Пудова Любовь Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ г. Кургана «Лицей №12»
Интегрированный подход
в изучении предметов
русского языка и литературы
С введением новых стандартов общего образования в качестве нового методологического подхода заложено обязательное требование к метапредметным результатам обучения. Одним из эффективных способов формирования метапредметных умений является интеграция уроков, которая способствует устранению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся и в отличие от межпредметных связей предполагает более концептуальную, глубинную связь нескольких учебных предметов в рамках одного урока.
Цель: Создание условий для достижения метапредметных результатов обучения через интеграцию уроков русского языка и литературы с другими предметами.
Задачи:
- показать возможность интеграции уроков русского языка и литературы с другими предметами;
- способствовать формированию у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных метапредметных умений;
- создавать условия для устранения фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся;
- способствовать повышению уровня качества образования.
Система работы
Интегративный подход в преподавании предметов школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ученику важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательно найдут практическое применение в области других наук.
В процессе интеграции предметов формируются метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На интегрированных уроках обучающиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих регулятивных умений:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения и др.
Интегрированные уроки развивают познавательный процесс обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у ребят метапредметные познавательные умения:
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий;
- умение извлекать информацию из различных источников;
- умение отбирать материал по заданной теме и др.
На интегрированных уроках формируются коммуникативные метапредметные умения:
- умение составлять связное устное высказывание;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- владение монологической и диалогической формой речи и др.
Таким образом, основной акцент в интегрированном уроке не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного, логического мышления, а также применение его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом.
Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой. Обобщая знания о разделах русского языка, в качестве иллюстративного материала можно использовать текст любого изучаемого на литературе произведения, применить знания и отработать навыки правописания. Тогда литературоведческий анализ этого произведения будет наиболее полным и на знания по русскому языку ребята посмотрят с новой точки зрения. Примером такого урока может послужить урок в 7 классе по теме «Обособленных причастных и деепричастных оборотов», материал для которого подбирается из текста повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» или урок в 6 классе по теме «Простое осложненное предложение», который строится на афоризмах А.П.Чехова. На таких уроках происходит синтез информации, что способствует устранению отрывочности и разорванности знаний. Все это содействует развитию умений ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, применять полученные знания в нестандартных условиях и побуждает к активному познанию окружающей действительности.
На уроках литературы очевидна связь с историей. Создавая свои образы, писатель охватывает многие сферы и стороны реальной действительности, он может переносить своих действующих лиц в различные эпохи, города, страны. Изучение произведения «Тарас Бульба» начинается с экскурсии по Запорожской Сечи (исторический комментарий, карта Речи Посполитой 1635 года) и просмотра репродукции И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которая ярко описывает атмосферу и настроение запорожского казачества. На таких уроках формируются личностные качества будущего выпускника, такие как патриотизм, уважение и любовь к своему Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, его культуре и истории.
Возможна интеграция уроков русского языка и с географией. В текстах художественных произведений часто встречаются описания природы, в которых можно рассматривать не только средства художественной выразительности, но физико-географические явления (характерный облик елового леса, образование дождевых облаков, тумана и т.д.). Задания подобного рода способствуют развитию речи, широты мышления, умению преобразовывать, применять информацию для решения различных проблем, а также развивают интерес к познавательной деятельности. На уроках литературы при изучении биографии писателя в форме заочной экскурсии обязательно знакомимся с краем, где жил автор.
На своих уроках использую элементы содержания предметов искусствоведческой направленности: музыки, изобразительного искусства, МХК. Интеграционная связь этих предметов глубока. Один вид искусства может переводится на язык другого искусства. Так, перевод литературного произведения на язык музыки (создание романса на слова поэта) позволяет добиться большего эмоционального воздействия произведения на обучающихся. Музыка создает особый настрой на уроке, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу изучаемой темы. При прослушивании какой-либо музыкальной композиции учащиеся узнают данные об авторе, истории создания произведения. Это способствует расширению их кругозора, а также готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Наивысшая степень интеграции содержания предметов искусствоведческой направленности достигается при взаимосвязи всех предметов одновременно, в таком случае предпочтительнее использовать поэтапную, блоковую интеграцию. Сценарии интегрированных уроков.
Свои уроки литературы систематически дополняю экранизациями художественных произведений. Выбираю самые важные фрагменты, которые оказывают сильное эмоциональное влияние на обучающихся. Зачастую экранизация литературных произведений отличается от текста оригинала. В этом случае важно не «убежать» от экранизации, а посмотреть на то или иное противоречие с разных позиций, выявить точку зрения автора и режиссера. Это полезно не только для расширения познаний в литературе, искусстве, но и для совершенствования умений устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы, т.е. для достижения метапредметных результатов обучения.
Являясь классным руководителем в классе биолого-химического профиля, для повышения мотивации обучающихся на своих уроках обращаюсь к учебникам профильных предметов химии и биологии. На уроках развития речи юным химикам предлагаю для сочинения такие темы как «Вода – источник жизни», «Для чего нужен кислород» и др. На таких уроках ребята работают с хорошо известной им информацией и вспоминают структуру сочинения-рассуждения, необходимого для сдачи экзамена по русскому языку.
Интерактивная доска в кабинете русского языка и литературы позволяет мне активно использовать ИКТ-технологии. С их помощью можно совершать виртуальные экскурсии по музеям и выставкам, литературным местам, в которых иначе современный школьник может никогда и не побывать. Обучающиеся с интересом воспринимают этот вид работы и с увлечением сами готовят презентации, применяя знания и умения работы с текстовыми и графическими редакторами. Таким образом, и на уроках русского языка и литературы возможно совершенствование и развитие ИКТ-компетенции обучающихся.
В Зауралье живет немало талантливых людей, поэтому нашим ученикам при изучении предметов краеведения доступны не только готовые произведения искусства, но и живое общение с теми, кто знает и любит нашу землю. Личная встреча с автором делает его творчество доступнее и понятнее, побуждает интерес к более глубокому знакомству и осмыслению. Мною были организованы творческие встречи обучающихся с поэтами писателями нашего города.
Таким образом, знания, полученные на интегрированном уроке, не ограничиваются одним предметом, обеспечивая переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.
За время работы над этой методической темой мною составлен банк разработок интегрированных уроков.
Традиционными мероприятиями в моей педагогической деятельности стали литературные вечера, проводимые по биографии и произведениям авторов, изучаемых в рамках предмета «литература». Выбор автора не случаен, мероприятия приурочиваются к круглым юбилейным датам писателей и поэтов. Так, в моей практике были организованы и проведены следующие литературные вечера: Пушкинский вечер «Пушкин – это наше всё», Тургеневский вечер «Тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева», Чеховский вечер «Жизнь. Любовь. Юмор», Лермонтовский вечер «Жизнь мгновенна и ослепительна». На таких мероприятиях ребята рассказывают не только об интересных фактах биографии писателей, не только читают стихи или отрывки из прозаических произведений, но и участвуют в театрализованных сценках, кружатся в вальсе, исполняют романсы на стихи выдающихся поэтов или играют на музыкальных инструментах.
Благодаря таким вечерам жизнь и творчество писателя или поэта запомнится ребятам надолго. Такие мероприятия прививают любовь к культуре, искусству и литературе, создают условия для формирования эстетического вкуса и высокой нравственности. Данная деятельность развивает познавательные, коммуникационные, а также творческие способности ребят. В ходе мероприятий формируется художественный вкус и желание к самореализации.
Все литературные вечера оказываются насыщенными и проходят на одном дыхании. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть литературы, суть педагогики. Продолжая оставаться местом получения знаний, школа становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры, а также формирования чувства любви и уважения к культуре, искусству и истории своей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.