весна, пожалуй, одно из самых поэтических времен года. Это время пробуждения природы, бурного ее  цветения. ­Давайте, ребята, обратимся к стихам, поучимся у поэтов находить образные слова для выражения своих чувств  и настроения. Прочитайте тот отрывк из стихотворения, который ярче помогает представить картину весны. Чтение отрывков детьми (приложение 1) Поэт А.Блок связывал с понятием "весна" понятие "жизнь": О, весна, без конца и без краю, Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю И приветствую звоном щита! А Пушкин А.С. хотя и называл весну "утром года", однако писал: :.я не люблю весны; Cкучна мне оттепель;  Вонь, грязь ­ весной я болен. Кровь бродит;  Чувства, ум тоскою стеснены, Суровою зимой я более доволен. ­Какие средства выразительности используют поэты? (эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение) ­ Подберите эпитеты к слову весна. ­ В словаре эпитетов найдите эпитеты к слову весна. Вывод: Весна! Обычно поэты, описывая приход весны, используют яркие краски, восклицательные  предложения, и стихи звучат эмоционально и восторженно. Фет так представлял весну: Я ждал. Невестою­царицей Опять на землю ты сошла. ­ Как называется этот троп? ­ А с кем или с чем вы сравнили бы весну? Закончите предложение: " По­моему, весна похожа на:, потому что:" (карточки­понятия (приложение 2), а дети объяснят почему) Ответы учащихся. "Весна на поэтическом языке есть утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из тёмных затворов ночи,  она выводит его из­за туманов зимы" (А.Н. Афанасьев). III. Заключительный этап.Творчество детей Работа по группам: составление коллажа Коллаж ­ в изобразительном искусстве: наклеивание на к­либо основу материалов др. фактуры; произведение,  выполненное таким образом. Защита творческой работы ­ Мы все очень ждем этого радостного момента ­ весну! Давайте исполним в заключение урока "Весеннюю  песню" великого Моцарта с таким настроем, который мы получили от услышанного и увиденного на уроке. А  значит, как мы исполним? (Радостно, с воодушевлением, торжественно, с чувством, ярко и т. д.). Звучит "Весенняя песня" Моцарта в исполнении детей. Домашнее задание Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, интересных музыкальных зарисовок весенней  природы. Вот это восхищение весной, эту радость ожидания попробуйте передать в своем сочинении ­  миниатюре. IV. Рефлексия. ­ Ребята, наш урок подходит к концу, вспомните, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок, и  сравните его с настроением в данный момент. Если ваше настроение изменилось, то поставьте в вазу желтый  цветок, если же настроение осталось прежним, поставьте ­ голубой. ­ Посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Сегодня на уроке мы говорили много приятных слов,  посмотрите, оказывается, это может отразиться на нашем настроении. ­ Наш урок закончен. Спасибо за работу!