Интегрированное занятие «Волшебный песок»
Воспитатель: Сенченко Валентина Викторовна.
Дата проведения:
Количество детей:
Образовательная область: «Познание.
Интеграция областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».
Возрастная группа: средний возраст.
Тема: «Волшебный песок».
Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития моторики тактильной чувствительности детей.
Тип занятия: интегрированное.
Задачи:
1. Образовательная:
- повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;
-развивать представления о свойствах песка;
- показать детям водопроницаемость песка (песок пропускает воду);
-обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, закорючки, песок пропускает воду.
2. Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
3. Воспитательная:
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
4. Оздоровительная:
-использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как: психогимнастика, самомассаж, песочная терапия, пальчиковые игры;
-песок способен «заземлять» отрицательную энергию;
-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
-развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка.
Интегрированное занятие «Волшебный песок»
Воспитатель: Сенченко Валентина Викторовна.
Дата проведения:
Количество детей:
Образовательная область: «Познание.
Интеграция областей: «Художественное
творчество», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Социализац
ия», «Коммуникация».
Возрастная группа: средний возраст.
Тема: «Волшебный песок».
Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в
творческой исследовательской деятельности посредством развития моторики
тактильной чувствительности детей.
Тип занятия: интегрированное.
Задачи:
1. Образовательная:
повышать уровень развития ребёнка;
усиливать желание ребенка узнавать чтото новое, экспериментировать и
работать самостоятельно;
учить анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;
развивать представления о свойствах песка;
показать детям водопроницаемость песка (песок пропускает воду);
обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют
кирпичи, закорючки, песок пропускает воду.
2. Развивающая:
развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память,
мышление, речь);
развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности
как основы «ручного интеллекта».
3. Воспитательная:
совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его
общения с природой.
4. Оздоровительная:
использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как:
психогимнастика, самомассаж, песочная терапия, пальчиковые игры;
песок способен «заземлять» отрицательную энергию;
при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической
чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка,
формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим
ощущениям и проговаривать их.
Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой, эвристический,
поисково – исследовательский, творческий.
Форма организации деятельности: подгрупповая и индивидуальная.
Средства обучения:
1. Оборудование:
для рисования на песке;
для работы с песком и водой.
2. Наглядный материал:
выставка «Изделия из песка»;
песочные часы;
емкость с игрушками, закапанными в песке;
кувшин с водой;
волшебная палочка;
световой модуль для рисования на песке;
сосуд – бутылка.
3. Раздаточный материал:
на каждый стол: скатерти,
на каждого ребёнка: песок на пластмассовых тарелках, стаканы с водой,
чистые листы и мелок, лупы, фартуки и колпаки, влажные салфетки.
Предварительная работа: беседы о том, что песок – неживая природа о
мерах осторожности во время игр с песком; поделки из песка, пальчиковые
игры, проведение опыта, как образуются песчинки от трения и ударов друг о
друга больших камней.
Ход занятия
Мотивационная (вводная) часть:
Здравствуйте ребята!
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Сегодня нас с вами ждет очень интересное занятие! Ребята, скажите, а
вы любите играть в песочнице? (ответы детей)
А что такое песок? (ответы детей)
Воспитатель предлагает поиграть в игру ТРИЗ песок «Хорошо – плохо»
(Ответы детей)
Воспитатель продолжает:
Ребята песок хорош тем, тем, что он нужен людям.Рассматривание выставки «Изделия из песка»
Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым
скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда
еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять
время.
Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.)
Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)
Основная часть
Поиского познавательный вопрос:
А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает волшебный
песок?(ответы детей)
Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете
учёными, художниками и волшебниками. А вашими помощниками сегодня
будут пальчики и ручки. А мне будет помогать волшебная палочка.
Раздватри ребят в ученых преврати!
Но для начала нам нужно одеть фартуки, чтобы не испачкаться.
Все готовы? (Да)
Ребята, сейчас зима, как выдумаете рыбкам холодно в воде? Где они
могут прятаться в воде? Значит, от песка есть польза не только людям, но и
рыбам, животным, так как животные тоже могут прятаться в песке от жары.
Вы хотите стать рыбками? (Да)
Своей волшебной палочкой я превращаю вас в рыбок.
Раздватри, волшебной палочкой взмахну ребят я в рыбок превращу!
Пальчиковая игра «Рыбки» Музыка Железновой
(По методике пальчиковые игры Е. Железновой)
(Ладони сомкнуты, чуть округлены.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чутьчуть замерзать.
(Быстро качаем ладонями (дрожь).А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Воспитатель:
Давайте с вами поиграем в игру с песком, где спрятались рыбки.
Игра забава «Найди рыбок»
Дети ищут ручками рыбок в песке и выпускают их в воду.
Молодцы, ребята всех рыбок нашли!
А теперь давайте сядем за столы.
Ребята, из чего состоит песок? Давайте посмотрим на сухой песок через лупу.
Опыт с песком через лупу.
(дети рассматривают через лупу песчинки сухого песок, воспитатель
выясняет его свойства:
сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;
состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к
другу;
из него нельзя лепить куличики.)
А сейчас я налью воду в другую тарелку и мы посмотрим, что произойдет с
песком.
(дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:
пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются:
на дороге, огороде, песке, и т. д.);
мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки
соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли
друг к другу;
он темнее, чем сухой песок;
из влажного (мокрого) песка можно лепить.)
Воспитатель:
Давайте вспомним, как мы играем с песком в песочнице.
Самомассаж. Психогимнастика
Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый
речной песок, сжимать, перетирать его между ладонями.
Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую
тепло (холод)песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне
приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п…
Продуктивная часть
Воспитатель:
Своей волшебной палочкой превращаю вас в художников. Ахалаймахалай! Ребят в художников превращай!
Мы будем рисовать завитушки на песке.
Рисунок «Завитушка» Музыка счастья (Рыбникова)
На световом модуле рисуется много завитушек, дети соединяют их, после
чего получается общая картина.
Воспитатель:
А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников.
Ахалаймахалай! Нас в волшебников превращай!
Ребята, какого цвета песок?
Поисково творческий вопрос:
Как сделать, чтобы он стал разноцветным?
Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.
Поделка "Радуга в бутылке"
Воспитатель вместе с детьми изготавливает поделку по плану работы:
1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на
чистом листе бумаг. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно,
так как он неживой.
Музыка «Радуга»
2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный
сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.
Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в
емкость под углом, поворачивая сосуд.
3. Закрутим крышку.
Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!
Заключительная часть (итог): рефлексия (осмысление).
Ребята, что мы сегодня делали? Что нового узнали? Что больше всего
понравилось?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Я благодарю ваши ручки, пальчики, они хорошо сегодня играли
с волшебным песком. Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз, два,
три, нас в ребяток преврати! Пора в детский сад!
Ребята снимают фартуки, колпаки и идут мыть руки.