Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 14
Интегрированный урок по физике и информатике по теме
«Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения»
Авторы:
Куприкова Ирина Юрьевна, учитель информатики
Макиенко Оксана Геннадьевна , учитель физики
Пояснительная записка.
Тема урока
Лабораторная работа № 2 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
УМК:
Программа по физике:
- авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутника (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2017 г.)
- УМК по физике для 7–9 классов учебников А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса;
Программа по информатике:
- Программы для образовательных учреждений - авторской программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- УМК по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс»,– Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2016 г.
Сценарий урока.
Учебный предмет |
Физика и информатика |
Класс: 9 И |
Тема урока |
Лабораторная работа №2 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
|
Тип урока |
Интегрированный урок комплексного применения знаний и способов действий ( 2 учебных занятия по 40 минут) |
|
Технология смешанного обучения |
Ротация станций (модель смены рабочих зон)
|
|
Цель урока |
Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки по теме равноускоренного движения и осуществлять их перенос в новые условия. |
|
Задачи урока |
1. Актуализация знаний необходимых для проведения исследовательской работы по теме «Равноускоренное движение»; 2. Обобщение и систематизация знаний и способов действий на уровне применения и изменений ситуации при работе с компьютерными образовательными программами (MS Excel) 3. Организация и проведение измерений и вычислений по формулам искомых физических величин, анализ графиков 4. Применение умений и навыков учащихся при работе с формулами и графиками при проведении исследовательской работы. 5. Контроль степени усвоения знаний с помощью теста. 6. Развитие памяти, речи, мышления, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Совершенствование навыков решения тестовых заданий. Развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах. 7. Формирование мировоззрения учащихся, воспитание самостоятельности, чувства коллективизма. |
|
Необходимое оборудование и интернет ссылки. |
Компьютер с доступом в интернет, проектор, желоб лабораторный, шарик, штатив с муфтой, секундомер. |
http://irk14.com.ru/course/view.php?id=3. |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Сформированность ценностей продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе. |
- распознавать равноускоренное прямолинейное движение и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания данного явления; - описывать равноускоренное движение, используя физические величины: перемещение, скорость, ускорение, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; - решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. - использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков; |
Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Умение устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
|
План урока:
1. Организационный этап |
1 минута |
2. Актуализация знаний |
10 минут |
3. Работа по «станциям» (смена рабочих зон) |
60 минут |
4. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. |
3 минуты |
5. Подведение итогов |
2 минуты |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
4 минуты |
Основные этапы организации учебной деятельности
|
|||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
||
Ход урока |
Познавательная
|
Коммуникативная |
Регулятивная
|
1. Организационный этап |
|||
Приветствие учащихся. Подготовка класса к работе. |
Приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Целеполагание. |
2.Актуализация знаний |
|||
Активизация познавательных процессов с помощью филфорда. (приложение №1) По итогам работы с филфордом можно провести деление на группы (1 группу составляют учащиеся, кто первым словом нашел величину время и т.д.). Либо деление на группы сделать до урока учителю. Проведение инструктажа по технике безопасности. Оформление «скелета» лабораторной работы на доске, обоснование теоретической части работы.
|
- Подбирают слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - Прослушивают инструктаж по технике безопасности. - Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Определение проблемы.
|
3. Работа по станциям |
|||
Организация работы учащихся по станциям: 1. Онлайн – тестирование http://irk14.com.ru/course/view.php?id=3. 2. Исследовательская работа в группах 3. Работа с учителем информатики по обработке полученных результатов. |
- Учащиеся выполняют л/р. (Приложение 2.) - самостоятельно указывают на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагают и применяют способы проверки достоверности информации; - анализируют, обобщают, представляют информацию в разных формах. |
- определяют возможные роли в совместной деятельности; - определяют свои действия и действия партнера; - строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения; - принимают решение в ходе диалога и согласовывают его с собеседником
|
- находят достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; - выбирают из предложенных вариантов и самостоятельно ищут средства для решения достижения цели;
|
4. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. |
|||
Комментирование домашнего задания «Ромашка Блума» (приложение № 6) |
Прослушивание комментарий учителя и запись домашнего задания. |
Высказывание предложений по поводу решения домашнего задания. |
Принятие и сохранение учебной задачи. |
5. Подведение итогов |
|||
Обобщение деятельности учащихся и обращение внимания на достижение цели урока. |
Структурирование знаний. |
Обсуждение в парах полученного результата. |
На основе учета характера сделанных ошибок, самооценки внесение необходимых корректив. |
6. Рефлексия |
|||
Учитель предлагает выбрать свое место на «лестнице успеха» по итогам урока и нарисовать ее в тетради. |
|
. |
оценивание степени и способов достижения цели. Фиксирование своего отношения к проведенному уроку |
Приложения.
Приложение №1
Филфорд по теме «Физические понятия»
Слова могут изгибаться в любую сторону под прямым углом, но не пересекаются друг с другом.
1. Найди физические слова, зашифрованные в анаграмме
(смотри образец)
ч |
а |
п |
р |
е |
н |
и |
о |
м |
н |
о |
т |
ю |
ь |
ы |
с |
д |
и |
ж |
в |
е |
н |
о |
л |
к |
о |
н |
н |
а |
н |
и |
т |
я |
о |
с |
ь |
д |
и |
а |
р |
а |
г |
м |
о |
м |
е |
щ |
е |
н |
т |
е |
н |
з |
ы |
ч |
а |
е |
м |
е |
р |
г |
е |
и |
с |
м |
а |
о |
с |
с |
к |
т |
е |
р |
е |
к |
и |
а |
о |
ж |
е |
к |
т |
т |
и |
р |
п |
э |
н |
е |
н |
о |
р |
и |
с |
т |
ь |
а |
т |
а |
л |
т |
о |
м |
с |
к |
о |
м |
п |
у |
о |
с |
т |
с |
и |
а |
с |
а |
ь |
т |
с |
п |
р |
у |
г |
я |
ь |
й |
е |
в |
ы |
т |
и |
к |
а |
у |
в |
р |
е |
и |
р |
и |
л |
е |
р |
а |
в |
н |
о |
м |
е |
р |
м |
т |
о |
л |
н |
и |
о |
б |
а |
р |
в |
у |
с |
н |
я |
к |
б |
а |
е |
а |
т |
е |
и |
с |
е |
е |
р |
о |
с |
а |
а |
г |
н |
и |
л |
д |
у |
е |
и |
н |
м |
е |
с |
т |
р |
2. Заполни разделы (слова взять из анаграммы)
Единицы измерения |
Виды движения |
Величины, характеризующие движение |
Метр |
Равномерное |
Путь |
Секунда |
Равноускоренное |
Скорость |
|
|
Ускорение |
Приложение №2
Лабораторная работа № 2.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Правила техники безопасности.
Цель работы: установить качественную зависимость скорости тела от времени при его равноускоренном движении из состояния покоя, определить ускорение движения тела.
Оборудование: желоб лабораторный, штатив с муфтой, секундомер.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:
№ опыта |
S, м |
t,с |
V, м/с |
а, м\с2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. С помощью муфты закрепите на штативе желоб под углом, так чтобы шарик скатывался по желобу самостоятельно.
3. Поместите шарик в начало желоба и отпустите его. Снимите показания секундомера (t).
4. Увеличьте длину желоба и повторите опыт (опыт № 2);
5. Повторите опыт, увеличив длину желоба еще на 3 см (опыт № 3);
6. Увеличьте угол наклона желоба (2 раза) и, выполнив необходимые измерения, вычислите ускорение а. Сделайте соответствующий вывод.
7. Данные измерений внеси в таблицу. Расчеты величин и построение графика произвести с помощью программы MS Excel.
8. Сделайте вывод о том, как изменяется скорость шарика с увеличением времени ее движения и угла наклона, и о том, каким оказалось ускорение шарика при проведении данных опытов.
Приложение №3
1. Вычислите по формуле скорость движения шарика (V), с которой она двигалась в конце пути и ускорение движения (а) для всех случаев:
|
= ___________________________________________________
= ___________________________________________________
2. Постройте график скорости в зависимости от времени.
Приложение №4
Лестница успеха.
Приложение № 5
Онлайн тестирование проводится на сайте: http://irk14.com.ru/
Тест создан на платформе Moodle.
В разделе «Подготовка к экзамену по физике»
Подраздел РД и РУД. http://irk14.com.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1861
Приложение №6
Ромашка Блума.
РУД
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.