Интегрированное внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Фольклора" 2 класс
Оценка 4.9

Интегрированное внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Фольклора" 2 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
06.01.2017
Интегрированное внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Фольклора" 2 класс
Формирование знаний о жанрах русского народного творчества. Изучение характерных черт русского фольклора и пополнение знаний в этой области. Пробудить познавательный интерес к культурному наследию народа, способствовать формированию патриотических чувств, уважения к культуре и традициям русского народа. Содействие в развитии ребёнка любознательности и внимания, в обогащении словарного запаса обучающихся.Интегрированное внеклассное мероприятие
В гостях у дедушки фольклора.docx

              МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное

учреждение Свердловской области

"Серовская школа – интернат для детей,

нуждающихся в длительном лечении"

624983, Серов г., Свердловской обл., Автодорожная ул., 35 д. тел./факс (34385) 7 96 26, E-mail: internat2-serov@mail.ru

 

 

 

 

 

 

В гостях у дедушки Фольклора

(интегрированное внеклассное занятие)

 

2 класс

 

 

 

 

 

Учитель: Некрасова Юлия Владимировна

Воспитатель: Байрамиди Елена Ивановна

В гостях у дедушки Фольклора

(интегрированное внеклассное занятие)

 

Цели:

·        Формирование знаний о жанрах русского народного творчества.

·        Изучение  характерных черт русского фольклора и пополнение знаний в этой области.

·        Содействие в развитии ребенка любознательности и внимания; в обогащение словарного запаса обучающихся; мышления и коммуникативных навыков, творческих способностей.

·        Пробудить познавательный ин­терес к культурному наследию народа, способствовать формированию патриотических чувств, уважения к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

  • Формирование любви к Родине, родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
  • Формирование представлений о специфике характерных черт русского фольклора, об уникальности и неповторимости народных костюмах;
  • Развитие бережного и уважительного отношения  к Родине, родному
  • городу ;
  • Формирование умения ориентироваться в ближайшем  культурном окружении.

Планируемые результаты.

На мероприятии у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятия;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять  задачу;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Строить речевые высказывания в устной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы:словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.

Оборудование: иллюстрация «берёзовая роща», картины русской природы, сундучок, платок; самовар, хохломская посуда, скатерть, сушки на ленточке; книга Даля, опорные слова на карточках: фольклор, фольклорист, песни, пословицы, поговорки, обычаи, сказки, частушки, заклички , считалки, небылицы, прибаутки, потешки , Владимир Иванович Даль; декорация к сказке: презентация; эпиграф к уроку, записанный на доске:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Чем дальше в будущее входим,

                                                                              Тем больше прошлым дорожим.

                                                                              И в старом красоту находим,

                                                                              Хоть новому принадлежим.

                                                                                                                  В. Шафран

 

Ход занятия

 

I. Вступительная часть.

Зазывалы в русских народных костюмах встречают гостей:

 

- Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно уж вас мы поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

                          

- Для каждого найдется глоток водицы из колодца.

Подарки есть на всякий вкус:

Кому - сказка, кому - быль,

Кому песенка вприкус.

 

- Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых.

2 класс, 2 класс

Пригласил на праздник вас!

 

- Здравствуйте люди добрые!

Гости званые и желанные,

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые,

Почтенные и молодые,

Полные и худые!

Рады гостям, как добрым вестям.

 

- Слушайте, люди добрые!

Потом не говорите, что не слышали.

Сего года, месяца, числа

Всех на праздник приглашаем!

 

- Пожалуйте, гости дорогие!

 Веселья вам да радости!

Давно уж вас мы поджидаем,

Праздник не начинаем.

У нас на каждого найдется и словечко, и местечко.

 

П. Основная часть.

Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает ил­люстрации.

Учитель.

1 картинка.

 

- Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.

 

2 картинка.

 

- Ты смотришь в спокойное небо, бредешь лесными тропа­ми, сидишь у прохладной воды. Это Россия.

 

3 картинка.

 

- Ты видишь древние стены Кремля, блеск куполов над хра­мами. И это Россия.

 

4 картинка.

 

- Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. В праздники площадь бурлит. И это тоже Россия.

 

- Что для вас слово «Русь», «Россия»?

-А как человек должен относиться к своей родине, к её истории, культуре?

(Любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…)

 

- Сегодня мы совершим путешествие в старину, обратимся к фольклору, к старинным русским обычаям, играм, пословицам, песням. Мы приветствуем вас на фольклорном празднике.

  Какой интересный сундучок стоит. Интересно, чей он? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. (Открываем, достаем платок.)

 

- Вот чудеса! Какой красивый платок! Да на нём что-то написано:

 

   «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Путь ко мне не близкий, но очень интересный. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи!

   В добрый час!

Ваш дедушка Фольклор».

 

- Интересное послание, ребята! И имя очень странное у де­душки.

Как вы понимаете это слово – имя?

(Фольклор - это устное народное творчество, в переводе с английского языка означает «народная мудрость».)

- Вы уже знаете, что фольклор выражается разными жанрами. Назовите их. (Ответы детей.)

 

Карточки вывешиваются на доске: песни, пословицы, поговорки, обычаи, сказки, частушки, заклички, считалки, небылицы, прибаутки, потешки.

 

- Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколе­ние, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Нередко рассказчики вносили в полюбившийся текст, что-то свое, и постепенно песни и сказки совершенствовались. Целыми веками жили эти произ­ведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность фольклора и стали его собирать и  записывать. Человек, собирающий фольклор, называется фольклористом. Одним из великих собирателей фольклора был Владимир Ива­нович Даль.

- Знакомо ли вам это имя? (Ответ детей). Правильно. Всю свою жизнь он работал над созданием книги «Толковый словарь живого великорусского языка».

 - Чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор. Итак, в путь! Раскроем этот прекрасный ларец народной мудрости.

 «В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были…».Эти слова – как позывные. Только услышишь – сразу знаешь, что дальше будет сказка. А вот и наша гостья из сказки.

Звучит музыка, входит Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая. Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая. Я знаю много сказок. А что такое сказка?

Дети. Сказка – это рассказ о чём-нибудь необыкновенном, о тех событиях, которые в жизни произойти не могут.

Василиса Премудрая. Но если сказка повествует о том, чего не было, то зачем она существует?

Дети. Сказка нас учит быть добрыми и справедливыми, учит противостоять злу, презирать хитрецов.

Василиса Премудрая. Вы правы, ребята. Ведь недаром А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». А ещё сказки написаны ярким языком. На их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. Ребята, а вы сказки знаете? Гости дорогие, не хотите ли вы сказочку послушать?

Дети инсценируют русскую народную сказку.

Мужик и медведь (Вершки и корешки)

Действующие лица (дети в костюмах):

Мужик
Медведь
Рассказчик

Рассказчик

Близ деревни в темной чаще,
Очень страшный жил медведь.
То корову в лес утащит,
То начнет в ночи реветь.
А людей к своей опушке
Он совсем не подпускал,
И не сосчитать кукушке,
Скольких здесь он заломал.

Медведь

Я Медведь - хозяин леса!
Что хочу, то ворочу.
На любой рожон полезу,
Руки-ноги оттопчу!

Рассказчик

Все медведя опасались,
Обходили за версту.
За дровами не совались,
Да не драли бересту.
И по ягоды подружки,
Не решались в лес ходить.
Но затеял у опушки
Федор репу посадить!
Только борозду вспахал он,
Вышел из лесу Медведь.

Медведь

Ух, расправлюсь я с нахалом,
Ну, нельзя же так наглеть!
Али ты, мужик, не знаешь,
Что моя кругом земля?

Мужик

Не волнуйся, урожаем -
Поделюсь с тобою я!
Все вершки твои по праву,
Ну а мне хоть корешки.

Медведь

Мне слова твои по нраву!

Рассказчик

От опушки до реки,
Не страшась расправы, Федя
Землю всю перепахал.
Ну а осенью медведю
Честно всю ботву отдал.
Очень был Медведь доволен,
Но попробовав вершок,
Разбросал все в чистом поле.

Медведь

Дай-ка мне свой корешок!

Рассказчик

Дал мужик, куда деваться,
А Медведь, как репку съел,
Начал громко возмущаться,
Что есть мочи заревел.

Медведь

Корешки твои-то сладки!
Обманул! Ну, погоди!
У меня свои порядки -
Больше в лес не приходи!

Рассказчик

Но не испугался Федя.

Мужик

Ты меня, Медведь, не трожь,
Мы ведь все-таки соседи.
Вот весной посею рожь,
Так и быть, себе в убыток
Корешки тебе отдам.

Медведь

Ладно, прошлое забыто,
Все поделим пополам!

Рассказчик

Так они и порешили,
В мире жили целый год,
Вместе поле сторожили.
И пололи огород.
Рожь поспела, в чистом поле.
К Феде вновь пришел Медведь.

Медведь

Отдавай-ка мою долю,
Мы договорились ведь.

Мужик

Нынче урожай немалый,
Корешков-то целый воз.
Ну, прощай! Твое отдал я,
А свое домой повез.

Рассказчик

Хоть медведю и достались -
В этот раз все корешки,
Но по вкусу оказались -
Даже хуже, чем вершки.
Рассердился он на Федю,
Лошадь съел его со зла.
И у мужика с медведем
Лютая вражда пошла!

-Как называется эта сказка? («Мужик и медведь» или «Вершки и корешки»)

- Назовите главную мысль сказки?

Русские народные сказки всегда несли в себе поучительный смысл, так и сказка «Мужик и медведь» рассказывает читателю, как больно бьёт жизнь по бездельникам и лентяям. Мужик делает всю грязную работу – пашет, сеет и собирает посевы. Медведь ни во что не вникает — просто делит урожай (думая, что вершки у репы вкуснее). 

 

На доске иллюстрация «берёзовая роща».

Выступление чтецов.

4.     Мы с вами родились в России

В стране, где жара и мороз.

Где небо, то хмуро, то сине.

В стране тонкоствольных берёз!

 

5.     На полянке, на пригорке.

                       Под окном среди полей.

                       Белокурая берёзка-

                   Символ Родины моей.

 

6.     Образ России немыслим без русской берёзки.

                   Белоствольная, немного задумчивая,

                       с развивающимися на ветру зелёными кудряшками,

                       ясная, кипучая, стройная, скромная.

 

7.     Всем берёза нравится,
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона,
Рассылает всем поклоны.
Листья тихо шелестят,
Меж собою говорят.

 

Учитель: - В конце весны, начале лета русские люди отмечали праздник «Троица». Яркой обрядностью отличался этот праздник. Символом расцветающей природы служила молодая берёзка. В этот день молодые девушки и юноши одевали свои праздничные наряды и водили хороводы. Каждая губерния имела свой праздничный костюм. (Учитель показывает несколько образцов народных костюмов). Долгое время на Руси ткани окрашивали натуральными красителями, которые получали из трав и деревьев.

 

Василиса Премудрая: - Крестьянские девушки вставали в круг, который символизировал солнце, дающее тепло, свет, красоту. Вставая в круг, люди старались задобрить солнце, показывали в движениях, какой им нужен урожай и верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Они пели песню про берёзку, водили хороводы.

   Русские хороводы водились на улице, на лугу, у речки весной, летом, реже осенью. Готовились к хороводу заранее, девушки шили себе наряды, украшали сарафаны и рубахи яркой вышивкой, в косы вплетали атласные ленты.

Девочки поют хороводную песню «Во поле берёза стояла».

Дети водят хоровод.

 

Учитель:-  Вот примерно так и водили хороводы на Руси. Возвращаемся в современность. Как вы думаете, сейчас хороводы исполняют? Да, они сохранились до сегодняшнего дня, это новогодние хороводы вокруг елки, это масленичные хороводы, во время проводов зимы вокруг чучела Масленицы, летом во время праздника Ивана Купалы. И даже на концертной сцене можно увидеть красивый русский хоровод.

Василиса Премудрая:

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

К загадкам поскорее!

  - Ребята, а что такое загадка?

Дети: загадка – это задачка, которую надо решать, отгадывать.

Василиса Премудрая: Я для вас забаву приготовила. Вот моя забава – загадки на заплатках. Снимите прищепку – заплатка упадет, а загадка откроется.

Дети подходят, читают загадку, отгадывают её.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

                         Быть колючим не обязан

                       Дальний родич дикобраза. Посмотрите, ну и что ж

                       Весь в иголках острых ...

Неуклюжий, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапу.

Кто таков? Скорей ответь.

Ну, конечно же, ...

                                Вот еще гигантский кот - Полосатый обормот.

                                С ним водить не стоит игр,  Он опасен, это  ...

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт

- «Делу время, а потехе – час». Дедушка Фольклор предлагает  поиграть.

 «Игровой момент»

Игра «Птицы летают»

   Все игроки стоят в кругу . Одна рука поднята вверх. Ведущий игру начинает рассказ:

   «Я много путешествовал по разным странам. И пришел к такому замечательному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают». На последних словах ведущий поднимает указательный палец руки вверх и все повторяют за ним. Сообщается правило игры: если это птица, и она летает, то надо поднять указательный палец вверх. Дальше ведущий продолжает: «И утки летают (водящий и игроки на каждую правильную фразу поднимают палец вверх), и гуси летают, и синицы летают. И львы летают».

 «И утки летают, и гуси летают, и синицы летают. И воробьи летают».

«И дятлы летают, и лебеди летают, и вороны летают. И собаки летают»

Многие игроки автоматически поднимут пальцы вверх. И ошибутся.

 Игру надо проводить в быстром темпе, чередуя птиц, зверей, рыб, насекомых (они тоже летают, но ведь они не птицы, и потому не надо поднимать палец), летающие предметы – осенние листья, стрела (поднимать палец не нужно, ведь это не птица)

 Учитель: А знаете ли вы, что не всегда на Руси привечали песню, веселый танец, игру на музыкальных инструментах?

      Давным – давно, почти 400 лет назад, игру на музыкальных инструментах считали грехом. Уничтожали и сжигали домры, гусли, свирели, бубны.

      Ещё более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Скоморохи бродили по городам и деревням, показывали представления, пели остроумные куплеты, высмеивали жадных купцов, капризных бояр. Народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла их инструменты.

Василиса Премудрая: Послушайте, ребята, мне кажется, к нам кто-то спешит.

1-й скоморох: Подходите ближе,  подходите!

                        Да глаза свои протрите.

                        Мы развеселые потешники-

                        Известные скоморохи и насмешники.

2-й скоморох:  За медный пятак

                         Покажем вам эдак и так!

                        Довольны? Будет здорово!

                        Удовольствий с три короба.

Василиса Премудрая:   Послушайте небылицы. Они весело учат  различать действительность и фантазию, развивают воображение, рисуют необычные картины жизни.

1-й скоморох:  По поднебесью, братцы, медведь летит.

                         Медведь летит, хвостом вертит.

                         Свинья на ели гнездо свила,

                         Гнездо свила, деточек вывела.

                         Малых деточек – поросяточек.

2-й скоморох:  А где это видано и в какой деревне слыхано,

                         Чтобы курочка бычка родила,

                         Поросёночек яичко снёс

                         Да на полочку унёс.

Василиса Премудрая: Ну, хватит силой меряться! Слышите, это спешат небылицы в частушках.

   Ученики исполняют частушки.

Начинаем петь частушки.

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

 

                                          Мы частушек много знаем

                                          Под разлив гармошечки.

                                          У нас куплетов в голове,

                                          Как в мешке картошечки.

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете.

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

                                        Между небом и землёй

                                       Поросёнок рылся

                                        И нечаянно хвостом

                                        К небу прицепился.

Посмотрите-ка, ребята,

Что на крыше делается.

Воробей в рожок играет,

За соломку держится.

                                        Вы послушайте, ребята,

                                        Нескладуху буду петь.

                                        На дубу свинья пасётся,

                                        В бане парится медведь.

Как по речке по Волжанке,

Соловей плывет на палке.

Сел на доску тонкую,

Развёл гармошку звонкую.

                                        Ой, довольно мы напелись,

                                        Дайте смену новую.

                                        Ой спасибо гармонисту

                                        За игру весёлую.

Учитель: Ребята, посмотрите, пока мы веселились, в классе появилось новое задание от дедушки Фольклора – скороговорка. В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

           Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь.

Грачиха говорит  грачу:

«Слетай с грачатами к врачу!»

                                                    Слышен шорох в камышах.

                                                    От него шумит в ушах.

Василиса Премудрая: - прочитать, чётко проговаривая все звуки.

Учитель:  - прочитать медленно.

Василиса Премудрая:  - прочитать «ночь» (шёпотом).

Учитель:  - прочитать «утро» (вполголоса).

Василиса Премудрая: -  прочитать «день» (громко).

Учитель: - прочитать в быстром темпе  3 раза подряд.

IIIИтог.

Учитель:  - Итак, подходит к концу наше путешествие. Смотрите, избушка. Давайте постучим.

Выходит дедушка Фольклор.

Фольклор.  Здравствуйте, внучата! Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня. Сегодня вы много говорили о прошлом. Оно не исчезает бесследно, остаётся жить  в наших обычаях, привычках, в песне, в слове, в сказке. Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали красоту произведений народного творчества, научились находить их и слушать. Пусть не станете вы фольклористами, но пусть всю вашу жизнь будут с вами любовь к родной речи, к русским песням и танцам.

Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»

Василиса Премудрая: Вот и кончилась игра,

                                         Всем домой спешить пора,

                                         Пришло время расставанья

                                         До следующего гулянья.

                                         Завтра ждёт всех день забот,

                                         На прощанье – хоровод.

Под русскую плясовую дети водят хоровод.

Учитель:  русский фольклор складывался не от простого времяпрепровождения. Издавна Россия славилась работами умельцев и своей щедростью.

Дети дарят друг другу поделки и сувениры, сделанные своими руками.

1-й скоморох: А вот леденцы,

                         Леденцы-бубенцы.

                         Петухи, синицы

                         И прочие птицы.

1-й скоморох:        Глядите, не моргайте,

                                Рты не разевайте,

                                Ворон не считайте,

                                Даром разбирайте!

  Василиса Премудрая: - А наградой для нас будет чаепитие со сдобной выпечкой  от дедушки Фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.История культуры русского народа / А.В. Терещенко. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с.: ил.

2.Портфель кафедры учителей начальных классов / авт.-  сост. И. В. Щербакова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. -319с.

3.«Куклы в народных костюмах». Журнал. Выпуск №1, №6, №9, 2012/ ООО «ДеАгостини». Россия.

 

4.Ресурсы Интернета.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

В гостях у дедушки Фольклора (интегрированное внеклассное занятие)

В гостях у дедушки Фольклора (интегрированное внеклассное занятие)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Чем дальше в будущее входим,

Чем дальше в будущее входим,

П. Основная часть. Звучит русская лирическая музыка

П. Основная часть. Звучит русская лирическая музыка

Вы уже знаете, что фольклор выражается разными жанрами

Вы уже знаете, что фольклор выражается разными жанрами

Близ деревни в темной чаще, Очень страшный жил медведь

Близ деревни в темной чаще, Очень страшный жил медведь

Рассказчик От опушки до реки,

Рассказчик От опушки до реки,

Так они и порешили, В мире жили целый год,

Так они и порешили, В мире жили целый год,

На полянке, на пригорке.

На полянке, на пригорке.

Друзья, мы приглашаем вас К загадкам поскорее! -

Друзья, мы приглашаем вас К загадкам поскорее! -

Учитель: А знаете ли вы, что не всегда на

Учитель: А знаете ли вы, что не всегда на

Между небом и землёй

Между небом и землёй

Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»

Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»
Скачать файл