Интегрированный урок химии и математики « Решение задач на растворы и смеси »
Классы:11 класс Предмет(ы): Алгебра Химия Цели урока: Образовательные: 1.Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества. 2.Формировать навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений. 3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами. 4. Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе Развивающие: 1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач. 2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания. 3. Умение оценивать собственные возможности. Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе. Задачи урока.
Оборудование урока: 1. Химические препараты и посуда. 2. Мультимедиа проектор. 3. Раздаточный материал.
Ход урока I. Организационный момент Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Учитель математики: Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике. (Слайд 2): эпиграф…. Учитель химии: В обыденной жизни, мы сможем применить свои знания по решению подобных задач, разбавляя уксусную эссенцию для домашних заготовок, готовя растворы для полива почв на садовом участке. Учитель математики: Организация здорового образа жизни заставляет нас чаще заглядывать на упаковки продуктов питания, чтобы увидеть процентное содержание различных веществ. Мы говорим об экологии района, когда видим объемную долю газообразных выбросов предприятий и транспорта. Выпускник школы должен уметь решать расчетные задачи данного типа и применять свои знания в дальнейшей жизни. Например, вы столкнулись с такой жизненной ситуацией: Ваша мама решила приготовить домашнюю заготовку по рецепту, взятому из интернета или кулинарной книги… В рецепте нужно взять 35 граммов 50% раствора уксуса, а в доме имеется только 70% раствор уксусной эссенции. Как помочь маме и выйти из затруднительной ситуации? /проблемная ситуация/ (Слайд 3) /При решении использовать вместимость 1 чайной ложки = 5 граммам/ Учитель химии. Перед тем как сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент. (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. Во многих текстовых задачах понятие «концентрация» может быть заменена на «жирность» (масло, творог, молоко), «крепость» (уксус), «проба» (золото). (Слайд 4) Итак, тема урока …. « Решение задач на растворы» (учащиеся формулируют сами) Какова цель нашего урока? (Слайд 5-6) (Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомиться с приемами решения задач в математике и химии)
Учитель математики: Задачам на растворы в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 , 11 классах.
Сегодня на уроке мы должны повторить, обобщить, привести в систему методы, приемы решения задач на «смеси», «растворы». Перед вами стоит задача - показать знания и умения по решению таких задач; расширить круг своих знаний, умений, рассмотрев другие приемы решения.
Для урока необходимо повторить понятие процента (Слайд 7) - Что называют процентом? (1/100 часть числа.) - Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, - Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, - Установите соответствие 40% 1/4 25% 0,04 80% 0,4 4% 4/5
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа. - Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.) (Слайд 8) - Найти 10% от 30 (10%=0,1 30*0,1=3) - Вычислите 1) 20% от 70 2) 6% от 20 3) х% от 7
Учитель химии – Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.) -- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.) (Слайд 9) – Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.) Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки. Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе. – Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.) – Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w ) (Слайд 10)
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
Учитель химии предлагает решить учащимся задачу: (Слайд 11)
Задача №1 Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ: 75 г.) Решение.
Дано: ω%=15% m(р-ра)=500г m(в-ва)=? m(в-ва)= m(р-ра) •ω m(в-ва)=500 •0,15=75г Ответ: 75 г марганцовки.
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 500 500*0,15=75(г)- марганцовки. Ответ: 75 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
С точки зрения математики… (Слайд12) Смесь состоит из «чистого вещества» и «примеси». Долей (а)чистого вещества в смеси называется отношение количества чистого вещества(m) в смеси к общему количеству(М) смеси при условии, что они измерены одной и той же единицей массы или объема: a = m/M
Применим это при решении следующей задачи.
Задача №2. (Слайд 13) При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
О чем говорится в этой задаче? (о растворах.) Что происходит с растворами? (смешивают.) Решение:
0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200 0,1х + 60 – 0,3х = 32 -0,2х = -28 х = 140 140(г)- 10% раствора 200 – 140 = 60(г)-30% раствора. Ответ: 140г, 60г. Можно ли решить эту задачу проще, быстрее? Решим с помощью конверта Пирсона: (Слайд 14) 10 14 7 16 = 30 6 3 200:10=20 г – в одной части; 20 * 7=140; 20 *3=60 Ответ: 140г, 60г.
Учитель химии: Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус» используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача. Задача №3 Требуется приготовить 200 г 8% р-ра уксуса. Сколько граммов воды и 80 % раствора уксуса надо взять для приготовления.
Учитель математики. Решим задачу из открытого банка задач ЕГЭ-2016 года. B 14 № 108703. Эту задачу решаем в группах. Группы «Химики» и «Математики». Задача № 4 /по группам/. Определите, какая масса 10%-го и какая масса 50%-го раствора азотной кислоты потребуется для приготовления 500 г 25%-го раствора. В ответ запишите массу 10% раствора. (Слайд15) Решение:
0,1х + 0,5(500-х) = 0,25*500 -0,4х = -125 х = 125:0,4 х = 312,5 312,5 (г) – масса 1 раствора 187,5 (г) – масса 2 раствора. Ответ: 312,5 и 187,5.
Доп. задача Решим задачу из открытого банка задач ЕГЭ-2014 года. А26 № 50636. Смешали 300 г 35-процентного водного раствора некоторого вещества с 600 граммов 5-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет массовая доля получившегося раствора?
С = 135: 900= 0,15 = 15% Ответ: 15% Запишем формулу нахождения концентрации раствора:
Вернемся к нашей проблеме, озвученной нами в начале урока. В рецепте нужно взять 35 граммов 50% раствора уксуса, а в доме имеется только 70% раствор уксусной эссенции. Как помочь маме и выйти из затруднительной ситуации? (Слайд16)
Подведение итогов урока Учитель химии. – Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.) – Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта. Учитель математики. – Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Домашнее задание: (Слайд 17) Важное место в рационе питания человека, а особенно детей занимает молоко и молочные продукты. Решите такую задачу: Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го коктейля? Задача №2. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора? / Слайд 18 /
Рефлексия. (Синквейн) «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок? Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения? Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рассмотрим еще одну задачу на растворы из тестов ЕГЭ и попробуем составить математическую модель задачи:
Решим задачу из открытого банка задач ЕГЭ-2016 года по химии.
А26 № 50636.
Смешали 300 г 35-процентного водного раствора некоторого вещества с 600 граммов 5-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет массовая доля получившегося раствора?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.